Проект "Живая вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тютяева Светлана Ивановна

 

Долгосрочный прект "Живая вода"реализован  в средней группе детского сада.

На протяжении 2х месяцев ребята знакомились со свойствами "живой" и "мертвой"-соленой воды.

В результате экспрементальной деятельности дети проращивали горох в "живой" и "мертвой"воде. 

И усвоили свойства, качества и применение воды в повседневной жизни.

В игровой форме ребята узнали как беречь природу и главный источник жизни-воду.

В ходе проекта был изготовлен альбом, книга и творческие работы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Экологический проект «Я познаю мир…»

Участники проекта: дети (Лера Гындак, Вадим Сторожилов, Саша Усатов, Ира Фролова) воспитатель (Тютяева Светлана Ивановна, воспитатель II категории), родители (Сторожилова Наталья Вильгельмовна).

Тип проекта: экспериментальный

Актуальность проекта         

1.Сохранение водного баланса на Земле.

2.Экологическая культура подрастающего поколения.

3.Дети с самого раннего детства любят слушать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой и мертвой» воде.

Цель: Расширить знания детей о значимости воды в жизни человека и о ее свойствах.

Задачи проекта:        

I.Образовательные.

.1.-формировать представления о значимости воды;

2.-способствовать расширению знаний о воде;

II Развивающие.

1. -выяснить в каких русских сказках встречается упоминание о воде и в чем заключается её волшебство

III. Воспитательные.

-воспитание экологической культуры детей.

Исследовательская работа «Живая и мертвая вода»

1этап. «Выбор темы».

«Рассуждалки»

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Откуда она к нам приходит и для чего она нам нужна.?

Вадим: -Вода нужна чтобы умываться;

Ира: -И для того, чтобы мыть пол;

Саша: -Еще воду мы пьем;

Лера: -Из воды мама варит суп.

(Просмотр презентации о воде).

С самых первых лет жизни ребенок знакомится с устным народным творчеством. В русских народных сказках очень часто злые герои убивают добрых. И чтобы исправить несправедливость, народ придумал «живую» и «мертвую» воду, при помощи которой лечат больных. Трудно её достать, далеко за ней надо путешествовать…

Мы с детьми решили ответить на этот вопрос. А  существует ли  «живая и «мертвая» вода? И мы решили узнать больше о воде.

Какая бывает вода, может ли она быть «мертвой» или «живой»?

2 этап. «Выработка гипотезы».

Гипотеза мамы Вадима: «Если во многих сказках есть упоминание о

«живой» и «мертвой» воде, то я думаю, что такая вода есть и у нас в природе».

Гипотеза папы  Леры: «Если в нашей жизни есть место «живой и мертвой» воде, то живую воду можно приготовить в лаборатории при помощи специального оборудования».

Гипотеза детей и воспитателя: Если «живая и мертвая» вода в русских народных сказках обладают волшебными свойствами, то  мы можем приготовить сами «живую и мертвую» воду в бытовых условиях.

Методы проекта:

-беседа;

-повседневные наблюдения;

-чтение сказок о «живой и мертвой» воде (Иван – царевич и Серый волк»,  «Марья  Моревна», «Иван и Чудо - Юдо»;

-опрос взрослых;

-просмотр презентации о воде;

- совместная экспериментальная деятельность:

воспитатель- дети;

воспитатель_ родители;

родители_ дети.

-работа с компьютером

-материал для экспериментальной деятельности: ( глобус, 2 тканевых белых салфетки, пронумерованные баночки, семена гороха, «живая и мертвая вода»)

Ход проекта.

Подготовительный этап

«Для чего человеку нужна вода?»

Цель: систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека.

Развивать наблюдательность и логическое мышление.

Воспитывать бережное отношения к воде.        

Воспитатель: :Ребята, сегодня мы с вами весь день будем узнаем зачем нам нужна вода ?!

(аудиозапись льющейся воды)

Воспитатель: -Ребята, что вы слышите? Давайте посмотрим, кто к нам пришел?

Дети: -Вода!

Воспитатель: -Ребята, это Водяной!

Приходит Водяной, приносит с собой  музыкальную книгу о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 А теперь отгадайте загадку:  

«Меня пьют,

 меня льют.

  Всем  нужна я,

   Кто я такая?»

Дети: -Вода.

Водяной: -Правильно, вода- это моя старшая дочь!

Воспитатель: -Для чего нужна вода?

Лера: -Водой мы умываемся.

Воспитатель: -Ира, ты знаешь потешку о воде?

  Ира: - «Водичка, водичка!

               Умой моё личико!

               Чтобы глазоньки блестели,  

               Чтобы щечки краснели,

                Что б смеялся роток,

                Что б кусался зубок!

Воспитатель:- Молодец, Ирочка.

Для чего еще нам нужна вода?

 

Лера:- Моем посуду…

Ира : -Стираем бельё

Вадим: - Поливаем и опрыскиваем цветы.

Воспитатель: Правильно, ребята, без воды не могут жить ни человек, ни животные, ни растения.

