Открытое занятие "Воздух - невидимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Воздух — Невидимка»
(Занятие в старшей группе.)
Задача: познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека , со значением для всего живого.
Ход занятия.
(1 часть)
В-ль — ребята , подойдите ко мне и послушайте загадку.
« Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха и цвета
Угадайте,что же это?» (воздух)
В-ль — ребята,а хотите познакомиться с воздухом поближе? Попытаться увидеть его, услышать, почувствовать?. Для этого мы с вами создадим условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты.
Дети — да.
В-ль — посмотрите вокруг и расскажите мне какие предметы находятся в нашей просторной группе.
Дети — мебель, окна, тены, пол, потолок, двери, игрушки и т. д.
В-ль — а ,что находиться между потолком и полом,стенами, что находится вокруг нас?
Дети — воздух.
В-ль — да,правильно,воздух. Ребята,а вы его видите?
Дети — нет.
В-ль — и я не вижу, никто не видит, то есть он невидимка, но он есть всегда вокруг нас.
В-ль — но почему же мы его не видим,как вы думаете?
Дети потому что он прозрачный.
Через него все видно.
В-ль — чистый воздух прозрачный,а если появляется например дым от костра, то он становится непрозрачным (примеси)
А,что еще бывает прозрачным?
Дети — стекла,аквариум,окна,лампочки.
В-ль — а вы хотите увидеть воздух?(да)
Давайте проделаем опыт.
В-ль — возьмите лист картона и тихо взмахните. Что произошло?
Дети — листочки слегка сдвинулись.
А теперь взмахните сильно,что произошло?
Дети — листочки разлетелись.
В-ль — объясните почему.
Дети — между салфеткой и картоном есть воздух,он привел салфетку в движение.
СЛЕДУЮЩИЙ ОПЫТ.
У вас в тарелочках налита вода и на воде бумажный кораблик,но он не движется,как мы можем привести его в движение?
Д — силой выдыхаемого воздуха,то есть сделать глубокий вдох, вытянуть губы трубочкой и ветер готов. Куда дует, туда и кораблик плывет.
В — в первом и во втором опытах произошло движение предметов с помощью воздуха,какой ы из этого можем сделать вывод?
Д - воздух имеет силу.
В — что значит силу?
Д — движение воздуха в природе называется ветром,слабый шевелит листья,траву,морщат поверхность луж,умеренный шевелит не только листья но и ветки. Сильный выворачивает с корнем деревья,срывает крыши с домов.
В — значит какой мы с вами можем сделать вывод?
Д — чем сильнее сила воздуха,тем больше движение.
2 часть
В — ребята,вы хотите узнать еще что — нибудь про воздух?
Посмотрите,что в стакане.
Д — ничего.
В — вы уверены? Давайте проверим.
Возьмите стакан,переверните его вверх дном и медленно упустите его в банку с водой. Стакан водой наполнятется?
Д — нет.
В — а что же не пускает воду в перевернутый стакан?
Д — воздух.
В — а теперь слегка наклоните стаканчики,что появляется в воде.
Д — пузырьки воздуха.
В — а откуда они взялись?
Д — это воздух выходит из стакана,а его место занимает вода.
В — интересно наблюдать,как воздух, попадая в воду быстро поднимается пузырьками вверх. Почему это происходит?
Д — потому что воздух легче воды.
ОПЫТ.
В — ребята возьмите соломинку и подуйте в баночку с водой,что происходит?
Д — появляются пузыри.
В — почему появляются пузыри?
Д — это воздух выходит из воды.
В — почему он выходит из воды, откуда он там появился?
Д — воздух есть везде,а значит и в воде.
Д — количество воздуха зависит от температуры воды, чем холодней вода,тем больше в ней воздуха.( пример с аквариумом )
В — а теперь подуйте сильнее.
Д — чем больше воздуха,тем больше пузырей.
ЧАСТЬ 3
Физкульт минутка «Ветер»
В — продолжим дальше знакомство с воздухом
В — ребята, вдохните ртом воздух, какого он вкуса? Ощутили?
Д — безвкусный.
Вдохните носом воздух,какого он запаха?
Д — без запаха. (брызгаю духи)
Д — ощущаем запах.
В — если мы в чистый воздух без запаха добавляем какой то аромат (примесь) , то ощущаем запах, который разносится воздухом. Но чистый воздух не имеет вкуса запаха и цвета.
