Открытое занятие "Воздух - невидимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Костенкова Антонина Анатольевна

                «Воздух — Невидимка»

                                    (Занятие в старшей группе.)

 

Задача: познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека , со значением для всего живого.

 

                        

                                                Ход занятия.

                                                   (1 часть)

В-ль — ребята , подойдите ко мне и послушайте загадку.

« Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха и цвета
Угадайте,что же это?» (воздух)

В-ль — ребята,а хотите познакомиться с воздухом поближе? Попытаться увидеть его, услышать, почувствовать?. Для этого мы с вами создадим условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты.

Дети — да.

В-ль — посмотрите вокруг и расскажите мне какие предметы находятся в нашей просторной группе.

Дети — мебель, окна, тены, пол, потолок, двери, игрушки и т. д.

В-ль — а ,что находиться между потолком и полом,стенами, что находится вокруг нас?

Дети — воздух.

В-ль — да,правильно,воздух. Ребята,а вы его видите?

Дети — нет.

В-ль — и я не вижу, никто не видит, то есть он невидимка, но он есть всегда вокруг нас.

В-ль — но почему же мы его не видим,как вы думаете?

Дети потому что он прозрачный.

Через него все видно.

В-ль — чистый воздух прозрачный,а если появляется например дым от костра, то он становится непрозрачным (примеси)

А,что еще бывает прозрачным?

Дети — стекла,аквариум,окна,лампочки.

В-ль — а вы хотите увидеть воздух?(да)

Давайте проделаем опыт.

В-ль — возьмите лист картона и тихо взмахните. Что произошло?

Дети — листочки слегка сдвинулись.

А теперь взмахните сильно,что произошло?

Дети — листочки разлетелись.

В-ль — объясните почему.

Дети — между салфеткой и картоном есть воздух,он привел салфетку в движение.

                                    СЛЕДУЮЩИЙ ОПЫТ.

 

У вас в тарелочках налита вода и на воде бумажный кораблик,но он не движется,как мы можем привести его в движение?

Д — силой выдыхаемого воздуха,то есть сделать глубокий вдох, вытянуть губы трубочкой и ветер готов. Куда дует, туда и кораблик плывет.

В — в первом и во втором опытах произошло движение предметов с  помощью воздуха,какой ы из этого можем сделать вывод?

Д - воздух имеет силу.

В — что значит силу?

Д — движение воздуха в природе называется ветром,слабый шевелит листья,траву,морщат поверхность луж,умеренный шевелит не только листья но и ветки. Сильный выворачивает с корнем деревья,срывает крыши с домов.

В — значит какой мы с вами можем сделать вывод?

Д — чем сильнее сила воздуха,тем больше движение.

 

                                                2 часть

В — ребята,вы хотите узнать еще что — нибудь про воздух?

Посмотрите,что в стакане.

Д — ничего.

В — вы уверены? Давайте проверим.

Возьмите стакан,переверните его вверх дном и медленно упустите его в банку с водой. Стакан водой наполнятется?

Д — нет.

В — а что же не пускает воду в перевернутый стакан?

Д — воздух.

В — а теперь слегка наклоните стаканчики,что появляется в воде.

Д — пузырьки воздуха.

В — а откуда они взялись?

Д — это воздух выходит из стакана,а его место занимает вода.

В — интересно наблюдать,как воздух, попадая в воду быстро поднимается пузырьками вверх. Почему это происходит?

Д — потому что воздух легче воды.

 

                                                   ОПЫТ.

В — ребята возьмите соломинку и подуйте в баночку с водой,что происходит?

Д — появляются пузыри.

В — почему появляются пузыри?

Д — это воздух выходит из воды.

В — почему он выходит из воды, откуда он там появился?

Д — воздух есть везде,а значит и в воде.

Д — количество воздуха зависит от температуры воды, чем холодней вода,тем больше в ней воздуха.( пример с аквариумом )

В — а теперь подуйте сильнее.

Д — чем больше воздуха,тем больше пузырей.

 

                                              ЧАСТЬ 3

Физкульт минутка «Ветер»

В — продолжим дальше знакомство с воздухом

В — ребята, вдохните ртом воздух, какого он вкуса? Ощутили?

Д — безвкусный.

Вдохните носом воздух,какого он запаха?

Д — без запаха. (брызгаю духи)

Д — ощущаем запах.

В — если мы в чистый воздух без запаха добавляем какой то аромат (примесь) , то ощущаем запах, который разносится воздухом. Но чистый воздух не имеет вкуса запаха и цвета.

В — ребята, а чем мы вдыхаем воздух?( носом ).

В — а ртом? Вдохните воздух посильнее и поставьте ладошку перед носом. Что вы услышали?

Д — звуки.

В — оказывается воздух можно услышать и звучать он может по разному.

                                                ОПЫТ.

 

Дети приставляют колпачки к нижней губе и дуют,(возникает звук),можно свистульки,а теперь приложите пальцы к горлу и скажите что нибудь,что вы чувствуете? Звук возникает тогда,когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

А чем мы слышим? А кто еще слышит ушами?

Ребята,а форму воздух имеет?

Д — Нет. Он приобретает форму того предмета,в котором находится( мяч, шар )

В — ребята, расскажите, а какое значение имеет воздух для человека и других живых существ?

Д — если без пищи мы можем обходиться долгое время,без воды два дня, а без воздуха считанные минуты. Мы даже часто говорим о каком- нибудь предмете «нужен,как воздух» потому что воздух это -  удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Без воздуха земля была бы мертвой пустыней.

В — если бы не было вокруг земли воздуха,все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый на север,разгоняет облака, наполняет воздух влагой,собирает маленькие облака в дождевые тучи,летом поливает землю дождем,а зимой укрывает снегом. «ты без него не можешь жить,ни есть, не пить,не говорить».

В — ребята,посмотрите на картинки и объясните,как воздух помогает человеку.

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Что мы можем сказать о воздухе?

1.   Нет жизни на земле.

2.   Чистый воздух - прозрачный.

3.   Не имеет вкуса,запаха,цвета.

4.   Имеет силу.

5.   Легче воды.

6.   Не имеет собственной формы.

7.   Образует звук и может звучать.

В — я хочу сказать,чтобы мы. Как можно меньше засоряли воздух,которым мы дышим,делать уборку,удалять пыль с растений,проветривать помещения,пылесосить,помогать взрослым сажать деревья,так как они очищают воздух. И в конце занятия сюрприз — воздушные шарики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                «Воздух — Невидимка»

                                    (Занятие в старшей группе.)

Задача: познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека , со значением для всего живого.

                         

                                                Ход занятия.

                                                   (1 часть)

В-ль — ребята , подойдите ко мне и послушайте загадку.

« Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха и цвета
Угадайте,что же это?» (воздух)

В-ль — ребята,а хотите познакомиться с воздухом поближе? Попытаться увидеть его, услышать, почувствовать?. Для этого мы с вами создадим условия, в которых воздух сам будет выдавать свои секреты.

Дети — да.

В-ль — посмотрите вокруг и расскажите мне какие предметы находятся в нашей просторной группе.

Дети — мебель, окна, тены, пол, потолок, двери, игрушки и т. д.

В-ль — а ,что находиться между потолком и полом,стенами, что находится вокруг нас?

Дети — воздух.

В-ль — да,правильно,воздух. Ребята,а вы его видите?

Дети — нет.

В-ль — и я не вижу, никто не видит, то есть он невидимка, но он есть всегда вокруг нас.

В-ль — но почему же мы его не видим,как вы думаете?

Дети потому что он прозрачный.

Через него все видно.

В-ль — чистый воздух прозрачный,а если появляется например дым от костра, то он становится непрозрачным (примеси)

А,что еще бывает прозрачным?

Дети — стекла,аквариум,окна,лампочки.

В-ль — а вы хотите увидеть воздух?(да)

Давайте проделаем опыт.

В-ль — возьмите лист картона и тихо взмахните. Что произошло?

Дети — листочки слегка сдвинулись.

А теперь взмахните сильно,что произошло?

Дети — листочки разлетелись.

В-ль — объясните почему.

Дети — между салфеткой и картоном есть воздух,он привел салфетку в движение.

                                    СЛЕДУЮЩИЙ ОПЫТ.

У вас в тарелочках налита вода и на воде бумажный кораблик,но он не движется,как мы можем привести его в движение?

Д — силой выдыхаемого воздуха,то есть сделать глубокий вдох, вытянуть губы трубочкой и ветер готов. Куда дует, туда и кораблик плывет.

В — в первом и во втором опытах произошло движение предметов с  помощью воздуха,какой ы из этого можем сделать вывод?

Д - воздух имеет силу.

В — что значит силу?

Д — движение воздуха в природе называется ветром,слабый шевелит листья,траву,морщат поверхность луж,умеренный шевелит не только листья но и ветки. Сильный выворачивает с корнем деревья,срывает крыши с домов.

В — значит какой мы с вами можем сделать вывод?

Д — чем сильнее сила воздуха,тем больше движение.

                                                2 часть

В — ребята,вы хотите узнать еще что — нибудь про воздух?

Посмотрите,что в стакане.

Д — ничего.

В — вы уверены? Давайте проверим.

Возьмите стакан,переверните его вверх дном и медленно упустите его в банку с водой. Стакан водой наполнятется?

Д — нет.

В — а что же не пускает воду в перевернутый стакан?

Д — воздух.

В — а теперь слегка наклоните стаканчики,что появляется в воде.

Д — пузырьки воздуха.

В — а откуда они взялись?

Д — это воздух выходит из стакана,а его место занимает вода.

В — интересно наблюдать,как воздух, попадая в воду быстро поднимается пузырьками вверх. Почему это происходит?

Д — потому что воздух легче воды.

                                                   ОПЫТ.

В — ребята возьмите соломинку и подуйте в баночку с водой,что происходит?

Д — появляются пузыри.

В — почему появляются пузыри?

Д — это воздух выходит из воды.

В — почему он выходит из воды, откуда он там появился?

Д — воздух есть везде,а значит и в воде.

Д — количество воздуха зависит от температуры воды, чем холодней вода,тем больше в ней воздуха.( пример с аквариумом )

В — а теперь подуйте сильнее.

Д — чем больше воздуха,тем больше пузырей.

                                              ЧАСТЬ 3

Физкульт минутка «Ветер»

В — продолжим дальше знакомство с воздухом

В — ребята, вдохните ртом воздух, какого он вкуса? Ощутили?

Д — безвкусный.

Вдохните носом воздух,какого он запаха?

Д — без запаха. (брызгаю духи)

Д — ощущаем запах.

В — если мы в чистый воздух без запаха добавляем какой то аромат (примесь) , то ощущаем запах, который разносится воздухом. Но чистый воздух не имеет вкуса запаха и цвета.

В — ребята, а чем мы вдыхаем воздух?( носом ).

В — а ртом? Вдохните воздух посильнее и поставьте ладошку перед носом. Что вы услышали?

Д — звуки.

В — оказывается воздух можно услышать и звучать он может по разному.

                                                ОПЫТ.

Дети приставляют колпачки к нижней губе и дуют,(возникает звук),можно свистульки,а теперь приложите пальцы к горлу и скажите что нибудь,что вы чувствуете? Звук возникает тогда,когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

А чем мы слышим? А кто еще слышит ушами?

Ребята,а форму воздух имеет?

Д — Нет. Он приобретает форму того предмета,в котором находится( мяч, шар )

В — ребята, расскажите, а какое значение имеет воздух для человека и других живых существ?

Д — если без пищи мы можем обходиться долгое время,без воды два дня, а без воздуха считанные минуты. Мы даже часто говорим о каком- нибудь предмете «нужен,как воздух» потому что воздух это -  удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Без воздуха земля была бы мертвой пустыней.

В — если бы не было вокруг земли воздуха,все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый на север,разгоняет облака, наполняет воздух влагой,собирает маленькие облака в дождевые тучи,летом поливает землю дождем,а зимой укрывает снегом. «ты без него не можешь жить,ни есть, не пить,не говорить».

В — ребята,посмотрите на картинки и объясните,как воздух помогает человеку.

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Что мы можем сказать о воздухе?

  1. Нет жизни на земле.
  2. Чистый воздух - прозрачный.
  3. Не имеет вкуса,запаха,цвета.
  4. Имеет силу.
  5. Легче воды.
  6. Не имеет собственной формы.
  7. Образует звук и может звучать.

В — я хочу сказать,чтобы мы. Как можно меньше засоряли воздух,которым мы дышим,делать уборку,удалять пыль с растений,проветривать помещения,пылесосить,помогать взрослым сажать деревья,так как они очищают воздух. И в конце занятия сюрприз — воздушные шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Невидимка-Озорник"

Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре;- объяснить причины возникновения ветра;- раскрыть   значение   этого   явления   для   жизни...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»

«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

конспект открытого занятия во 2 младшей группе на тему "Живет воздух невидимка"

Содержит конспект занятия с фотографиями, самоанализ....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект открытого занятия " Невидимка-воздух"

Цель:подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представлени...