Воспитатель с детьми присаживаются к столу, на котором стоят атрибуты к дальнейшему эксперименту.

Воспитатель: -Ребята, это глобус- модель нашей земли. Какого цвета на нем много?

-Саша: -Голубого

Воспитатель: - Правильно, голубого. Этим цветом обозначают реки, озера, моря, океаны. В реках и озерах вода пресная- без вкуса. А в морях и океанах- соленая.

Кажется, что воды на земле много, но которая нужна человеку, на самом деле, очень мало.

-Какую  воду мы пьем, соленую или пресную?

Саша: - воду мы пьем несоленую.

Воспитатель: - Правильно, такая вода называется пресной . Человек не может пить соленую воду. Есть такие страны, где людям не хватает воды, чтобы утолить жажду. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды только 3 дня.

Эксперимент № 1

Тема «Свойства воды»

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека.

 Продолжать знакомить детей со свойствами воды( жидкая, твердая, газообразная).

Обогащать и активизировать словарь. (пар, бесцветная вода)

Ход эксперимента:

1 Воспитатель .предлагает  детям понюхать воду и сказать ,чем она пахнет?

Лера: -Ничем не пахнет!

Воспитатель: -Теперь возьмите другой стаканчик и сравните запах.

Дети: - В стаканчике сок!

Ира: В стаканчике виноградный сок!

Воспитатель: -Правильно, это сок и у него есть запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

2.Перед детьми стоит стакан с водой и молоком, в которых опущены чайные ложечки.

Воспитатель: - В каком стакане видно чайную ложечку?  Почему?

Вадим: - В стакане с водой  ложечку видно, потому что вода бесцветная.

 Воспитатель: - Правильно, в стакане с водой ложечку видно, потому что вода бесцветная, прозрачная.

Вывод: в стакане с молоком ложечку  не видно, а в стакане с водой видно, потому что вода прозрачная.

3.Перед детьми 2 стакана с водой и соком.

Предложить детям попробовать воду,  а затем сок.

-Есть ли у воды вкус?

Дети: «Нет»

Воспитатель: - А какой на вкус сок?

Дети: - Сладкий, вкусный.

Воспитатель: -Когда нам очень хочется пить, то вода нам кажется очень вкусной, хотя на самом  деле у воды вкуса нет.

Вывод: у воды нет вкуса

4.Вода существует в трех состояниях: жидкая, твердая и парообразная.

Переливаем воду из стакана в тарелочку.

-Ребята, что можно сказать о воде? Какая она?

Дети: - Жидкая. Она льется.

Воспитатель: - Правильно, ребята, молодцы!

Посмотрите, перед детьми стоит стаканчик со снегом,

что произойдет со снегом при комнатной температуре?

Дети:- Снег растает и превратится в воду.

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

-А как нам сделать твердую воду - лёд?

Саша: Воду надо поставить на улицу.

Воспитатель: - Правильно, можно воду поставить на улицу или поставить в морозильную камеру. И тогда она превратится в лед.

Сейчас мы с Лерой отнесем водичку в морозильную камеру и посмотрим, что с ней произойдет.

-Ребята, а как нам сделать из воды пар?

Вадим: - Воду можно  нагреть на огне.

Воспитатель: - Молодец, правильно.

-Давайте мы с вами посмотрим на этот эксперимент при помощи горячей воды.

(Перед детьми стоит стакан с горячей водой, накрытый крышечкой);

-Что это за капельки на крышке?

Дети: - Это пар.

Воспитатель: - Правильно, это пар.

Вывод:

При комнатной температуре снег и лед  превращаются в воду, при кипячении вода превращается в пар, на морозе вода замерзает.

Физминутка «Дождик»

В заключении дети рисуют снежинку или дождик.

Эксперимент №2

Тема «Живая и мертвая вода».

Цель: Познакомить детей с изготовлением «живой и мертвой» воды в домашних условиях. Развивать логическое мышление. Обогащать словарный запас («живая и мертвая» вода, сбрызгивание  ран, талая вода).

Воспитатель:

-Ребята мы с вами прочитали много сказок о «живой и мертвой» воде. Живая вода находится в тридевятом царстве. И приносят живую воду  ворон, сокол, орел и голубь. И кто выпьет «живой» воды к тому возвращаются жизнь и сила.

-Кто, ребята, приносит «живую и мертвую» воду?

Саша: - Ворон, голубь ,орел.

Лера: - И сокол.

Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, но не воскрешает; только сбрызгивание живой водой возвращает сказочных героев к жизни.

Сегодня мы с вами попробуем сами сделать «живую» воду. Для этого надо поставить стакан с водой в морозильную камеру, что мы с вами уже сделали.

- Что с водой произойдет?

Лера: - В морозилке вода превратится в лед.

Воспитатель: - Правильно, она замерзнет. Но нам надо проследить, чтобы в стакане оставалось немного воды, которая не превратилась в ,лед. Вот эта вода  и называется «живой».

Так же «живую» воду мы с вами уже делали из снега.

И где мы с вами нашли применение  талой воде?

