Проект "Живая вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Долгосрочный прект "Живая вода"реализован в средней группе детского сада.
На протяжении 2х месяцев ребята знакомились со свойствами "живой" и "мертвой"-соленой воды.
В результате экспрементальной деятельности дети проращивали горох в "живой" и "мертвой"воде.
И усвоили свойства, качества и применение воды в повседневной жизни.
В игровой форме ребята узнали как беречь природу и главный источник жизни-воду.
В ходе проекта был изготовлен альбом, книга и творческие работы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Живая вода" в средней группе детского сада. | 537.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Я познаю мир…»
Участники проекта: дети (Лера Гындак, Вадим Сторожилов, Саша Усатов, Ира Фролова) воспитатель (Тютяева Светлана Ивановна, воспитатель II категории), родители (Сторожилова Наталья Вильгельмовна).
Тип проекта: экспериментальный
Актуальность проекта
1.Сохранение водного баланса на Земле.
2.Экологическая культура подрастающего поколения.
3.Дети с самого раннего детства любят слушать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой и мертвой» воде.
Цель: Расширить знания детей о значимости воды в жизни человека и о ее свойствах.
Задачи проекта:
I.Образовательные.
.1.-формировать представления о значимости воды;
2.-способствовать расширению знаний о воде;
II Развивающие.
1. -выяснить в каких русских сказках встречается упоминание о воде и в чем заключается её волшебство
III. Воспитательные.
-воспитание экологической культуры детей.
Исследовательская работа «Живая и мертвая вода»
1этап. «Выбор темы».
«Рассуждалки»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Откуда она к нам приходит и для чего она нам нужна.?
Вадим: -Вода нужна чтобы умываться;
Ира: -И для того, чтобы мыть пол;
Саша: -Еще воду мы пьем;
Лера: -Из воды мама варит суп.
(Просмотр презентации о воде).
С самых первых лет жизни ребенок знакомится с устным народным творчеством. В русских народных сказках очень часто злые герои убивают добрых. И чтобы исправить несправедливость, народ придумал «живую» и «мертвую» воду, при помощи которой лечат больных. Трудно её достать, далеко за ней надо путешествовать…
Мы с детьми решили ответить на этот вопрос. А существует ли «живая и «мертвая» вода? И мы решили узнать больше о воде.
Какая бывает вода, может ли она быть «мертвой» или «живой»?
2 этап. «Выработка гипотезы».
Гипотеза мамы Вадима: «Если во многих сказках есть упоминание о
«живой» и «мертвой» воде, то я думаю, что такая вода есть и у нас в природе».
Гипотеза папы Леры: «Если в нашей жизни есть место «живой и мертвой» воде, то живую воду можно приготовить в лаборатории при помощи специального оборудования».
Гипотеза детей и воспитателя: Если «живая и мертвая» вода в русских народных сказках обладают волшебными свойствами, то мы можем приготовить сами «живую и мертвую» воду в бытовых условиях.
Методы проекта:
-беседа;
-повседневные наблюдения;
-чтение сказок о «живой и мертвой» воде (Иван – царевич и Серый волк», «Марья Моревна», «Иван и Чудо - Юдо»;
-опрос взрослых;
-просмотр презентации о воде;
- совместная экспериментальная деятельность:
воспитатель- дети;
воспитатель_ родители;
родители_ дети.
-работа с компьютером
-материал для экспериментальной деятельности: ( глобус, 2 тканевых белых салфетки, пронумерованные баночки, семена гороха, «живая и мертвая вода»)
Ход проекта.
Подготовительный этап
«Для чего человеку нужна вода?»
Цель: систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека.
Развивать наблюдательность и логическое мышление.
Воспитывать бережное отношения к воде.
Воспитатель: :Ребята, сегодня мы с вами весь день будем узнаем зачем нам нужна вода ?!
(аудиозапись льющейся воды)
Воспитатель: -Ребята, что вы слышите? Давайте посмотрим, кто к нам пришел?
Дети: -Вода!
Воспитатель: -Ребята, это Водяной!
Приходит Водяной, приносит с собой музыкальную книгу о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
А теперь отгадайте загадку:
«Меня пьют,
меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?»
Дети: -Вода.
Водяной: -Правильно, вода- это моя старшая дочь!
Воспитатель: -Для чего нужна вода?
Лера: -Водой мы умываемся.
Воспитатель: -Ира, ты знаешь потешку о воде?
Ира: - «Водичка, водичка!
Умой моё личико!
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Что б смеялся роток,
Что б кусался зубок!
Воспитатель:- Молодец, Ирочка.
Для чего еще нам нужна вода?
Лера:- Моем посуду…
Ира : -Стираем бельё
Вадим: - Поливаем и опрыскиваем цветы.
Воспитатель: Правильно, ребята, без воды не могут жить ни человек, ни животные, ни растения.
Воспитатель с детьми присаживаются к столу, на котором стоят атрибуты к дальнейшему эксперименту.
