Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковба Марина Васильевна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в Африку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_afriku.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в Африку»

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркута

Ковба М. В.

Воркута 2017

Тема: «Путешествие в Африку».

Цели: познакомить детей с климатическими зонами Африки: пустыня, саванна.

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
  2. Развитие наблюдательности, внимательности, умение делать краткие выводы.
  3. Воспитывать желание помочь животным  людям.

Ход занятия

Блок 1. Ритуал приветствия

Воспитатель передаёт ребёнку стоящему рядом шарик из мягкого материала  и говорит: «Доброе утро, Анечка». Ребенок передаёт дальше, называя имя соседа. Пройдя по кругу, игрушка возвращается к взрослому. 

Блок 2. Основное содержание занятия

 (совместная деятельность со взрослым)

Воспитатель: Ребята, скажите какое время года сейчас?

        Дети: Зима.

        Воспитатель:  Да, за окном мороз, холод, снег,  но есть такие страны, в которых сейчас лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны.  А теперь отгадайте, куда мы свами отправляемся.

Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет?

        Дети: Африка

        Воспитатель: А как называется материк, на котором мы с вами живем?

        Дети: Евразия.

        Воспитатель: Итак, нам пора в путь        

Раздается гудок парохода.

Воспитатель: В Африку мы отправимся на корабле. Нам  нужно выбрать капитана. Поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.

Включается мультимедийная презентация.

Воспитатель:  Ребята,  я вижу самое большое морское животное это синий кит. А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Вот мы и добрались до Африки.  Выходите из корабля, нас ждут приключения, друзья. Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место? Конечно, пустыня. В Африке много пустынь. Мы с вами в пустыне Сахара.  Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?

        Дети: Нет .

Воспитатель:  Оказывается, могут.  Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни , чтобы доставать воду, которая  находится глубоко под землей. К жизни в пустыне приспособились и животные. Отгадайте загадки и вы узнаете какие животные живут в Африке.

“Зверь я горбатый,

Нравлюсь ребятам”.

Кто это?

(…)

        Воспитатель: Верблюда называют кораблем пустыни. А верблюд – это домашнее или дикое животное?

        Дети: Дикое.

 Воспитатель: Караваны  верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.  Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры.

Воспитатель: В пустыне обитают и другие животные.

Появляются на слайдах изображения животных.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Дальше наш путь лежит через  африканский луг  - саванну.

Воспитатель: Чем покрыта земля в саванне?

Дети: Травой.

Воспитатель: Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Они называются боабабы. Это удивительные деревья,  у них  толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. Как вы думаете какое самое высокое животное? Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? Чем питается жираф? Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык . Жираф – хищное или травоядное животное?

Дети: Жираф травоядное животное. Шея такая длинная чтоб доставать себе пищу.

Воспитатель: А вот и  слоны.  Самое удивительное у слона – хобот.

Зачем слону хобот? С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево. Зебры также являются  травоядные животные.

Воспитатель: Название, какого животного состоит их двух слов?

Дети: Носорог.  

Воспитатель: А почему его так назвали?

Носорог  - травоядное или хищное животное?

Дети: Носорог это травоядное животное.

Воспитатель: А каких хищных животных Африки вы знаете?

Это конечно же лев. Как его еще называют?

 Дети: Царь зверей.

Воспитатель: В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

“И петь не поет  и летать не летает… Кто же это?

Дети: Страус.

Воспитатель: У страуса есть крылья и клюв. Страусы , как и другие птицы, откладывают яйца.

Воспитатель: В саванне есть небольшие озера . Это… водопой .Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.

Воспитатель: Еще в Африке есть джунгли.  В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы,  лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него  Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян?

Дети: мартышка, горилла, орангутанг,  шимпанзе, бабуин.

Блок 3. Разминка

Воспитатель: Давайте мы превратимся в маленьких обезьянок и поиграем.

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.

Блок 4. Основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность)

Воспитатель: Сегодня наши приключения продолжатся ребята. Я всегда мечтала побывать в Африке. А вы? Расскажите, а почему вы бы хотели там побывать?

Воспитатель: А как вы думаете, а почему «пустыня» называется пустыней?

Дети: Там кругом только песок.

Воспитатель:  кругом один песок. Что же нам с вами нужно сделать, чтобы выжить?

Дети: Добыть воду.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем найти воду.

Дети начинают копать песок, чем глубже копают тем больше воды появляется.

Блок 5. Рефлексия и подведение итогов

Воспитатель:  Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали? Где были?

Дети: В Африке.

Воспитатель: А кто живет в Африке? (Дети перечисляют). А серый волк тоже живет в Африке! (Педагог ставит игрушку медведя в песок и наблюдает за детьми. Если дети сразу говорят, что медведь в Африке не живет, то задает им вопрос «Почему?». Если дети не обращают внимания, то еще раз указывает на медведя, и объясняет).

Блок 6. Ритуал прощания

Все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Полчаса мы занимались

И немножко баловлись

А теперь детвора

Играть нам пора

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. В предварительной работе познакомить с материком  Африка и Евразия.
  2. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
  3.  Чтение стихов  и отгадывание загадок про животных Африки.
  4. Подготовить материалы и оборудование : «Звуки джунглей»,  животный  мир пустыни,  мультимедийную презентацию, интерактивную песочницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с вулканом»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Закрепляем строение растений»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Закрепляем строение растений»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Отправляемся в космическое путешествие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Отправляемся в космическое путешествие»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие муравья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие муравья»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в осеннем лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в осеннем лесу»...