Экологический Проект средняя общеобразовательная группа №7 «Наш центр природы»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №9 комбинированного вида»
Экологический Проект
средняя общеобразовательная группа №7
«Наш центр природы»
Воспитатели:
Чуклай К.А.
Фатеева Н.С.
2016 г.
Этапы работы
1 этап: диагностический
- Анализ затруднений
- Постановка проблемы, определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Изучение методической литературы
- Изучение нормативно-правовой базы
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
- проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
2 этап: практический
- Обогащение предметно-развивающей среды
- Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
- Прогнозирование результатов
- Разработка перспективного плана
- Сотрудничество с родителями в рамках проекта
3 этап: обобщающий
- Анализ проделанной работы
- Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта работы среди коллег
Тип проекта: практико-ориентированный
По времени проведения: долгосрочный (6 месяцев)
По количеству участников: групповой
Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатели группы.
Проблема:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».
Цель проекта: обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
1.Знакомить детей с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения (песок, вода, глина, растения, животные и т.д.)
2.Формировать знания о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.
3.Учить правильно, действовать в быту, учитывая свойства живой и неживой природы.
Развивающие:
1.Обогащать чувственный опыт детей: учить узнавать на ощупь объекты живой и неживой природы и их качества.
2.Совершенствовать мелкую моторику рук, кинестические ощущения в процессе предметно-практических действий с объектами природы.
3.Стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече - двигательную, зрительно – двигательную координацию).
4.Развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление).
5.Стимулировать речевую активность детей в процессе игр с природным материалом.
6.Стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.
Воспитательные:
1.Формировать интерес и позитивное отношение к объектам живой и неживой природы, адекватно и эмоционально воспринимать природу.
2.Развивать стремление действовать вместе с взрослыми, вместе радоваться процессу игры, занятия.
3.Формировать умение бережно и осторожно работать с природным материалом.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами.
Планируемые результаты
1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой и не живой природе, умение называть и различать комнатные растения и другие объекты природы.
2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
I этап - диагностический.
Изучение методической литературы – (октябрь)
Оформление центра природы по ФГОС.
У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ( СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум».
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса.
II этап – практический (ноябрь-декабрь)
Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы будет приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.
В развивающей среде центра природы в нашей группе будет содержаться:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки,
-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;
- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);
- настольные игры: «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»;
- д/и из природного материала: «Чьи, детки, с какой ветки?», «Речные камешки», «Звуковички природы», «Расставь шишки по величине», «Орешек», «Золушка», «Шум моря», «Крылатая радуга», «Цветовые экоквадраты»;
- маски животных для создания игровых сюжетных линий;
-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров);
-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, зеркало)
-комнатные растения (колеус, каланхоэ декоративный, фиалка, гибискус, фикус голдил, толстянка);
- альбом тканей;
- картотеки: «Опыты и эксперименты», «Подвижные игры»
- аромонабор, в состав его входит набор сухих ароматических трав и ароматические масла (розовое, пихтовое, лавандовое)
Коллекция заготовленных ароматических: чабрец обыкновенный, полынь горькая, зизифора пахучковидная, мелисса лекарственная, пихта, сосна, ель, можжевельник, пион уклоняющийся, аир болотный и др.
В процессе проведения занятий с объектами природы важно придерживаться следующих правил:
- занятия должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;
- использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей;
- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;
- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;
- создавать игровые и проблемные обучающие ситуации;
- связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдению детей на улице и дома;
- использовать различные виды помощи детям: побуждения, стимулирование деятельности, подсказка, наводящий вопрос, совместную деятельность по типу «руки в руки», указания пути решения, демонстрацию способа решения.
Перспективное планирование (январь – март)
Содержание работы | Цель, задачи | Участники проекта |
Январь | ||
Наблюдение и труд в уголке природы | Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями. | Воспитатели, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность «Богатство природы (вода)» | обучить детей различать состояния воды; - расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное); | Воспитатели, дети. |
НОД по речевому развитию «Лес зимой» | -развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию. - воспитывать любовь к природе, животным | Воспитатели, дети. |
Дид. Игра «Что из чего сделано?» | Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы. | Воспитатели, дети. |
НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дерево в снегу» | Закреплять представление о зимнем покое деревьев, учить рисовать красками, используя ватную палочку. | Воспитатели, дети. |
Беседа на тему «Как зимуют звери?» | Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. | Воспитатели, дети. |
П.игра «Лиса и заяц» | Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение. | Воспитатели, дети. |
Февраль | ||
НОД по познавательному развитию «Как зимуют растения на улице и в комнате?» | Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними. Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице | Воспитатели, дети. |
НОД по познавательному развитию (математика) «Наш природный уголок» | Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы. | Воспитатели, дети. |
Дид. игра «Кто где живет?» | Развивать речь, память, мышление, воображение. | Воспитатели, дети. |
НОД по познавательному развитию «Врачи- наши помощники» | Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье. Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо. | Воспитатели, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте». | дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются); Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага); Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь. | Воспитатели, дети. |
Март | ||
НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Цветы для мам» | Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус. | Воспитатели, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?» | Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем. | Воспитатели, дети. |
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". | Помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине. | Воспитатели, дети. |
НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Пернатые друзья» | Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу. | Воспитатели, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?» | Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Вызывать радость открытий, полученных из опытов; Воспитывать культуру поведения в общественных местах. | Воспитатели, дети. |
Итоговое мероприятие Игра КВН «Мы - друзья природы» | Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе. Развивать воображение, мышление, любознательность, активность в познавательной деятельности. | Воспитатели, дети. |
В перспективе | ||
НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)» | Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности. | Воспитатели, родители, дети. |
Планируемые формы взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Консультация в уголке для родителей "Комнатные растения - наши друзья или враги?"
2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.
3. Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей).
4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).
5.Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»
Список использованной литературы.
1.Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.
2.Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014
3.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008
5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
8. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
Паспорт ПРОЕКТА
Направление: Экологический проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....
«Центр природы как условие приобщения детей среднего дошкольного возраста к миру природы»
Презентация для воспитателей средних групп...
Экологический Проект «Наш центр природы»
Проблема: Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает...
Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников
Дошкольный возраст — важный этап встановлении экологического воспитания личности. В данном возрасте малыш начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, у него появляется эмоционально-ценно...
Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы
Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"...
«Центр природы, как развивающая среда для экологического образования детей»
Материал содержит практический материал по созданию центра природы в средней группе ДОО. Его описание проходит через "системный оператор" - метод ТРИЗ - технологии....
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...