Воспитатель: -Ребята, это глобус- модель нашей земли. Какого цвета на нем много?
-Саша: -Голубого
Воспитатель: - Правильно, голубого. Этим цветом обозначают реки, озера, моря, океаны. В реках и озерах вода пресная- без вкуса. А в морях и океанах- соленая.
Кажется, что воды на земле много, но которая нужна человеку, на самом деле, очень мало.
-Какую воду мы пьем, соленую или пресную?
Саша: - воду мы пьем несоленую.
Воспитатель: - Правильно, такая вода называется пресной . Человек не может пить соленую воду. Есть такие страны, где людям не хватает воды, чтобы утолить жажду. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды только 3 дня.
Эксперимент № 1
Тема «Свойства воды»
Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды( жидкая, твердая, газообразная).
Обогащать и активизировать словарь. (пар, бесцветная вода)
Ход эксперимента:
1 Воспитатель .предлагает детям понюхать воду и сказать ,чем она пахнет?
Лера: -Ничем не пахнет!
Воспитатель: -Теперь возьмите другой стаканчик и сравните запах.
Дети: - В стаканчике сок!
Ира: В стаканчике виноградный сок!
Воспитатель: -Правильно, это сок и у него есть запах.
Вывод: вода не имеет запаха.
2.Перед детьми стоит стакан с водой и молоком, в которых опущены чайные ложечки.
Воспитатель: - В каком стакане видно чайную ложечку? Почему?
Вадим: - В стакане с водой ложечку видно, потому что вода бесцветная.
Воспитатель: - Правильно, в стакане с водой ложечку видно, потому что вода бесцветная, прозрачная.
Вывод: в стакане с молоком ложечку не видно, а в стакане с водой видно, потому что вода прозрачная.
3.Перед детьми 2 стакана с водой и соком.
Предложить детям попробовать воду, а затем сок.
-Есть ли у воды вкус?
Дети: «Нет»
Воспитатель: - А какой на вкус сок?
Дети: - Сладкий, вкусный.
Воспитатель: -Когда нам очень хочется пить, то вода нам кажется очень вкусной, хотя на самом деле у воды вкуса нет.
Вывод: у воды нет вкуса
4.Вода существует в трех состояниях: жидкая, твердая и парообразная.
Переливаем воду из стакана в тарелочку.
-Ребята, что можно сказать о воде? Какая она?
Дети: - Жидкая. Она льется.
Воспитатель: - Правильно, ребята, молодцы!
Посмотрите, перед детьми стоит стаканчик со снегом,
что произойдет со снегом при комнатной температуре?
Дети:- Снег растает и превратится в воду.
Воспитатель: Молодцы! Правильно.
-А как нам сделать твердую воду - лёд?
Саша: Воду надо поставить на улицу.
Воспитатель: - Правильно, можно воду поставить на улицу или поставить в морозильную камеру. И тогда она превратится в лед.
Сейчас мы с Лерой отнесем водичку в морозильную камеру и посмотрим, что с ней произойдет.
-Ребята, а как нам сделать из воды пар?
Вадим: - Воду можно нагреть на огне.
Воспитатель: - Молодец, правильно.
-Давайте мы с вами посмотрим на этот эксперимент при помощи горячей воды.
(Перед детьми стоит стакан с горячей водой, накрытый крышечкой);
-Что это за капельки на крышке?
Дети: - Это пар.
Воспитатель: - Правильно, это пар.
Вывод:
При комнатной температуре снег и лед превращаются в воду, при кипячении вода превращается в пар, на морозе вода замерзает.
Физминутка «Дождик»
В заключении дети рисуют снежинку или дождик.
Эксперимент №2
Тема «Живая и мертвая вода».
Цель: Познакомить детей с изготовлением «живой и мертвой» воды в домашних условиях. Развивать логическое мышление. Обогащать словарный запас («живая и мертвая» вода, сбрызгивание ран, талая вода).
Воспитатель:
-Ребята мы с вами прочитали много сказок о «живой и мертвой» воде. Живая вода находится в тридевятом царстве. И приносят живую воду ворон, сокол, орел и голубь. И кто выпьет «живой» воды к тому возвращаются жизнь и сила.
-Кто, ребята, приносит «живую и мертвую» воду?
Саша: - Ворон, голубь ,орел.
Лера: - И сокол.
Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, но не воскрешает; только сбрызгивание живой водой возвращает сказочных героев к жизни.
Сегодня мы с вами попробуем сами сделать «живую» воду. Для этого надо поставить стакан с водой в морозильную камеру, что мы с вами уже сделали.
- Что с водой произойдет?
Лера: - В морозилке вода превратится в лед.
Воспитатель: - Правильно, она замерзнет. Но нам надо проследить, чтобы в стакане оставалось немного воды, которая не превратилась в ,лед. Вот эта вода и называется «живой».
Так же «живую» воду мы с вами уже делали из снега.
