Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир») «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Образовательная деятельность, познавательное развитие, образовательная область познаю мир, составлена в соответствии с Программой « Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой.
В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Познавательное», « Речевое», « Физическая».
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности ( образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей),
Принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес).
Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).
Принцип системности ( игровое и обучающее пространство систематически совершенствуются, дополняя друг друга).
Принцип психологической комфортности.
Цель образовательной деятельности: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.
Задачи образовательной деятельности: формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление;
воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
При решении вышеуказанных задач у детей развивались такие качества как: интерес к экспериментированию, развитие исследовательской деятельности, творческие способности, мыслительные операции, воображение, внимание, память, связная речь, двигательная активность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
- сюрпризный;
-наглядный;
- словестный;
- загадывания загадок;
- художественное слово;
- дидактическая игра.
Непосредственно образовательная деятельность организованна с детьми 5 лет и состоит из нескольких этапов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Все этапы логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Вводная часть непосредственной образовательной деятельности предполагает организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был организован сюрпризный момент. Колокольчик зазвени. В сказку нас перенеси.
В основную часть НОД включены: беседа о зиме, загадывание загадок, постройка домика из разного материала, пересказ сказки,
экспериментирование.
С целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления запланированы корригирующая ходьба «Петушок», «Медвежонок», «Лисичка», «Зайка», физминутка «Я хочу построить дом».
В течение практической работы активируется каждый ребёнок. Во время речевого общения, при выполнении работы воспитанников, даётся позитивная оценка детской деятельности.
В заключительной части НОД подводится итог.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»,
рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.
Планируемые результаты: формирование у воспитанников интереса к
интересу к экспериментальной деятельности.
Оборудование: колокольчик; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; картинки петух, медведь, лиса, заяц; картинка домик; куклы зайца и лисы; листы бумаги, льдинки, вата, деревянные брусочки, блюдца с водой по количеству детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Касторенский детский сад «Сказка»
Касторенский район Курская область.
Конспект образовательной деятельности
по «Познавательному развитию»
(«Познаю мир»)
«Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
в средней группе №2
Воспитатель:
Тимошенко Марина Николаевна
2018 год.
Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
«Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
Воспитатель:
Тимошенко Марина Николаевна
Образовательная деятельность, познавательное развитие, образовательная область познаю мир, составлена в соответствии с Программой « Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой.
В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Познавательное», « Речевое», « Физическая».
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности ( образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей),
Принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес).
Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).
Принцип системности ( игровое и обучающее пространство систематически совершенствуются, дополняя друг друга).
Принцип психологической комфортности.
Цель образовательной деятельности: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.
Задачи образовательной деятельности: формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление;
воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
При решении вышеуказанных задач у детей развивались такие качества как: интерес к экспериментированию, развитие исследовательской деятельности, творческие способности, мыслительные операции, воображение, внимание, память, связная речь, двигательная активность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
- сюрпризный;
-наглядный;
- словестный;
- загадывания загадок;
- художественное слово;
- дидактическая игра.
Непосредственно образовательная деятельность организованна с детьми 5 лет и состоит из нескольких этапов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Все этапы логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Вводная часть непосредственной образовательной деятельности предполагает организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был организован сюрпризный момент. Колокольчик зазвени. В сказку нас перенеси.
В основную часть НОД включены: беседа о зиме, загадывание загадок, постройка домика из разного материала, пересказ сказки,
экспериментирование.
С целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления запланированы корригирующая ходьба «Петушок», «Медвежонок», «Лисичка», «Зайка», физминутка «Я хочу построить дом».
В течение практической работы активируется каждый ребёнок. Во время речевого общения, при выполнении работы воспитанников, даётся позитивная оценка детской деятельности.
В заключительной части НОД подводится итог.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»,
рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.
Планируемые результаты: формирование у воспитанников интереса к
интересу к экспериментальной деятельности.
Оборудование: колокольчик; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; картинки петух, медведь, лиса, заяц; картинка домик; куклы зайца и лисы; листы бумаги, льдинки, вата, деревянные брусочки, блюдца с водой по количеству детей.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, сейчас у нас с вами будет образовательная деятельность «Познавательное развитие»- познаю мир.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь. А вы любите сказки? (Да) Я тоже. Я предлагаю вам отправиться в путешествие не простое, а волшебное! А поможет нам попасть туда мой волшебный колокольчик. Закройте глаза.
- Колокольчик зазвени. (Звенит колокольчик) В сказку нас перенеси! По волшебному пути в сказку можем мы войти.
