Образовательная деятельность по экспериментированию «Мы познаем мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность
по экспериментированию
«Мы познаем мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_po_eksperimentirovaniyu_my_poznaem_mir.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 36 «Сосенка».
Образовательная деятельность
по экспериментированию
«Мы познаем мир»
Воспитатель: Кондрашева Н.В.
Смоленск
2017 год
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности методом экспериментирования детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Через экспериментальную деятельность обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: письмо детей юным космическим друзьям, беседы о космосе, о воздухе, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Необходимое оборудование: письмо с планеты Плим-плим , прозрачные полиэтиленовые пакеты, зубочистки, стаканы с водой, трубочки для коктейля, плотная бумага, мыльные пузыри, пустые бутылочки, воздушные шарики.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
- А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, когда я сегодня шла утром на работу, то услышала непонятный шум в лесопосадке, решила проверить, что там случилось. Оказалось, что за ветки деревьев зацепился воздушный шар, не большого размера, а просто огромного. Я немного испугалась, хотела попросить у кого-нибудь помощи, но было очень рано, многие люди еще спали, я решилась осмотреть шар самостоятельно. На прочной нитке висело что-то скрученное, как оказалось , это было письмо, адресованное именно нашему садику, именно детям старше - подготовительной группы. Я принесла его к нам и хочу вам его прочитать. Это письмо прилетело с планеты Плим – плим.
- Ребята, значит, наше письмо жители этой планеты получили и тоже очень хотят с вами познакомиться и подружиться. Будем дружить?
- Юные космические друзья прислали свои фотографии. Вот они какие!
-Они тоже ходят в детский сад, как и вы.
Но они очень удивлены тем, что мы не носим на голове скафандры!
Они очень хотят прилететь в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандров на Земле? Как они смогут дышать?
Высказывание детей о воздухе.
- Что для этого нам понадобится? С чего начнем?
Совместно с воспитателем дети определяют круг вопросов, на которые надо найти ответы:
1.Для чего нужен воздух?
2.Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
3.Воздух можно увидеть и потрогать?
4. Есть ли воздух в различных предметах?
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем несколько экспериментов.
Хотите этому научиться?
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
-Лаборатория.
-В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
- Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
«Как поймать воздух?»
- Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (Ответы).
-Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
«Видим воздух».
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
- А давайте проверим!
- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри».
- У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите, но не просто руками, а то, чем я назову.( локоток, колено, один пальчик и т.д.)
- А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
«Вода в перевернутом стакане».
-Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется.
Вывод: Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее. Вот почему бумажка не отпадает.
- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
«Слушаем воздух».
- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
- А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим ним, чтобы услышать воздух? Нужно немного надуть его , растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Игра « Бывает – не бывает»
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает рыжий? (Не бывает).
- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
« Узнай по запаху».
-Что это? Это баночки. Но не простые, а волшебные, а почему, позже вы ответите сами на этот вопрос.
- Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).
- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
- Действительно, пахнет апельсином.
- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
- Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .
- Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы) .
- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Итог: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Вот мы с вами и разобрались, что такое воздух, где он находится.
Мы проделали большую научную работу.
Давайте отправим наш ответ на планету Плим-плим на воздушном шаре. Пусть наши космические друзья знают, что на нашей планете воздух нужен всем и людям, и животным, и растениям, то есть всему живому и нам не нужно ходить в скафандрах, чтобы защищаться от него, так как мы им дышим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир») «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
Образовательная деятельность, познавательное развитие, образовательная область познаю мир, составлена в соответствии с Программой « Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой.В процессе о...
Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию по теме «Познай самого себя»
Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию по теме «Познай самого себя»...
Программа по экспериментированию с детьми подготовительной группы " Мы - исследователи", раздел " Познай себя"
Рабочая программа направлена на разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным направлениям - социально-к...
Консультация для родителей «Познаем окружающий мир через экспериментирование»
в консультации рассказывается родителям как вместе с ребенком провести интересные эксперименты и исследования дома....
Положение о смотре-конкурсе цетров экспериментирования Я познаю мир
Положение о смотре-конкурсе цетров экспериментирования Я познаю мир...
Педагогический проект: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»"
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным...