Живая вода
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Живая вода»
Экспериментирование с детьми «Живая вода».
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально – коммуникативное развитие.
Цель: Расширение знания детей об окружающем мире. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.).
-формировать у детей познавательный интерес к природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
3. Развивающие:
-развивать речь, мышление, любознательность;
-формировать умение анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение.
Оборудование и материалы: Глобус, стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, растительным маслом, песком трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик. Ватные палочки, валериана, яйца, баночка стеклянная, ваза прозрачная, кисточки, пипетка, плоская тарелка, фонограмма шума моря, магнитофон.
Предварительная работа: беседы о воде и её значении, просмотр слайдов вода в природе, как люди используют воду, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», использование игр о воде «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки», чтение художественной литературы по теме «Вода», наблюдение за водой на прогулке.
Ход работы
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
Воспитатель: - Правильно, это вода.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Как вы думаете и где можно встретить воду в природе?
Дети: В морях, речках, в океане, в кране, в луже, в дождике, снеге и т.д.
Воспитатель: Ребята что это у меня? (держит глобус).
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно, это-глобус, Глобус-это модель Земли.
Воспитатель: Как вы думаете, что на глобусе изображено голубым цветом.
Дети: Вода – моря, океаны, реки, озера.
Воспитатель: Да, вода занимает больше площади, чем суша.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Дети: Пить, умываться, поливать растения, готовить, стирать, мыть посуду, полы, купаться и т.д.
Воспитатель: Какая бывает вода?
Дети: Морская, речная, холодная, горячая, теплая, газированная и т.д
Воспитатель: А что делает вода?
Дети: Льется, капает, бурлит, журчит, течет, тает, замерзает…
Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, что будет, когда не станет воды?
Дети: Не сможем попить, покушать, все будет грязное, рыбки, животные, растения погибнут и т.д.
Воспитатель: Да, без воды очень плохо. Поэтому относиться к воде нужно бережно.
Воспитатель: Ребята, вы хотите больше узнать о воде? Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами.
Основная часть
Опытно-исследовательская деятельность.
1опыт. Чем пахнет вода?
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). Два стакана: один с водой, в другом вода с капелькой валерианы. Давайте понюхаем стаканы с водой.
Вывод: Правильно, вода не имеет запаха и начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.
2 опыт. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются
Воспитатель: Возьмём синий стакан с водой и положим в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что случилось с песком? Растворился песок или нет? Возьмём зеленый стаканчик и насыпаем в него обычный песок, размешаем его. Что случилось с песком? Какая стала вода? А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются.
3 опыт. Вода прозрачная.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.
Вывод: Вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём игру-эксперимент «Цветное молоко». Нальём молоко в ёмкость, добавим пипеткой по несколько капель краски. И сейчас мы заставим молоко двигаться с помощью моющего средства. Возьмём ватную палочку, опустим в моющее средство и дотронемся ею до центра ёмкости с молоком. Мы увидим что за чудо произойдёт. Молоко начнёт двигаться ,а краска перемешиваться. Получается чудо-салют.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают».
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют. (Дети сидят с закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.
4 опыт. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
Воспитатель: Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Вывод: Вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
5 опыт. Плавающее яйцо
Воспитатель: Перед вами на столе стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмём в руки яйцо и опустим в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустим туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет).
Вывод: это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
6 опыт. Вода жидкая, может течь.
Воспитатель: А сейчас мы возьмём два стаканчика - один с водой другой пустой. Маша, помоги мне, аккуратно перелей воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему?
Вывод: вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь на берегу моря, чудесный летний день, небо голубое, тёплое солнце. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Воздух чист. Вы чувствуете как тело становится лёгким, послушным, сильным. Дышите легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Открываем глаза, мы полны сил. Какие ощущения?
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"
В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...
Проект "Живая вода"
Долгосрочный прект "Живая вода"реализован в средней группе детского сада.На протяжении 2х месяцев ребята знакомились со свойствами "живой" и "мертвой"-соленой воды.В результате экспремента...
занятие "Живая вода"
узнать что такое вода,...
Город живой воды
Конспект интегрированного занятия-эксперимента в подготовительной к школе группе к 150-летию города Горячий Ключ....
Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников "Живая вода"
Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических де...
Конспект на тему « Живая вода».
Через непосредственно образовательную деятельность продолжать формирование у детей представление о свойствах воды и ее значении для всего живого....
Живая вода
Сценарий агитбригады берегите воду...