Проект "Ах, картошка!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Работа над проектом знакомит детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси, расширяет представление о значении этого овоща в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ах, картошка!»
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно - творческий
Срок проведения: 2 дня
Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений о картофеле.
Задачи :
-познакомить детей с историей картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.);
-научить детей получать крахмал из картофеля, познакомить со свойствами крахмала, использованием в промышленности;
-подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи, промышленность и …);
-уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (рассада, семена, использование сельхозтехники)
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
-развивать любознательность, художественно - творческие способности, память, речь, воображение;
-формировать дружеские взаимоотношения между детьми;
Ожидаемые результаты:
-у детей формируются познавательные интересы, любознательность;
-обогащены и расширены знания о картофеле;
-активизированы исполнительские и художественно – творческие способности детей;
Актуальность.
Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка… С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки, рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!
План реализации проекта
Этапы | Содержание деятельности | Ответственный | Сроки реализации |
Подготовительный | 1.Определение целей и задач проекта 2.Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду 3.Сбор информационного материала о картофеле 4.Разработка комплексно – тематического плана 5.Создание условий для организации работы по проекту | Воспитатели | |
Основной | 1.Беседа 2.Дидактические игры 3.НОД 4.Опытно – экспериментальная деятельность (получение крахмала) 5.Домашнее задание: выучить название блюд из картофеля 6.Вечер подвижных игр с картошкой | Воспитатели, дети, родители | |
Заключительный | 1.Развлечение «Ах, картошка, картошка!» 2.Выставка поделок из картофеля «Удивительная картошка» 3.Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Картошка» (153 серия); мультик про трактор и грузовик «Маленький фермер. Сажаем картофель» 4.Создание альбома «Подвижные игры и конкурсы с картошкой» | Воспитатели, дети, родители, музруководитель |
Комплексно – тематический план к проекту
Виды деятельности | Название мероприятия | Цели и задачи | Сроки проведения |
Дидактические игры | «Кто больше назовёт блюд из картофеля» (на основе домашнего задания) «Кто больше знает пословиц или поговорок о картофеле» | Закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля Поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание пословиц и поговорок о картофеле | |
Беседа | «Лечебные свойства картофеля» | Познакомить детей с лечебными свойствами картофеля. | |
Опытно – экспериментальная деятельность | «Получение крахмала» | Научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель. | |
НОД Вечер Развлечение | Познавательное развитие «Как картофель на стол приходит?» «Подвижные игры с картошкой» (см. альбом «Подвижные игры и конкурсы с картошкой») «Ах, картошка, картошка!» | Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси; расширять представление о значении этого овоща в жизни человека; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности; развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес и любовь к фольклору. Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм. обогащать и систематизировать знания детей о картофеле; познакомить детей с историческими сведениями о картофеле; развивать коммуникативные качества; воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям. |
Приложение
Дидактическая игра «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»
Цель: закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля.
Ход игры.
Вспомнить с детьми, какое домашнее задание они получили накануне. Провести конкурс – игру и узнать, кто больше всех выучил названия блюд из картофеля. За каждый ответ ребёнок получает фишку. В конце все пересчитывают фишки: у кого их больше, тот и победитель.
Дидактическая игра «Кто больше знает пословиц и поговорок о картофеле?»
Цель: поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание
пословиц и поговорок о картофеле.
Ход игры.
Игра проходит аналогично игре «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»
-Голодному и картошка лакомство.
- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.
-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
-Картошка да каша – еда наша.
-Картошку копать, не руками махать.
-Без труда картошка не родится никогда.
-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Беседа «Лечебные свойства картофеля»
Цель: познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.
Ход беседы.
Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Что можно делать из картофеля? (ответы детей). Его жарят, варят, пекут. Картофель люди используют в пищу, из него придумано множество блюд. Но, кроме того, он хорошее лекарство. Если простудился - надо подышать над паром варёной картошки - и почувствуете облегчение: станет легче дышать и кашлять. А еще сырой картошкой лечат ожоги. Сок из сырой картошки поможет снять боли в желудке. Вот такой удивительный овощ!
НОД Познавательное развитие «Как картофель на стол пришёл?»
Программное содержание:
-продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси.
-расширять представление о значении этого овоща в жизни человека.
- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности;
-развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение.