И где мы с вами нашли применение талой воде?
Ира: - Этой водичкой мы поливали веточки.
Воспитатель: - Правильно, поливали цветы, чтобы они хорошо росли, не болели и радовали нас своими цветами.
-Ребята, вода бывает водопроводной, которая течет из крана,
Вода из родника?
Саша: - Родниковая
Воспитатель: - Вода из моря?
Вадим: - Морская.
Воспитатель: - Вода после дождя?
Ира: - Дождевая.
Эксперимент №3
Цель: Познакомить детей с новым видом деятельности- проращиванием гороха. Делать простые умозаключения. Активизация словаря (:проращивание, ростки)
Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку:
« У царя Гороха дочки
Спят в кроваточке - стручочке
Кругленьки, хорошеньки
Всех зовут …(горошинки)
Сегодня мы с вами будем проверять нашу «живую и мертвую» водичку, проращивая горох.
Для этого Ира с Вадимом опустят горох в баночки с №1 №2.
мы с вами перельем остатки растаявшей воды из морозилки в баночку № 1, а в баночку №2 нальем воды из крана и положим в них горох.
Теперь мы пронаблюдаем, что произойдет с горохом через з дня.
Эксперимент №4
Цель: Воспитывать в детях интерес к экспериментальной деятельности. Устанавливать взаимосвязь в ходе эксперимента. Обогащение словарного запаса детей.
Воспитатель:
-Ребята, мы продолжаем с вами играть с «живой и мертвой» водой. Сегодня мы с вами проверим и узнаем, в какой баночке «живая» вода, а в какой «мертвая».
Воспитатель:- Сейчас мы с Вадимом нальем водичку из водопроводного крана в баночку №2.
В баночке №2 у нас будет «мертвая « водичка.
-Какая водичка, Вадим, у нас в баночке №2
Вадим: - Мертвая.
А в баночку №1 с Ирой нальем водичку из контейнера, которая у нас растаяла из морозильной камеры.
В баночке №1 у нас «живая» вода.
-Какая вода, Ирочка, у нас в баночке №1
Ира: – Живая водичка.
Перед вами на столе ле жат белые салфетки с цифрами 1 и 2.
И баночки с «живой» водой №1 и баночкой №2 с «мертвой» водой.
Надо полить водичкой из баночки №1 на салфеточку №1,
А затем из баночки №2 на салфеточку №2.
Теперь салфеточки положим на батарею, чтобы они высохли.
Через некоторое время, воспитатель с детьми делают вывод эксперимента.
Ира: - Салфеточка №1-чистая, потому что водичка в баночке №1 была «живая»
Вадим : - А на салфеточке № 2 желтое пятно, И на неё мы поливали «мертвой» водой.
Вывод: Салфеточка №1 чистая, а на салфеточке №2 грязное пятно.
Следовательно, в баночке№1- «живая» вода, а в баночке №2-«мертвая».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Воспитатель: - Ребята, «живой» водой называют также крещенскую воду. В крещение люди купаются в реке, проруби. Кто ездил вместе с родителями купаться на крещение?
Замечено, что после купания в зимней проруби люди не болеют.
Ребята, «мертвая» вода на вкус соленая и на Земле есть соленые моря, где люди лечат кожные заболевания. Это море так и называется - «Мертвое».В таком море невозможно утонуть, потому что соленая вода «выталкивает» человека на поверхность. Но в таком море надо быть предельно-осторожным, чтобы вода не попала в глаза.
-Дети, кто знает, как можно беречь и сохранять воду?
Саша: - Закрывать кран, чтобы вода зря не проливалась,
Лера: - Собирать воду в бочки, чтобы поливать огород.
Воспитатель: - Ребята, а что нам надо делать, чтобы реки и водоемы были чистыми?
Вадим: - Нельзя бросать в них бумагу, палки.
Воспитатель: - А можно мыть машины возле реки?
Ира: -Нет! Вода в реке тоже будет грязной!
Воспитатель: - Мы с вами будем беречь воду? Потому что без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не смогут.
В результате проделанной работы мы с детьми пришли к выводу, что действительно вода, как сказках, так и в жизни, творит чудеса. И подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».
ОТКРЫТИЕ: «Мертвая» вода тоже имеет лечебные свойства.
Воспитатель: - Чем нам может помочь «мертвая» вода?
Лера: - Полощем горлышко, когда болит.
Вадим: - Мама промывает носик соленой водой.
Ира: - А я с мамой тоже полощу горлышко, только ее пить нельзя- она не вкусная.
Результативность проекта:
-создание альбома на тему «Вода»
-выпуск книжки- малышки о воде.
-выставка рисунков на тему «Волшебная капелька»
-итоговое мероприятие «В гостях у царицы Водицы»
Список литературы:
Русские народные сказки:«Иван- царевич и Серый волк» ,
« Марья Моревна»,
« Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Детская энциклопедия.
О.А.Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода».
Презентации и иллюстрации по теме «Вода».
Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...