Педагогический проект первая младшая группа «Б» «Лаборатория для маленьких исследователей»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_dlya_malenkih_issledovateley.docx | 173.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Педагогический проект
первая младшая группа «Б»
«Лаборатория для маленьких исследователей»
Воспитатели:
Дедюхина Н.Ю.
Кривошеева И.В.
с. Кабанск
2015 гг.
Пояснительная записка
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.
В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• возрастные особенности детей
• доступность расположения
Проект «Лаборатория для маленьких исследователей”
Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Средства: поисковые действия
Вид проекта: Групповой
Возраст детей: 3-4 года
Время проведения: среда, длительность занятия: 15 мин.
Актуальность проекта
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода, песок. Знакомство маленьких детей с водой и песком активизирует познавательную и поисковую деятельность ребёнка. Игры с водой и песком побуждают детей к выражению своих мыслей и желаний словами (развивается активная и пассивная речь, развитию первичных навыков общения (участие детей в совместных играх). При знакомстве детей с водой и песком у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, обогащаются тактильные ощущения.
Цель
Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи
1. Выделить рабочее место (помещение) для создания детской экспериментальной лаборатории.
2. Создать условия для работы в детской исследовательской лаборатории.
3. Разработать технологию опытно-экспериментальных игр для детей.
4. Привлечь детей к играм-экспериментам через различные методы и приёмы работы.
5. Привлечь внимание родителей к новой форме работы с детьми раннего возраста; предоставить информацию о важности участия детей в исследовательской деятельности.
Подготовительный этап
• Разработать вопросы наблюдения;
• Составить план основного этапа проектирования;
• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
• Пополнить предметно-развивающую среду;
• Подобрать художественную литературу по теме;
• Составить картотеку опытов с водой, песком, камнями.
• Подготовить оборудование для опытов с водой, песком, камнями.
Основной этап
Реализация данного проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей
Предполагаемый результат
1. Сформированы первые навыки исследовательской деятельности.
2. Удовлетворённость родителей в детской деятельности.
3. Положительные отзывы родителей.
Трансляция опыта
1. Презентация работы на родительском собрании.
2. Распространение опыта работы на семинарах ДОУ.
Перспектива проекта
1. Публикация на сайте ДОУ.
Перспективный план работы по проекту
«Лаборатория для маленьких исследователей”
Первая младшая группа
Дата | Тема | Содержание: | Задачи | Материал, работа с родителями* | |
Сентябрь 2015год | Вода | Игра «Пускание по воде плавающих игрушек». | Дать детям представление о том, что предметы плавают; о числовом определении - один и много. | Целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки) | |
Игра «Вылавливание сачками из воды рыбок». | Повысить эмоциональный тонус вызвать положительные реакции. Способствовать проявлению самостоятельности и активности. Развитие координации движения рук. | «Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.) Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.) То зароются в песке» *Приобрести сочки, набор рыбок. | |||
Игра «Достань камешек (ракушку)». | Знакомить детей с природным материалом – камнями, познакомить со свойствами камней (формой); развитие внимания, координации движений. | «В руки камушки мы взяли, Друг о друга постучали. Наши камешки стучат, Вот так, вот так. Не разбить их нам никак». *приобрести камни, ракушки. | |||
Игра «Бросание в воду пластмассовых и деревянных шариков, камешков, резиновых игрушек». | Дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут. | «Таз, наполненный водою.- Это море голубое. И плывёт в нем не скорлупка – Это лодка! Это лодка! Наклоняюсь к парусам, Вместо ветра дую сам!» | |||
Октябрь | Вода | Игра «Тёплый – холодный» . | Закрепление знаний свойств воды: теплая, холодная. Развивать тактильные ощущения, внимание и память | «Кто горячей водой умывается, | |
Игра «Что как плавает» | Знакомить детей со свойствами различных материалов | *Потешки о воде. | |||
Игра «Тонет - не тонет». | Продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов (тяжёлый – лёгкий) | «Вот у нас вода Прозрачная она: Камушки, ракушки - Видны наши игрушки Ручку мы протянем, Игрушку достанем». | |||
Ноябрь | Вода | Игра «Водичка дырочку найдет» . | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Вызвать у детей интерес к играм с водой. | Использовать малые фольклорные жанры (потешки). | |
Игра «Вода невидимка» | Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять знания о цвете; создание условий для развития у детей наблюдательности. | «Знаем, знаем да-да-да.! В кране прячется вода! Выходи водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку!» | |||
Игра «Водяная мельница» | Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Вызвать у детей интерес к играм с водой. | Использовать малые фольклорные жанры (потешки). *Игрушка «Мельница» | |||
Игра «Разноцветная вода». | Закреплять знания о свойствах воды. Закрепить знание цветов, умение сравнивать и соотносить цвет, развивать цветовое восприятие. | «Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! У меня такая Краска голубая, Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя – Окунаю кисточку В море голубое» | |||
Декабрь | Снег | Игра «Что такое снег?» . | Познакомить со свойствами снега - холодный, его цвет – белый, в теплых руках снег тает, и превращается в воду | «Снег бывает разный: Чистый, невесомый, Снег бывает грязный – Липкий и тяжёлый. Снег летит пушистый, Мягкий и приятный, Снег бывает рыхлый, Снег бывает ватный» | |
Игра «Почему нельзя есть снег» . | Закрепить знания свойств снега - холодный, его цвет - белый из снега можно лепить снежки. | «У моей Маринки Две красивые снежинки Всем хотела показать, Глядь, снежинок не видать». | |||
«Снежинка в гостях у ребят». . | Закрепить знания свойств снега - холодный, его цвет – белый. Закреплять знание свойств и качеств воды – холодная, теплая. Обсудить вопросы какую воду можно пить, кому нужна вода. Развивать познавательную активность детей. | «Теплый – холодный». «Подарки для снеговика». Наблюдение за снегом на прогулке, игры со снегом. | |||
Январь | Лед | Игра «Что такое лед?» | Познакомить со свойствами льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода. | «Снежок порхает, кружится, На улице тепло. И превратились лужицы В холодное стекло». | |
«Цветные льдинки» | Закрепить знания свойств льда(тает, холодный) Закрепить основные цвета. | *Формочки для заливания воды. | |||
Февраль | Камни | Камешки - большие и маленькие». | Знакомить детей с природным материалом – камнями. Знакомство со свойствами камней (твердые). Развивать у детей интерес к экспериментам. | «Солнышко для черепашки». «Дорожка из камешков». | |
Игра «Каждому камешку свой домик». | Знакомить со свойствами камней. Классифицировать по форме, размеру, цвету | «В руки камушки мы взяли, Друг о друга постучали. Наши камешки стучат, Вот так, вот так. Не разбить их нам никак». | |||
Игра «Ну-ка выложи» | Продолжать знакомить детей с камнями. Умение выкладывать простой узор из камней. | Потешки, использовать малые фольклорные жанры. | |||
Март | Игры с песком | «Сухой - мокрый». | Знакомить со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится. Воспитывать внимание ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает. Развивать стремление к речевому, игровому общению. | «Выкладывание различных форм из влажного песка с помощью формочек». «Переноска песка в ведрах». «Перевозка песка в грузовиках» «Рисование палочкой». | |
Игра «Печатание на сыром песке». | Развитие мускулатуры рук и координации их движении. Расширение зрительных представлений. Познакомить детей со свойствами влажного песка. | «Я рисую на песке Желтое и жаркое. Я рисую на песке Три цветочка на лужке. Три волнистых линии, Это море синее. Я рисую на песке Бабочку на лепестке. Лоскуток в лукошке, Это домик кошке». | |||
Игра «Волшебные отпечатки на песке» | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развитие моторики и координации движений. | Змейки на песке играли И хвостом слова писали, За узором шли петельки – Это - письма маме Змейке». «Он, как ёлка, Весь в иголках, | |||
Игра «Ладошки на песке»
| Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия | «Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок Всех детей собрал (Песок )!» | |||
Апрель | Песок | Игра «Норки для мышки» | Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. | «У мышей стоит веселье В новой норке новоселье! Приготовились всерьёз – Каждый что-нибудь принёс: Кто сушёного горошку, Ломтик сыра, хлеба крошку… Мармелад и сухари… Пировали до зари! Съели свечи на десерт, С поздравлением конверт». | |
Игра «Куличики». | Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Развивать тактильную чувствительность, зрительное и образное восприятие. | «Мы не в жаркой печи Испечем куличи: Нам нужна не мука Только горстка песка. Сыпь в ведерко песок, Да прихлопни разок. Хороши куличи, Хоть и не из печи. Так и просит роток: Отломи мне кусок». | |||
Игра «Секреты в песке». | Развитие тактильной чувствительности, воображения. | ||||
«Домик для черепашки Агашки» | Закрепить знания детей о свойствах песка и камня: песок – сыпучий, сухой, лепится, сырой, когда влажный меняет цвет; камень – твердый, тяжелый, разной формы. | «Пересыпание сухого песка через воронку». «Печенье из сырого песка». Игра: «Что я закопала в песке?» | |||
Май | Песок | Игра «Найди шарик»
| Закрепление знаний о свойствах песка (сухой, мокрый ). Знакомство с качествами предметов (размером, формой) сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия. | «Пусть не сердятся родители, Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит! И не важно, что пока Этот домик из песка!» | |
Игра «Печем печенье»
| Сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки (лепить куличики). Развивать мелкую моторику рук и координации движений. | «Вот вам гости угощенье Очень вкусное печенье Приготовили мы сами И покушайте Вы с нами». | |||
Мы построим мышке дом». | Закрепить знания о свойствах песка, воды. Развивать познавательные способности, пробуждать пытливость детей |
| |||
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку». | Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка | «Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра» | |||
Фотовыставка «Я познаю мир» Презентация на родительском собрании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в первой младшей группе:«Моё село- моя маленькая Родина»
Тема проекта: «Моё село- моя маленькая Родина» Участники: дети раннего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители воспитанников Сроки проведения:12.03-23.03.2014 Итоговое занятие: коллектив...
Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"
Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....
Проект для первой младшей группы по теме: «Наши маленькие друзья - птицы»
Проект для первой младшей группы по теме: «Наши маленькие друзья - птицы» ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе на тему: «Мы – маленькие исследователи воды"
Вода необходима не только людям, но и растениям, животным – всему живомуна земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять....
Паспорт проекта для детей младшей группы (3-4 года) «Маленькие исследователи»
Паспорт проекта для детей младшей группы (3-4 года)«Маленькие исследователи»...
Паспорт педагогического проекта первая младшая группа " Водичка- водичка"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...
Паспорт педагогического проекта первая младшая группа "Мои домашние питомцы"
С самого раннего возраста необходимо приучать детей вместе с родителями любить и ухаживать за домашними животными. Участвуя в проекте, родители вместе с детьми должны научиться:- формированию эмоциона...