открытое занятие "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Солнышкова Елена Ивановна

Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное   учреждение  «Детский сад № 16»

Конспект  занятия

  по ознакомлению с окружающим миром 
в средней группе

« ВОЗДУХ- НЕВИДИМКА»

Провела  воспитатель:

 Солнышкова  Елена Ивановна

2018г

                                             г. АЛЕЙСК

Цель: Расширять знания о воздухе. 
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». 

Обучающие задачи
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. 

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. 

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов. 

Развивающие задачи: 
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. 

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. 

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой 

Методологические приемы: беседа-диалог , игровая ситуация , физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей). 

Гипотезы: 

- воздух постоянно нас окружает; 

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 

- воздух легче воды; 

- воздух есть внутри людей; 

- без воздуха невозможна жизнь. 

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик. 

Ход занятия: 

Игра «Доброе утро»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру

Я скажу, доброе утро и назову кого- то из вас, того кого я назову  помашут мне рукой и я буду знать что вы меня услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем.

  • Доброе утро всем девочкам.
  • Доброе утро всем мальчикам
  • Доброе утро всем тем у кого хорошее настроение.
  • Доброе утро всем тем кто будет заниматься.
  • Но и конечно нашим гостям скажем дружно доброе утро (машем рукой)

 Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: 

Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

Дети: Воздух! 

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? 
Дети: Нет, не видим. 
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? 
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в лабораторию. Вот наша лаборатория посмотрите сколько здесь много разного оборудывания, оно нам пригодится для исследований. (дети проходят к столу 1).

 Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 
Дети: Да. 

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). 

 Воспитатель: Ребята что это? ( пакет) Что в нём? 

  Дети: Он пуст. 

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, его можно сложить в несколько раз, сложим пополам и еще раз пополам. А сейчас будем учиться ловить воздух. откроем пакет , ручки вверх и быстро опустим   вниз .  Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 

ВЫВОД:

Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель:

Какого цвета воздух? (ответы детей). На столе у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? 

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 

ВЫВОД

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный , бесцветный. 

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный

опыт! 
              Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали! 
Посмотрели , посветили 
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой когда воздух мы выпустили? 

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» максимально надуть щеки , удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек. 

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. 

Опыт 2. «Воздух в человеке».

 На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки. 

Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

ВЫВОД

Значит сейчас мы  убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать? 

Дети: Умеем! 

Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот. 

Физкультминутка: 
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) 
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) 
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) 
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) 
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) 
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) 
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). 


Опыт 3. «Что легче: вода или воздух?»

 Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. 

Воспитатель : как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

ВЫВОД:

Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять. 

Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом). 

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом! 

Воздух очень много может! 
Он нам рисовать поможет! 
В трубочки подуем- 
Капельки раздуем! 

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».

 Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали

и мы устроим выставку ваших рисунков! 

Дети: Здорово! 
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам выйти из нашей лаборатории и отправиться в сказочный лес, где много деревьев подышать чистым воздухом. Ведь деревья очищают воздух (играет спокойная музыка).
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! (присаживаемся на стульчики) .  В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии)

Что воздух постоянно нас окружает,   но мы его не видим, почему? ( воздух прозрачный, бесцветный )

Что воздух невидим, но его можно найти разными способами; Как? (поймать в пакет. подуть и увидеть в виде пузырьков)

 
Что воздух легче воды; 

       Что мы с вами дышим воздухом; 
 что воздух есть внутри людей. 

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Невидимка-Озорник"

Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре;- объяснить причины возникновения ветра;- раскрыть   значение   этого   явления   для   жизни...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»

«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...

Открытое занятие "Воздух - невидимка"

              «Воздух — Невидимка»...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

конспект открытого занятия во 2 младшей группе на тему "Живет воздух невидимка"

Содержит конспект занятия с фотографиями, самоанализ....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...