Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и экспериментирования « Воздух – невидимка» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и эксперементирования "Воздух-невидимка" в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и экспериментирования « Воздух – невидимка»
в старшей группе.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, делать выводы.
3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Оборудование и материалы: посылка, открытка с загадкой, веер, полиэтиленовые пакеты, зубочистка , стаканы по 2 шт. каждому ребенку, трубочки и ёмкости наполненные водой, салфетки, пластилин, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству детей.
Методы и приемы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Ход занятия
1 Водная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте её откроем, что нам прислали?
Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород т.д.
- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
- Правильно, всему живому.
- И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, мы совершим путешествие.
- А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (ответы детей)
- А мы совершим путешествие на ковре – самолете.
Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете и садятся за столы.
- Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
2.Основная часть.
-Воспитатель: Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
- Как вы думаете, какие органы чувств помогают нам обследовать объект? (глаз, руки, нос, ухо, рот).
- Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено?
- Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Как можно увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.
Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Почему? Как считает?
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
Эксперимент №3 « Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
Эксперимент №4 « Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.
- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
Эксперимент №5 «Живой пластилин» (вес воздуха)
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).
- Верно. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
3. Заключительная часть.
Итак, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом и детям из «Страны почемучек», я предлагаю подарить те инструменты с помощью которых, мы смогли обнаружить воздух, что бы и они смогли провести эксперименты и придумать новые.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ковер – самолет поможет нам в этом.
Мы вернулись в детский сад. Путешествие на ковре – самолете мы посетили много остановок. С помощью экспериментов мы видели воздух, слышали его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».
Цели и задачи: Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».
Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Развивать знания детей о воздухе, его свойсвах,роли.Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать позновательные интересы....
Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и экспериментирования
Старшая группа...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка» Артамонова Альбина АркадьевнаМДОУ «детский сад №101&r...
Конспект занятия по экологическому образованию с использованием опытов и экспериментирования "Воздух-невидимка"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в старшей группе с использованием опытов и экспериментов "Воздух-невидимка"...
Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием опытов и экспериментирования «Какой бывает вода»
Знакомство детей со свойствами воды....