Ира: - Этой водичкой мы поливали веточки.

Воспитатель: - Правильно, поливали цветы, чтобы они хорошо росли, не болели  и  радовали нас своими цветами.

-Ребята, вода бывает водопроводной, которая течет из крана,

Вода из родника?

Саша: - Родниковая

Воспитатель: - Вода из моря?

Вадим: - Морская.

Воспитатель: - Вода после дождя?

Ира: - Дождевая.

Эксперимент №3

Цель: Познакомить детей с новым видом деятельности- проращиванием гороха. Делать простые умозаключения. Активизация словаря (:проращивание,  ростки)

Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку:

« У царя Гороха дочки

Спят в кроваточке - стручочке

Кругленьки, хорошеньки

Всех зовут …(горошинки)

Сегодня мы с вами будем проверять нашу «живую и мертвую» водичку, проращивая горох.

Для этого Ира с Вадимом опустят горох в баночки с №1 №2.

мы с вами перельем остатки растаявшей воды из морозилки в баночку № 1, а в баночку №2 нальем воды из крана  и положим  в них горох.

Теперь мы пронаблюдаем, что произойдет с горохом через з дня.

Эксперимент №4

Цель: Воспитывать в детях интерес к экспериментальной деятельности. Устанавливать взаимосвязь в ходе эксперимента. Обогащение словарного запаса детей.

Воспитатель:

-Ребята, мы продолжаем с вами играть с «живой и мертвой» водой. Сегодня мы с вами проверим и  узнаем, в какой баночке «живая» вода, а в какой «мертвая».

Воспитатель:- Сейчас мы с Вадимом нальем водичку из водопроводного крана в баночку №2.

В баночке №2 у нас будет «мертвая « водичка.

-Какая водичка, Вадим, у нас в баночке №2

Вадим: - Мертвая.

А в баночку №1 с Ирой нальем водичку из контейнера, которая у нас растаяла из морозильной камеры.

В баночке №1 у нас  «живая» вода.

-Какая вода, Ирочка, у нас в баночке №1

Ира: – Живая водичка.

Перед вами на столе ле жат белые салфетки с цифрами 1 и 2.

И баночки с «живой» водой №1 и баночкой №2 с «мертвой»  водой.

Надо полить водичкой из баночки №1 на салфеточку №1,

А затем из баночки №2 на салфеточку №2.

Теперь салфеточки  положим на батарею, чтобы они высохли.


Через некоторое время, воспитатель с детьми делают вывод эксперимента.

Ира: - Салфеточка №1-чистая, потому что водичка в баночке №1 была «живая»

Вадим : - А на салфеточке № 2 желтое пятно, И на неё мы поливали «мертвой» водой.

Вывод: Салфеточка №1 чистая, а на салфеточке №2 грязное пятно.

Следовательно, в баночке№1- «живая» вода, а в баночке №2-«мертвая».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Воспитатель: - Ребята, «живой» водой  называют также крещенскую воду. В крещение люди купаются в реке,  проруби. Кто ездил вместе с родителями купаться на крещение?

Замечено, что после купания в зимней проруби люди не болеют.

Ребята, «мертвая» вода на вкус соленая и на Земле есть соленые моря, где люди лечат кожные заболевания. Это море так и называется - «Мертвое».В таком море невозможно утонуть, потому что соленая вода «выталкивает» человека на поверхность. Но в таком море надо быть предельно-осторожным, чтобы  вода не попала в глаза.

-Дети, кто знает, как можно беречь и сохранять воду?

Саша:  - Закрывать кран, чтобы вода зря не проливалась,

Лера: - Собирать воду в бочки, чтобы поливать  огород.

Воспитатель: - Ребята, а  что нам надо делать, чтобы реки и водоемы были чистыми?

Вадим: - Нельзя бросать в них бумагу, палки.

Воспитатель: - А можно мыть машины возле  реки?        

Ира: -Нет! Вода  в реке тоже будет грязной!

Воспитатель: - Мы с вами будем беречь воду? Потому что без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не смогут.

 В результате проделанной работы мы с детьми пришли к выводу, что действительно вода, как  сказках, так и в жизни, творит чудеса. И  подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: «Живая» и «мёртвая» вода  в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».

ОТКРЫТИЕ: «Мертвая» вода тоже имеет лечебные свойства.

Воспитатель: - Чем  нам может помочь «мертвая» вода?

Лера: - Полощем  горлышко, когда болит.

Вадим: - Мама промывает носик соленой водой.

Ира: - А я с мамой тоже полощу  горлышко, только ее пить нельзя- она не вкусная.

Результативность проекта:

-создание альбома  на тему «Вода»

-выпуск книжки- малышки о воде.

-выставка рисунков на тему «Волшебная капелька»

-итоговое мероприятие «В гостях у царицы Водицы»

Список литературы:

Русские народные сказки:«Иван- царевич и Серый волк» ,

« Марья Моревна»,

« Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Детская энциклопедия.

О.А.Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода».

Презентации и иллюстрации по теме «Вода».

Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...