Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" Тема: «Прогулка на осенний лес»( старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" Тема: «Прогулка на осенний лес»( старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 Золотая рыбка».
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: « Прогулка на осенний лес»
Воспитатель: Исхакова Ф.я
ПГТ Камские Поляны
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическая», «Речевая», «Физическая», «Социально – коммуникативная»
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать у детей элементарные представления об осенних изменениях в природе; о подготовке диких животных (белки, ежа, зайца, волка, лисы, медведя) к зиме.
2. Учить детей различать по листьям деревья разных пород (клён, дуб, берёза, рябина); разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.
3. Закрепить правила поведения в лесу; знания детей о названиях деревьев, плодах рябины, ели, сосны, дуба; обогащать словарный запас.
Развивающие:
1.Развивать внимание, связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих; воображение, логическое мышление, выразительные движения, творческие способности, групповую сплочённость, познавательную активность.
Воспитательные:
1.Помочь детям насладиться красотой времени года - осень, развивать способность радоваться и удивляться многоцветностью окружающего мира. Воспитывать любовь к окружающему (деревьям, диким животным).
2. Формировать стремление к дальнейшему накоплению знаний.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально – художественная.
Методы и приемы: Игровой (персонажи Сорока и Белочка, сюрпризный момент), наглядный (картинки, листья деревьев, шишки, желуди, гроздья рябины),словесный (беседа, использование художественного слова – загадки, стихи, вопросы поискового характера).
Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.
Материалы:
Письмо, мультимедийное оборудование, картинки: «Правила поведения в лесу», магнитофон, аудиозаписи звуков леса, листья клёна, (дуба, берёзы, рябины; картинки с изображением деревьев ели, сосны, дуба, берёзы, клёна).
корзинка с мешочками шишек, желудей, гроздьев ягод рябины; картинки с изображением диких животных ежа, зайца, волка, лисы, медведя; две корзинки с печёными орешками, грибочками. Силуэты деревьев дуба, клёна, берёзы, рябины; клей, кисти, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа: Беседы, чтение художественных произведений об осенней природе, о жизни диких животных осенью; рассматривание иллюстраций, картин с изображением деревьев, диких животных; наблюдения за деревьями разных пород; рассматривание листьев; игры по экологическому воспитанию, беседы о правилах поведения в лесу; разучивание стихотворений о природе; прогулки, экскурсии в осенний парк.
Ход НОД:
Сорока: Телеграмма, телеграмма! Я принесла вам телеграмму! Телеграмма, телеграмма! (Отдаёт телеграмму, улетает.)
Воспитатель: Ну, сорока- стрекотунья! Принесла телеграмму и улетела, а от кого не сказала. Сейчас я прочитаю, кто же нам телеграмму прислал? (читает телеграмму):
«Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу, у меня много друзей, но я очень хочу познакомиться с вами и подружиться, поэтому
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Вам, ребята, не найти!..
А кто я, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?»
Воспитатель: Кто же это, ребята? (Белочка). Правильно, это белочка,
она приглашает нас в гости. Вы хотите отправиться к ней в гости?
(Да). А почему белочка написала, что приглашает нас в лес осенний? Какое
сейчас время года? (Сейчас осень). Правильно, сейчас осень. По каким признакам вы догадались, что сейчас осень? (Солнце греет меньше; стало холоднее; люди стали одеваться теплее; небо стало серое, хмурое, часто идут дожди; деревья сбрасывают пожелтевшие листочки; насекомые спрятались; птицы улетели на юг.) Молодцы, ребята, вы знаете приметы осени, но прежде, чем отправиться в лес, в гости к белочке, проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу: (просмотр слайдов)
- Какое самое главное правило поведения в лесу вы знаете?
(Не шуми в лесу, не пугай животных).
- Какое правило изображено на этой картинке?
(Не лови диких животных, не уноси к себе домой, их дом в лесу).
- Какое правило изображено на этой картинке?
(Не оставляй мусор в лесу, животные могут пораниться; если все будут бросать мусор, в лесу будет грязно и нам негде будет отдыхать, дышать чистым воздухом).
- Какое правило изображено на этой картинке?
(Не оставляй в лесу зажжённый костёр, случится пожар, погибнут животные).