-воспитывать интерес и любовь к фольклору.
Ход занятия.
1.Чтение стихотворения
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
2. Рассказ воспитателя об истории картофеля.
Своё путешествие к нам картофель начал из Южной Америки.
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Кроме того, он привёз большое количество золота, которое они отобрали у индейцев.
Но самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, неизвестных Европе растений. В том числе были и клубни картофеля. Издавна индейцы кечуа называли картофель – папа. В честь папы они устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол; шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив мешочек с клубнями на голову. Англичане зовут картофель – потато, голландцы и французы- земляное яблоко, итальянцы- тартуфель, немцы – картуфель,
россияне – картофель. Не сразу картофель стали употреблять в пищу.
Во Франции цветками картофеля украшали причёски, а также прикалывали цветы к платьям, вместо брошек.
В Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пётр 1 издал указ:
«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами.
В чём и подписуюсь Пётр 1»
Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси.
Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.
А кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей).Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.
3.Пословицы и поговорки о картошке
Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке. (ответы детей)
-Голодному и картошка лакомство.
- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.
-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
-Картошка да каша – еда наша.
-Картошку копать, не руками махать.
-Без труда картошка не родится никогда.
-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
-Картошка хлеб бережет.
4.Физминутка
Подвижная игра» Горячая картошка»
5.Просмотр мультика про трактор и грузовик «Маленький фермер. Сажаем картофель»
6.Итог
Вечер «Подвижные игры с картофелем»
Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.
Игры подбираются из альбома «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»
Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала из картофеля»
Цель: научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.
Ход эксперимента.
-Сегодня мы с вами проведём небольшой эксперимент и узнаем, из чего же состоит наша любимая Опытно- экспериментальная деятельность:
картошка. Повторим правила поведения при проведении опытов и экспериментов.
Правила поведения :
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- быть предельно аккуратным.
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
(Дети садятся за столы)
-Нас здесь встречает знаменитый овощ:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная … картошка.
Перед нами лежит обычная картошка. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля. Что надо сделать?
1) Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода. (Педагог вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
-Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду и крахмал.
Праздник «Ах, картошка, картошка…» подготовительная группа 2018год
Вход детей Танец «Чародей листопад»
Под музыку дети входят в зал и встают полукругом.
Ребенок:
Листья осенние ветром гонимые,
Тихо летят над сырой мостовой.
Грустные, бедные, очень ранимые
В вальсе кружатся они надо мной.
Были вы нежными, были зелеными
Вы же шептались под кроной своей.
Осень пришла, вы теперь унесенные,
Кружитесь в вальсе желтых аллей.
Ребенок:
Вот опять уже желтеют листья
Мелкий дождик моросит с утра.
Лето пролетело очень быстро
Наступает осени пора.
Ребенок:
Как незаметно осень подкралась
Серою тучей по небу плыла,
Синим туманом в полях разливалась,
Красной рябиною в лес позвала.
Осень подарки сложила в корзину
Груши-янтарь, виноград-изумруд.
Слив аметист и рубины рябины
Всех нас за общим столом соберут.
Жаль, что недолго осень-царица
Царствовать будет в природе сама.
Скоро на смену в своей колеснице
В город примчится-зима.
Песня «Что случилось?»
Дети садятся на стулья.
Ведущий:
Удивительное время года-осень. Созрели за лето фрукты, овощи, все хозяйки стараются сделать запасы на долгую зиму. Только уж главней-то всего на столе всегда один самый вкусный и важный овощ. Без него и еда не еда, а уважают его да ценят, как короля стола. А что это за овощ – вы попробуйте отгадать.
Сижу всё лето в тёмных грядках,
Меня нельзя увидеть в профиль!
Зимой в мешках играет в прятки,
А зовут его…
Дети:
Картофель.
Ведущий:
Правильно вы угадали.
На этот раз пойдет рассказ
О том, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О том, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
Сегодня наш праздник посвящен картофелю. Да, да, не удивляйтесь, именно картофелю. Вы знаете, ребята, как появился в России картофель?
Петр Первый прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того, чтобы население занялось разведением картофеля. Вот с тех времен в России стали выращивать картофель.
Картофель в народе называют – вторым хлебом. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых мы приглашаем вас принять участие. Ведь мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.
Звучит музыка, в зал входит Картофель.
Картофель:
Здравствуйте, господа! К вам явился я не зря.
Про меня вы говорили, и меня вы так хвалили.
Что я просто на смог пройти мимо и не заглянуть к вам.
Я картофель круглый, красивый и смуглый.
Чтобы не состариться, люблю в кастрюле париться.
Я картофель белый, сильный и смелый.
Я готов здесь танцевать, веселиться и играть.
Ведущий:
Мы как раз собрались, чтобы всем вместе весело провести время.
Картофель:
И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель самый распространенный огородный овощ. Но меня нелегко выращивать. Весной надо посадить, потом прополоть, окучить, полить, чтобы вырастить хороший урожай.
Ребенок:
Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня.
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня.
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду,
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в саду.
Ребенок:
Хорошо на огороде поработать ясным днем.
Теплый луч по грядкам бродит,
Мятой пахнет чернозем.
Сладко пахнет спелой сливой
И картофельной ботвой,
Медом белого налива
У меня над головой.
Ребенок:
Все поспело, все созрело
Щедрый будет урожай.
Здесь для всех найдется дело,
Не ленись, да собирай.
Ведущий:
Вот мы сейчас и займемся посадкой и уборкой картофеля.
Ребенок:
Из ведерка- прыг, на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка- картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай.
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!
1 Конкурс «Посадка и уборка картофеля»
Две команды встают парами. Один в паре держит ведро с картофелем, второй- вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» плотно друг к дружке в обруч. Пара обегает стойку и возвращается к команде. Вторая пара- один держит пустое ведро, а второй собирает картофель в ведро. Обегает стойку и возвращается к команде. Чья команда выполнит все быстрее, та и победитель.
Картофель:
Хорошо меня собрали, только кто же увезет?
Ребенок:
Едем, едем, мы домой
На машине грузовой.
Ворота, открывай,
И картофель выгружай.
2 Конкурс «Увези картофель»
Две команды, две машины, две корзины. Едут до обруча с картофелем, грузят по одной картофелине в машину, возвращаются в команду и т.д. Чья команда первая увезет весь картофель.
Картофель:
Конечно, работать такой большой бригадой одно удовольствие. Урожай собран, можно отдохнуть. Веселыми частушками порадовать народ.
«Частушки про картошку»
Картофель:
Хорошо танцевали, давайте поиграем, кто меткий из вас узнаем.
3 Конкурс «Попади в ведро»
Попасть картошкой в ведро, у кого больше попаданий
Картофель:
Интересно мне узнать, с чем рифмуется картошка, с какими словами?
Ребенок:
Мы подумали немножко:
С чем рифмуется картошка?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все рифмуем нету спора,
Но из этого набора
Ничего не получилось.
Как же нам всех накормить?
Ребенок:
Есть спасение - окрошка
Ведь уместна в ней картошка.
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку,
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Ребенок:
Или испечем картошку,
Приготовим «фри» немножко…
Всех гостей мы угостим-
Будет коромыслом дым.
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко.
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените.
Картофель:
Скажите, а какую часть картофеля мы используем в пищу?(клубни)Раньше, когда люди не знали, что нужно употреблять в пищу клубни картофеля, они пробовали есть зеленые ягоды, которые созревали на кусте. А кто из вас пытался приготовит какое-нибудь блюдо из картофеля? А что нужно сделать с картофелем прежде, чем что-то из него готовить? (очистить).
Ведущий:
Нам бы очень хотелось узнать, как вы владеете этим искусством. Да, да, именно искусством, потому что, чем тоньше снимаете кожуру картофеля, тем больше под ней остается витаминов и минеральных солей. Итак, я приглашаю для участия в этом конкурсе две семьи( мама,папа,ребенок)
4 Конкурс «Утренний завтрак»
Играют семьи. Папа чистит картофель, ребенок рядом стоящий кладет картофелину на ложку и бежит к маме, мама быстро тоненько режет картофель и складывает на сковороду. Чья семья все сделает быстрее, та и победит.
Картофель:
Думаю, все остались сытыми и довольными от такого задорного завтрака.
Ведущий:
Хозяйкам на заметку, скажу, что в разных странах картофель называли по-своему: в Испании – «папа», в Англии «ирландский батон», во Франции – «земляное яблоко», а как называют картошку в дружеской нам Белоруссии? (бульба). Правильно – бульба. Там про нее сложили песню.