В — ребята, а чем мы вдыхаем воздух?( носом ).
В — а ртом? Вдохните воздух посильнее и поставьте ладошку перед носом. Что вы услышали?
Д — звуки.
В — оказывается воздух можно услышать и звучать он может по разному.
ОПЫТ.
Дети приставляют колпачки к нижней губе и дуют,(возникает звук),можно свистульки,а теперь приложите пальцы к горлу и скажите что нибудь,что вы чувствуете? Звук возникает тогда,когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.
А чем мы слышим? А кто еще слышит ушами?
Ребята,а форму воздух имеет?
Д — Нет. Он приобретает форму того предмета,в котором находится( мяч, шар )
В — ребята, расскажите, а какое значение имеет воздух для человека и других живых существ?
Д — если без пищи мы можем обходиться долгое время,без воды два дня, а без воздуха считанные минуты. Мы даже часто говорим о каком- нибудь предмете «нужен,как воздух» потому что воздух это - удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Без воздуха земля была бы мертвой пустыней.
В — если бы не было вокруг земли воздуха,все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый на север,разгоняет облака, наполняет воздух влагой,собирает маленькие облака в дождевые тучи,летом поливает землю дождем,а зимой укрывает снегом. «ты без него не можешь жить,ни есть, не пить,не говорить».
В — ребята,посмотрите на картинки и объясните,как воздух помогает человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Что мы можем сказать о воздухе?
1. Нет жизни на земле.
2. Чистый воздух - прозрачный.
3. Не имеет вкуса,запаха,цвета.
4. Имеет силу.
5. Легче воды.
6. Не имеет собственной формы.
7. Образует звук и может звучать.
В — я хочу сказать,чтобы мы. Как можно меньше засоряли воздух,которым мы дышим,делать уборку,удалять пыль с растений,проветривать помещения,пылесосить,помогать взрослым сажать деревья,так как они очищают воздух. И в конце занятия сюрприз — воздушные шарики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воздух — Невидимка»
(Занятие в старшей группе.)
Задача: познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека , со значением для всего живого.
Ход занятия.
(1 часть)
В-ль — ребята , подойдите ко мне и послушайте загадку.
« Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха и цвета
Угадайте,что же это?» (воздух)
В-ль — ребята,а хотите познакомиться с воздухом поближе? Попытаться увидеть его, услышать, почувствовать?. Для этого мы с вами создадим условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты.
Дети — да.
В-ль — посмотрите вокруг и расскажите мне какие предметы находятся в нашей просторной группе.
Дети — мебель, окна, тены, пол, потолок, двери, игрушки и т. д.
В-ль — а ,что находиться между потолком и полом,стенами, что находится вокруг нас?
Дети — воздух.
В-ль — да,правильно,воздух. Ребята,а вы его видите?
Дети — нет.
В-ль — и я не вижу, никто не видит, то есть он невидимка, но он есть всегда вокруг нас.
В-ль — но почему же мы его не видим,как вы думаете?
Дети потому что он прозрачный.
Через него все видно.
В-ль — чистый воздух прозрачный,а если появляется например дым от костра, то он становится непрозрачным (примеси)
А,что еще бывает прозрачным?
Дети — стекла,аквариум,окна,лампочки.
В-ль — а вы хотите увидеть воздух?(да)
Давайте проделаем опыт.
В-ль — возьмите лист картона и тихо взмахните. Что произошло?
Дети — листочки слегка сдвинулись.
А теперь взмахните сильно,что произошло?
Дети — листочки разлетелись.
В-ль — объясните почему.
Дети — между салфеткой и картоном есть воздух,он привел салфетку в движение.
СЛЕДУЮЩИЙ ОПЫТ.
У вас в тарелочках налита вода и на воде бумажный кораблик,но он не движется,как мы можем привести его в движение?
Д — силой выдыхаемого воздуха,то есть сделать глубокий вдох, вытянуть губы трубочкой и ветер готов. Куда дует, туда и кораблик плывет.
В — в первом и во втором опытах произошло движение предметов с помощью воздуха,какой ы из этого можем сделать вывод?
Д - воздух имеет силу.
В — что значит силу?
Д — движение воздуха в природе называется ветром,слабый шевелит листья,траву,морщат поверхность луж,умеренный шевелит не только листья но и ветки. Сильный выворачивает с корнем деревья,срывает крыши с домов.
В — значит какой мы с вами можем сделать вывод?
Д — чем сильнее сила воздуха,тем больше движение.
2 часть
В — ребята,вы хотите узнать еще что — нибудь про воздух?
Посмотрите,что в стакане.
Д — ничего.
В — вы уверены? Давайте проверим.
Возьмите стакан,переверните его вверх дном и медленно упустите его в банку с водой. Стакан водой наполнятется?
Д — нет.
В — а что же не пускает воду в перевернутый стакан?
Д — воздух.
В — а теперь слегка наклоните стаканчики,что появляется в воде.
Д — пузырьки воздуха.
В — а откуда они взялись?
Д — это воздух выходит из стакана,а его место занимает вода.
В — интересно наблюдать,как воздух, попадая в воду быстро поднимается пузырьками вверх. Почему это происходит?
Д — потому что воздух легче воды.
ОПЫТ.
В — ребята возьмите соломинку и подуйте в баночку с водой,что происходит?
Д — появляются пузыри.
В — почему появляются пузыри?
Д — это воздух выходит из воды.
В — почему он выходит из воды, откуда он там появился?
Д — воздух есть везде,а значит и в воде.
Д — количество воздуха зависит от температуры воды, чем холодней вода,тем больше в ней воздуха.( пример с аквариумом )
В — а теперь подуйте сильнее.
Д — чем больше воздуха,тем больше пузырей.
ЧАСТЬ 3
Физкульт минутка «Ветер»
В — продолжим дальше знакомство с воздухом
В — ребята, вдохните ртом воздух, какого он вкуса? Ощутили?
Д — безвкусный.
Вдохните носом воздух,какого он запаха?
Д — без запаха. (брызгаю духи)
Д — ощущаем запах.
В — если мы в чистый воздух без запаха добавляем какой то аромат (примесь) , то ощущаем запах, который разносится воздухом. Но чистый воздух не имеет вкуса запаха и цвета.
В — ребята, а чем мы вдыхаем воздух?( носом ).
В — а ртом? Вдохните воздух посильнее и поставьте ладошку перед носом. Что вы услышали?
Д — звуки.
В — оказывается воздух можно услышать и звучать он может по разному.
ОПЫТ.
Дети приставляют колпачки к нижней губе и дуют,(возникает звук),можно свистульки,а теперь приложите пальцы к горлу и скажите что нибудь,что вы чувствуете? Звук возникает тогда,когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.
А чем мы слышим? А кто еще слышит ушами?
Ребята,а форму воздух имеет?
Д — Нет. Он приобретает форму того предмета,в котором находится( мяч, шар )
В — ребята, расскажите, а какое значение имеет воздух для человека и других живых существ?
Д — если без пищи мы можем обходиться долгое время,без воды два дня, а без воздуха считанные минуты. Мы даже часто говорим о каком- нибудь предмете «нужен,как воздух» потому что воздух это - удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Без воздуха земля была бы мертвой пустыней.
В — если бы не было вокруг земли воздуха,все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый на север,разгоняет облака, наполняет воздух влагой,собирает маленькие облака в дождевые тучи,летом поливает землю дождем,а зимой укрывает снегом. «ты без него не можешь жить,ни есть, не пить,не говорить».
В — ребята,посмотрите на картинки и объясните,как воздух помогает человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Что мы можем сказать о воздухе?
- Нет жизни на земле.
- Чистый воздух - прозрачный.
- Не имеет вкуса,запаха,цвета.
- Имеет силу.
- Легче воды.
- Не имеет собственной формы.
- Образует звук и может звучать.
В — я хочу сказать,чтобы мы. Как можно меньше засоряли воздух,которым мы дышим,делать уборку,удалять пыль с растений,проветривать помещения,пылесосить,помогать взрослым сажать деревья,так как они очищают воздух. И в конце занятия сюрприз — воздушные шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Невидимка-Озорник"
Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре;- объяснить причины возникновения ветра;- раскрыть значение этого явления для жизни...
Открытое занятие по теме: "Воздух-невидимка"
занятие по теме воздух...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»
«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...
конспект открытого занятия во 2 младшей группе на тему "Живет воздух невидимка"
Содержит конспект занятия с фотографиями, самоанализ....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе
Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...
Конспект открытого занятия " Невидимка-воздух"
Цель:подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представлени...