Правильно, ребята, ведь мы собираемся не домой, а в гости к лесным обитателям, в их большой природный дом, а как нужно вести себя в гостях? (Тихо, соблюдать тишину). Вы хотите, чтобы наша Земля была красивой планетой? А как можно сохранить красоту на Земле? (Сажать деревья, цветы, убирать мусор, ходить по тропинкам). Молодцы, ребята, правила поведения в лесу вы тоже знаете, значит можно отправляться в путь. А чтобы нам попасть в осенний лес, представьте себе, что вы листочки. Подул ветер, и вы закачались.
Физкультминутка:
Осенние листочки закружились,
Весёлый ветер закружил над ними,
Весело они летели и на землю сели.
(Дети кружатся под музыку).
Вот мы и попали в осенний лес! Как здесь красиво! Какие деревья нарядные! Ой, посмотрите, как много опавших листочков. Как красиво! А какого они цвета? Знаете ли вы, кто так красиво раскрасил листья? Правильно, это Осень. Выберете себе самый красивый листок. Интересно, а с каких деревьев они упали? Марина, какой лист ты себе выбрала? (Это рябиновый лист, он упал с рябины). Покажи нам рябину, Марина. Ребята, которые выбрали рябиновые листья, поднимите их вверх и покружитесь. ( Дети поднимают листья и кружатся). А кто знает стихотворение о рябине?
«Сарафан у рябины с каймою,
Полушалок цветной с бахромою.
Золотыми расшит листьями,
Разрисован алыми кистями…».
Молодец, … (имя ребёнка, рассказавшего стихотворение).
А какой лист больше всего понравился Владику? (Это дубовый листок, он упал с дуба, он зелёного и жёлтого цвета, у него нет острых уголков). Ребята поднимите вверх дубовые листья, покружитесь. Кто хочет рассказать стихотворение о дубе?
«Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый, значит, закалённый».
А какой лист в руках у Аделины? (Это кленовый лист, он упал с клёна. Эти листья жёлтого, красного, зелёного цвета, они очень красивые, резные).
Правильно, Аделина, покажи нам клён на картинке. Кто хочет рассказать стихотворение о клёне?
«Листья у клёна осенью разные –
Жёлтые, зелёные, золотые. Красные.
Листья на землю ветер бросает,
Ярким ковром весь мир укрывает».
Молодец, а мне, ребята, больше всех понравился берёзовый листочек. С какого дерева он упал? Кто найдёт берёзу на картинке? Поднимите, у кого такие же листочки, покружитесь.
«Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
К низу веточки спускаются,
А на веточках серёжки».
Ребята, посмотрите, что это? (Это корзинка). Давайте положим в неё листочки и заберём их в детский сад. А здесь внутри что-то есть. Здесь мешочки, да не простые, в них что-то лежит. (Достаю загадку). Ребята, здесь загадка, хотите отгадать? Слушайте внимательно:
«На сосне семян кубышка,
Что же это? Это … (шишка)».
Правильно, сейчас я загляну в мешочек, ой как их здесь много и они все разные, посмотрите. Как вы думаете, с каких они деревьев? (с ели, сосны, значит это еловые и сосновые шишки). Покажите на картинке ель, сосну. Молодцы, посмотрим, что у нас в следующем мешочке.
Здесь тоже загадка:
«В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета».
Что это такое? Правильно, а на каком дереве растёт жёлудь? (Жёлудь растёт на дубе). Молодцы, ребята, жёлуди и шишки – это плоды деревьев, а теперь посмотрим, про какой плод следующая загадка:
«Ягоды – не сладость,
Зато глазу радость.
И садам украшенье,
А друзьям – угощенье».
(Если дети не смогут отгадать, достаю из мешочка гроздь рябины, дети отгадывают). Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Как вы думаете, кто нам их здесь оставил? (Ответы детей, заходит белочка).
Белочка: Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы пришли ко мне в гости!
Дети: Здравствуй, белочка!
Воспитатель: Белочка, это ты нам приготовила загадки с отгадками? А зачем?
Белочка: Да, сейчас расскажу. Я – белочка проворный зверёк. Весной и летом моя шубка рыжевато-золотистая, а к зиме мой мех становится серебристо-серым, густым и тёплым. Я – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В конце лета и осенью я делаю запасы: наполняю свои кладовые спелыми орехами, желудями и шишками. Ещё я очень люблю грибы. Я их сначала нанизываю на голые сучки и только, когда они высохнут, отношу их в кладовую. Недаром в народе меня называют хлопотуньей».