Какое сейчас время года? Почему зима? На улице холодно, морозно, вокруг много снега. Если мы свами пойдём по снегу, то сзади нас останутся следы - Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал в страну Сказок. Вы здесь никого не видели? (Нет) Как вы думаете, чей это след?
- Тогда отгадайте загадку: кто рано встаёт, голосисто поёт, детям спать не даёт? (Петух)
- Правильно, это след петушка. Вот и петушок золотой гребешок, масляная головушка, шёлкова бородушка!
Сейчас я вас превращаю в петушков, пройдём по его следам. (Корригирующая ходьба «Петушок»: спина прямая, ходьба с высоко поднимая колени)
- А это чьи следы, как вы думаете? (Показывает на следы медведя) Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, а проснется, ну реветь. Как зовут его - ...? (Медведь) Вот и медведь.
Покажите, как мишка ходит.
(Корригирующая ходьба «Мишка косолапый»: спина прямая, руки в стороны, ходьба на внутренней стороне подошвы ног)
- А это уже другого зверя следы. Как вы думаете, чьи они?
По снежку зимой бежала, и следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто? (Лиса)
- Посмотрите вот она наша лисичка – хитрая сестричка!
Пройдём на носочках, хвостиком машем, лапочки впереди.
(Корригирующая ходьба «Лисичка»: спина прямая, лёгкий бег на носочках).
- Интересно, ну, а это кто здесь наследил?
Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами…? (Заяц)
- Вот он наш зайчик!
Давайте отправимся по его следам, только не забываем, что мы стали зайчиками.
Дети прыгают на двух ногах по следам зайца. Следы зайца приводят к дому.
- Вот это да! Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, кто в нём живёт и почему? (Дети рассуждают)
- Правильно, там живёт заяц! А мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка». Я вас приглашаю присесть и отдохнуть на стульчики.
Дети садятся.
Дети, а кто знает сказку «Заюшкина избушка».
Кто хочет рассказать?
Что случилось в этой сказке?
Ответы детей.
Воспитатель надевает на руки куклы зайца и лисы, начинается мини-спектакль.
- Давайте позовём и поздороваемся с Зайкой. Зайчик, Зайчик, выходи скорее серенький!
Все вместе.
Из домика в окошко показывается лиса и говорит:
- Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом! Уходит обратно в дом.
- Ребята, что случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик – хозяин дома?
Выходит заяц и плачет: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная! Пришла весна-красна, у лисы избушка ледяная растаяла, а у меня стоит по-старому. Попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
- Ребята, как вы думает, лисичка хорошо сделала, выгнав зайчика из его дома
(Дети отвечают, что лиса плохо поступила)
Лиса скверно поступила, ведь у каждого должно быть своё жилище. Не плачь, зайчик, мы тебе поможем! Правда, ребята?
Лиса выходит и говорит: - Я так больше не буду!
Воспитатель: - Простим её ребята?
Лиса: - Но где, же мне жить? Моя избушка растаяла… (плачет)
Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы построим тебе новый дом! Правда, ребята?
Воспитатель приглашает ребят стать в круг выполнить физминутку.
Физминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана").
- Молодцы! А как вы думаете, какой мы дом построили? Настоящий или воображаемый? Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе. Это дом нашей мечты.
- А чтоб построить настоящий дом для лисы, надо выбрать подходящий материал. Вот здесь у нас 4 стола.
Первый стол «Бумажный», на нём всё делается из бумаги. Второй стол «Ледяной», все детали сделаны изо льда. Третий стол «Ватный», здесь все детали сделаны из ваты. Четвёртый стол «Деревянный», здесь всё сделано из дерева.
Дети выберите каждый себе любой стол и вместе постройте один общей дом для лисы.
Ребята, из чего ваш дом? (Из бумаги)
- Значит он какой? (Бумажный)
Ребята, из чего ваш дом?
- Значит он какой? (Ледяной).
Ребята из чего ваш дом?
- Значит он какой? (Ватный).
Ребята, из чего ваш дом?
- Значит он какой? (Деревянный).
- Как вы думаете, что будет, с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! На заготовленную бумагу. Что случилось? Бумага лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая как пушинка).
- Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер? (Вместе дуют, ничего не происходит).
- Никакой ветер не страшен такому дому!
- Как вы думаете, что будет, с ватным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! На заготовленную вату. Что случилось? Вата лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая как пушинка).
- Страшен ли ветер деревянному домику? (Дети дуют, ничего не происходит) Почему? (Дерево прочное).