Песня «Бульба»
1 куплет
Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь, есть её варёной
Иль в мундире запеченной.
Трам, там, там, та-ра… рам,
Без картошки худо нам!
2 куплет
Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.
Трам, там, там, та-ра… рам,
Пусть картошку в супе ест!
Ведущий:
И в твою, картофель, честь мы танцуем танец здесь.
Танец «Сударушка»
Ведущий:
Когда слышишь или видишь слово «картофель», сразу появляется аппетит.
Картошка – гарнир к любому блюду, основа всех салатов. Даже самая неопытная хозяйка без труда приготовит из нее, по меньшей мере, два десятка вкусных блюд, а мы проверим, знают ли наши хозяюшки, рецепты блюд, которые можно приготовить из картофеля. И мы начинаем, наш, кулинарный турнир.
5.Конкурс «Кулинарный турнир» для мам.
На бумажных тарелках написаны рецепты блюд из картофеля. Тарелки разрезаны на части. Задача мам: сложить тарелку, прочитать рецепт и озвучить его название.
Ведущий:
Ваши мамы настоящие хозяйки и кулинары. Браво им! Пожалуй, нет равного картофелю продукта, из которого можно приготовить столько разных блюд. Он вкусен и питателен, полезен каждому.
Урожай мы собираем осенью, а осень – время года очень переменчивое. То солнышко светит, то тучки набегут и пойдет дождь.
Песня «Осень»
Ведущий.
Чтоб картошке поспевать, надо часто поливать.
Картофель:
Вот какой красивый я,
Вырос в огороде.
Если б дождик не помог
Было бы мне плохо.
Ребенок:
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Песня «Дождь»
Ребенок:
Дождик льет, а это значит
Осень к нам пришла опять
Детям грустно, небо плачет.
Как под дождиком гулять?
Выход есть - грустить не надо,
Если тучи мучают,
Зонт укроет вас ребята
По такому случаю.
Танец «Веселый зонт»
Ведущий.
Для картошки станцевали, и картошка в этом зале, тоже хочет танцевать. А помогут ваши родители.
6.Конкурс «Картошка по кругу».
Все встают в круг, под музыку, оборачиваясь вокруг себя, передают картошку. Музыка выключается, тот, у кого остался картофель, садится на место. Игра проводится несколько раз, самых стойких игроков награждают картошкой.
Картофель:
Я бываю разный по цвету: красный, белый, желтый розовый, и вкус конечно разный, но все равно я очень вкусный в любом цвете.
7.Конкурс «Разложи по цвету»
Два мешка с картошкой разного цвета, рассортировать по цвету в разные корзины. Кто быстрее. Два человека.
Ведущий:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два!
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
8 Конкурс «Составь слова» (родители)
Два листа со словом КАРТОШКА (рот, картон, штора, кора, кашка, кошка, ток, шок, кот ,шар, …)
9.Конкурс «Пронеси картофель в ложках»
Два участника, в каждой руке ложки с картошкой пронести не уронить.
Картофель:
Всем известна с давних пор
Веселая песня про Антошку, который не любил копать картошку.
Ведущий:
Мы тебя повеселим,
Всех гостей мы удивим.
Песня «Антошка»
Ведущий:
Сегодня мы говорили о картошке, узнали откуда она к нам пришла, какие блюда из нее готовят, чем она полезна.
Ребенок:
Ах, картошка-объеденье.
Есть готов ее весь день.
Только, жалко, настроенья
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла.
Есть готов ее весь день,
И, представьте, мне не лень!
Танец «Что манит птицу»
Картофель:
Как приятно было с вами веселиться в этом зале,
Угощенье принимайте и меня не забывайте!
Картошка выносит поднос с картофельными пирогами и угощает гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Картошка"
Длительный творческо-исследовательский проект "Картошка", с мая по октябрь. Старшая группа. План проекта, конспект непосредственно образовательной деятельности "Ах, картшка- объеденье", где дети знако...

Творчески-исследовательский проект "Картошка"
Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты.Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов. Это длительный проект, с мая по октябрь.В материале представлен п...

Презентация экологического проекта "Картошка-картошечка"
Презентация образовательно-творческого экологического проекта "Картошка-картошечка"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Картошка- матушка"
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....