Конспект НОД по познавательно- речевому развитию детей« Путешествие в прошлое часов»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Землякова Галина Григорьевна

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию " Путешествие в прошлое часов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно- речевому  развитию детей

Тема: « Путешествие в прошлое часов»

Описание: занятие ориентировано на детей подготовительной к школе группы, включает элементы экспериментирования. Занятие соответствует ФГОС.

Средства:

Наглядные: часы: песочные, механические, водяные, фонарик, картонный круг, помпоны, прищепки.

музыкальные: музыка для физминутки "Фиксики-часики", звуки : будильник, петух, бой курантов.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время

Обогащать словарный запас детей.

Активизировать познавательную и речевую деятельность.

Развивать исследовательский интерес и любознательность.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1.Пальчиковая гимнастика «ЧАСЫ»

(Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком.( Руки скатываются на пол)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

- За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра. Хотите послушать? Садитесь на ковёр.- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника)

Какие звуки вы услышали?

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

- Да, эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.

- А будильник, это что такое?(ОТВЕТ )

-Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

«Будильник с вечера заведешь

И спокойно спать пойдешь

Будильник разбудит – не забудет»

2. Проблемная ситуация.

-Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в прошлое часов.  А на чем мы можем отправиться ?

- А я предлагаю на машине времени. У меня есть волшебная палочка – перемещалочка, она нам поможет. Давайте передадим её по кругу, а теперь закройте глазки , вот мы с вами и очутились в прошлом.(звучит музыка) .

II. Основная часть.

слайд 1) Живые часы

1.Мы говорим о часах, а у нас здесь петух?

Петух- это тоже часы, только необыкновенные- живые. Ведь в глубокую старину таких часов как теперь не было. Но время-то людям знать надо было обязательно. Вот их и выручал петушок – золотой гребешок. Он же кричит в одно и тоже время. Прокукарекает ни свет ни заря- все встают за работу принимаются.

- Удобно ли определять время по таким часам? Почему? (ответы детей).

Петушок мог заболеть.

 

2.Обратите внимание на следующие часы. Может кто-нибудь знает как они называются?(слайд2)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу. Это солнечные часы .

Солнце никогда не стоит на месте-  всё движется и движется по небосклону. Поутру выкатится огненным шаром из-за края земли в полдень над самой головой встанет, к концу дня за противоположный край земли уйдёт- спать Люди день-деньской на него поглядывают и говорят: Вот восход. Вот полдень. Вот закат. И живут себе по этим небесным часам. А как бы думают по точнее время узнавать? И смастерили настоящие солнечные часы.

Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

-Какие часы придумали древние люди?(Солнечные часы)

(Индивидуальная работа с детьми.)

Всегда ли можно определить время по этим часам?

-Да, в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

3.Следующие часы. Посмотрите на экран. Здесь использовали воду, значит это какие часы?(слайд 3)

- За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света. Они могут показывать время не только в солнечный день , но и в ненастье и даже ночью.

-В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой наливали воду.

Капля за каплей вода переливалась из одного сосуда в другой, ее становилось все меньше и меньше, и как вода перельется, значит прошло, сколько - то времени.

-Как называются эти часы? (ОТВЕТ)

Инд. работа

-Как вы думаете, удобны ли водяные часы в использовании? (ответ)

-Да, в эти часы нужно было все время подливать воду, а это было неудобно.

4.Следующие часы. Кто- нибудь видел такие часы?

- Затем человек создал песочные часы. (слайд4)

-На какие часы они похожи? (Ответ)

- Да, только вместо воды насыпан песок. Эти часы нужно постоянно переворачивать, а песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.

-Песочные часы используются и сейчас. А вы знаете, где используется такие часы? (ОТВЕТ)

В медицине. Придешь в поликлинику- они тут как тут. Медсестра переворачивает эти часы и говорит больному: «Сегодня вам принимать процедуру 3 минуты . Как песочный ручеек иссякнет- можете одеваться и идти домой»

Чем неудобны такие часы? ( ОТВЕТ)

-ДА, песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы, их в карман не положишь и на стену не повесишь.

-Давайте мы сейчас отдохнем. Волшебная палочка поможет мне превратить вас в часики.

Физминутка Фиксики часики

5.- А что это за предмет, зачем он здесь?(свечка)(слайд5)

-Это тоже были часы, огненные. На свечке  начерчены полоски, сколько воска растает по полоске, столько прошло часов.

-Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (ОТВЕТ)

-ДА, огонёк в таких часах можно легко задуть, или потушить мог ветер или дождь.

6.-Людям с такими часами было не удобно и они придумали очень простой механизм и смастерили большие часы, повесили их на высокой башне. (слайд ) Это башенные часы.

-Но почему то эти часы людям тоже не нравились, как вы думаете почему?

7.-Прошло время, человек улучшал механизм часов и до сегодняшнего дня люди используют его. Это механические часы.

-Чтобы часы “пошли” мы их заводим, пользуясь специальной кнопкой.( пробуют завести часы)

-Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?(слайд)

-Почему часы называют механическими?

-ДА, внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие и чтобы эти часы шли их нужно заводить каждый день.

-Что мы видим, глядя на часы?

(Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)

-Называется циферблат, повторите это слово

- Ой, ребята, посмотрите на этих часах циферблат испортился, цифры перепутались. Не могли бы вы мне помочь?( Игра собери цифры)

- С тех пор часы меняли только свою внешность.

8.- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы.(слайд)

В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)

- Чем отличаются механические часы от электронных?

Да, у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока. Их не нужно заводить

- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

В настоящее время существует огромное количество часов. Если часы висят на стене, то это-…

Стоят на полу-..

Носят на руке-…

Носят в кармане-..

Стоят на камине-…

Стоят на столе-…

Люди придумали часы в виде экскаватора, туфли, медведя, автомобиля, мотоцикла, корабля, кареты, швейной машинки, слона. Есть часы- кулон, перстень, браслет.

Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

-Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания.

- А сейчас нам обратно пора, в детский сад, становитесь в круг , будем передавать палочку- перемещалочку.(звучит музыка).

Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие. Расскажите, что нового вы  узнали?

-Кому сегодня было интересно на занятии прикрепите прищепку к этому  будильнику , кому было скучно- к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект ННОД по познавательному развитию « Путешествие в прошлое часов»

Часы! Какая распространеннаяивсеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском садуи на космодроме, на ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в прошлое часов"

               Программное содержание:Образовательная задача.  Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше врем...

КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ  НОДдля детей старшей  группы ...

Конспект НОД по Познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие в мир часов"

Конспект НОД по Познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир часов"...