Воспитатель: Ребята, почему белочку называют хлопотуньей? (Белка хорошая хозяйка, делает запасы). Какие запасы делает белочка на зиму?
Как меняется беличий наряд к зиме?
Белочка: Молодцы, ребята, а теперь я хочу с вами поиграть.
Воспитатель: Белочка, а мы знаем про тебя игру, хочешь, мы тебе её покажем?
Физкультминутка:
Белка прыгала, скакала ------------ дети прыгают на месте
К зиме кладовки заполняла ------------ наклоны, как будто что-то собирают
Здесь – орешки, ------------ поворот вправо
Тут грибочек ------------ поворот влево
Для сыночков и для дочек ------------ дети шагают на месте.
Белочка: Мне понравилась ваша игра. Ребята, а знаете ли вы, какие ещё звери живут со мной в лесу? (Ежи, зайцы, волки, лисы, медведи). Да, а как нас всех вместе можно назвать? (Дикие животные). Правильно, давайте присядем на полянку, и вы мне расскажете, чем заняты дикие животные осенью. (Дети садятся на полянку).
Воспитатель:
Ой, посмотрите, кто это там спрятался? Отгадайте:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной»… (Ёжик).
Правильно, здесь живёт ёжик, он готовится к спячке, ищет себе под деревом укромный уголочек в листочках, но мы его не будем будить, пусть спит. Ребята, расскажите белочке, как готовится к зиме заяц? (Он меняет серую шубку на белую). А зачем заяц меняет шубку? Заяц прячется от волка и лисы. В белой шубке его не видно на белом снегу. А как готовятся к зиме волк и лиса? (Они тоже меняют летнюю шубку на зимнюю). Правильно, молодцы, а как же готовится к зиме медведь? (Медведь нагуливает жир, он ест грибы, ягоды, рыбу, жуков). А зачем ему надо нагуливать жир? (Потому что он зимой будет спать в берлоге и сосать свою лапу).
Белочка: Какие вы молодцы, ребята, как много вы про нас, зверей, знаете. Спасибо вам, что пришли ко мне в гости. А теперь давайте прощаться, вот вам на дорожку лесные угощения – грибочки и орешки. До свидания!
Дети: До свидания, белочка! Спасибо тебе!
Воспитатель: Хорошо в лесу! Но нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам туда попасть, мы опять превратимся в листочки.
Физминутка:
Осенние листочки закружились,
Весёлый ветер закружил над ними,
Весело они летели и на землю сели.
(Дети кружатся под музыку).
Вот, ребята, мы опять с вами в группе. Вам понравился осенний лес? Тогда я предлагаю вам сейчас всем вместе сделать свой осенний лес из листочков, которые мы с вами нарисовали раньше. Давайте подойдём к столу и приклеим листочки на веточки каждый к своему дереву, но сначала разогреем ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят, -------------------- пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то, значит, ----------- трясём кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем, -------------- «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмём, -------- поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем, --------------- гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, ------------ скрестить пальцы, ладони прижать
Поиграют пусть немножко, ------------ пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать ------------------ каждый палец зажимаем в кулачке.
(Самостоятельная работа детей. Помощь при затруднении).
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня постарались. Теперь мы будем смотреть на этот осенний лес и вспоминать нашу интересную замечательную прогулку. А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей). А теперь давайте попробуем угощение белочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-338459-1384449996.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Мы любим книги!» в старшей группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №341 Дзержинского р-на г. Волгограда Конспектнепосредственно образовательной деятельностип...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/07/picture-466945-1407421130.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Познание. Формирование целостной картины мира. Тема «Необъятный космос» для старшей группы
Итоговое интегрированное занятие для детей старшей группы. Путешествие детей по космическому пространству....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-698779-1636876180.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)
Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545484-1417863101.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "История одежды" с детьми старшей группы
Конспект ООД по формированию целостной картины мира "История одежды"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893307-1486908126.jpg)
Открытое занятие. Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира с элементами экспериментирования) в старшей группе
Экспериментирование.Старшая группа....
Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и экспериментирования « Воздух – невидимка» в старшей группе.
Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и эксперементирования "Воздух-невидимка" в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-423661-1395658057.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Эколята - молодые защитники и друзья прирды" для детей старшей группы
Цель: Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в природе; продолжать знакомить детей с разнообразием живой природы и формирование осознанного, ...