Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Христова Марина Михайловна

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_det_zhurn_2.doc116.08 КБ

Предварительный просмотр:

                 

«Развитие диалогической речи детей дошкольного                                        возраста»

                   Пояснительная записка

 Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

 Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения, она начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.

         Анализ, проведенный ранее со старшими дошкольниками  (бывшими выпускниками) показал, что дети овладевают лишь самыми простыми формами речи: нет навыков рассуждения, диалог не получается, при общении имеет форму монолога. Каждый ребенок  старается донести только свои мысли, в общении не слышит партнера.

С опытом моей работы я пришла к выводу, что развивать диалогическую речь необходимо с раннего возраста, в котором преобладает развитие сенсорных способностей. Сенсорное воспитание направлено на развитие процессов восприятия и получения представления о предметах и явлениях окружающего мира. В связи с этим, я начала работу с детьми со второй младшей группы, постаралась привить сенсорную культуру и развить сенсорные способности детей. Результаты  диагностики во второй младшей группе по разделу «Развитие речи» за 2010-2011учебный год  на конец года показали: высокий уровень-35%,средний -50%,низкий -15%.

 С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей появилась необходимость создания  проекта «Детская журналистика в развитие диалогической речи детей дошкольного возраста». Основополагающим направлением  этого проекта является -  помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

В среднем дошкольном возрасте даю знания об окружающем мире, о профессиях людей ближнего окружения, развиваю коммуникативную активность. В старшем дошкольном возрасте дети будут знакомиться  с профессиями журналиста, корреспондента, звукооператора, с особенностями их творческого труда.

 

В ходе разработки проекта, учитывая возрастные особенности детей, я поставила цель:

 * формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Отсюда вытекают задачи предстоящей работы:

     * развитие  диалогической речи;

     * развитие коммуникативного и личного взаимодействия детей друг с другом;

    * расширение и активизация словарного запаса;

    * закрепление навыков ведения диалога;

    *способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

    * развитие умения слушать собеседника и общаться в коллективе;

   

 Основные принципы реализации проекта:

    * систематичность работы;

     *  взаимосвязь с разными видами деятельности (занятия, игровая, свободная деятельность)  

    * сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

          Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей  педагогической деятельности и  помогает раскрыть творческий потенциал.

 Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить их единство с  программой воспитания и обучения в детском саду. Задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, наблюдениях, развивающих играх, беседах, импровизациях, рассматривании рисунков и фотографий. На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. У детей развивается логическое мышление, память, фантазия, что позволяет воспитывать самостоятельную, творческую личность.

          Развивая диалогическую речь, работаю над повышением уровня звуковой культуры.

Таким образом, этот проект стал частью моей педагогической деятельности, он повышает профессиональный уровень, меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

        

Ожидаемые результаты:

 

К концу учебного года предполагаю, что у детей разовьются   необходимые формы общения со сверстниками,  умения вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай по схемам. У ребят должна развиться громкая, яркая, выразительная речь, которая позволит им стать хорошими собеседниками.

     

 Работа с родителями

  Успех реализации проекта имеет прямую зависимость от  заинтересованности родителей. Особое внимание уделяю работе с родителями, предлагаю им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого  составила план работы с родителями:

   1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в развитии  диалогической речи.

   2.   Организовать мини-консультации “Игры на развитие речи”, “Обсудите интервью с детьми”.

   3. Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений “Викторина”.

   5. Выпустить газету для родителей.

.

Итоги реализуемого проекта

      Одним из этапов моей работы является проведение итоговых диагностических занятий, позволяющих выявить уровень речевого развития дошкольников.      Результаты диагностики, проведенные в 2011-2012году (средняя группа) на начало года – высокий 23%, средний 46%, низкий 31%.  Результаты, проведенные в 2012-2013году (старшая группа) в конце года свидетельствуют о том, что уровень речевой и коммуникативной компетентности повысился – высокий46%, средний 50%, низкий 4%.

     В результате работы дети не только приобрели знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, но и  используют эти знания,  не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Большое внимание уделяю обогащению предметно-развивающей среды, создала центр  «Все профессии важны». Всё это позволяет добиваться положительной динамики в развитии коммуникативных качеств  и сенсорных  способностей у детей.

 У детей наблюдается:

    * сознательное овладение речевыми и вербальными средствами общения;

    * развитие творческих способностей и организация способностей;

    * развитости способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

    * наличие более сформированных навыков самостоятельной деятельности;

   

    Анализ итогов работы с детьми по данному направлению позволяет сделать вывод, что работая над проектом «Детская журналистика в развитии диалогической речи», у детей повышается уровень речевой и коммуникативной компетентности.

Задачи в образовательной области «Коммуникация» детей 4-5 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  1. использует речь для инициирования общения, регуляции поведения;
  2. активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками.

Развитие всех компонентов устной речи детей

  1. понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
  2. использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
  3. владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков;
  4. способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи

  1. пользуется разнообразными формулами речевого этикета;
  2. способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.

Задачи в образовательной области «Коммуникация» детей 5-6 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  1. свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
  2. в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей

  1. использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
  2. использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
  3. способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
  4. составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи

  1. дифференцированно использует разнообразные формулы речевого;
  2. умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Проект: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задачи:1.Обучать строить диалог;  повысить речевую активность средствами театрализованной деятельности.2.Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми.3.Воспитывать культуру речи при п...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Формирование и совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....