- А сейчас, сожмите в кулачке бумагу, лёд, вату и деревянный брусок и определите. Бумага помнётся. Вата тёплая и мягкая. Лёд твёрдый, холодный. Дерево тёплое и твёрдое.
- А если вдруг пойдёт дождик? (Льёт из лейки на бумажный дом). Возьмите заготовленное блюдце с водой и положите кусочек бумаги. Что случилось с бумагой? (Намокла). Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет) Почему?
(Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер).
- А что с домиком изо льда будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой, даёт детям кусочки льда, который они помещают в блюдце с водой) Что случится тогда? (Дом растает). Пойдёт такой материал для строительства дома для лисы? (Нет, не пойдёт такой материал, дом может растаять).
- А если вдруг пойдёт дождик на ватный домик? (Льёт из лейки на дом). Возьмите заготовленное блюдце с водой и положите кусочек ваты. Что случилось с ватой? (Намокла). Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить лисичке в таком доме? (Нет) Почему?
(Вата не прочная, мокнет).
- А если вдруг пойдёт дождь на деревянный домик? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома? (Да, ему не страшен дождь).
- Молодцы! Какой материал подходит для дома? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым),
- Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Дом из ваты тоже не прочный. Ледяная избушка, как в сказке у лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная, как стояла, так и стоит по-старому.
Лиса, ты будешь жить вот в этом домике.
Вот мы и помирили зайчика с лисичкой!
А сейчас нам пора возвращаться. Закройте глаза. Колокольчик зазвени. Нас в детский сад скорей верни. Откройте глаза!
Дети, вам понравилось путешествие в сказку?
- Из какой сказки были зайка, лисичка, мишка, петушок?
- Ребята, мы сегодня сделали хорошее дело, какое? (Ответы)
Все сегодня молодцы.
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе №2
по «Познавательному развитию»
(«Познаю мир»)
«Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
Автор: Тимошенко Марина Николаевна, воспитатель
Место выполнения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Касторенский детский сад «Сказка»
Касторенский район Курская область
Цель образовательной деятельности: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.
Задачи образовательной деятельности: формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление;
воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
При решении вышеуказанных задач у детей развивались такие качества как: интерес к экспериментированию, развитие исследовательской деятельности, творческие способности, мыслительные операции, воображение, внимание, память, связная речь, двигательная активность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
- сюрпризный;
-наглядный;
- словестный;
- загадывания загадок;
- художественное слово;
- дидактическая игра.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»,
рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.
Планируемые результаты: формирование у воспитанников интереса к
интересу к экспериментальной деятельности.
Оборудование: колокольчик; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; картинки петух, медведь, лиса, заяц; картинка домик; куклы зайца и лисы; листы бумаги, льдинки, вата, деревянные брусочки, блюдца с водой по количеству детей.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми средней группе №2, возраст от 4 до 5 лет. В количестве 15 детей. Длительность 20 минут, что соответствует нормам СанПина.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывалось:
Интегрированный подход к организации образовательного процесса (в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач).
Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
Разнообразие видов детской деятельности.
Уважительное отношение к результатам детского творчества.
НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
Первая часть НОД построена в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая данные характеристики, структуру совместной деятельности взрослого и детей я постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (картинки со следами животных, кукла лиса, кукла заяц).
Выстраивая структуру деятельности, я опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме. При помощи дидактической игры «Чей след?» развивала у воспитанников внимание, мышление, память. Предлагала экспериментирование. Дети строили домик для лисы из разного материала: домик из бумаги, домик изо льда, домик из ваты, домик из деревянного конструктора. Во время экспериментирования было видно, что бумага, вата, лёд не подходят для строительства домика. В воде бумага и вата мокнут, а лёд тает. Если сжать в руке бумажный домик и ватный домик, то можно их помять. А ледяной дом холодный. Самый подходящий материал для домика, это дерево. Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. В конце НОД был подведён итог.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
Цель - формирование нравственно-моральных качеств у детей дошкольного возраста через сказку «Заюшкина избушка»; развитие исследовательской деятельности детей....
Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования и обж»
Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования и обж»Составила: Глухова Галина Андреевна, воспитатель МБДОУ «Тевризский детский сад №1»Название рабо...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Символы нашей Родины - России» в старшей группе
Пояснительная запискак непосредственной образовательной деятельностипознавательное развитие(Познаю мир)« Символы нашей Родины - России» Воспитатель: СанниковаЕлена Витальевна...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Дружная семья» в средней группе
Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие (Познаю мир) « Дружная семья»Воспитатель: Санникова Елена ВитальевнаОбразовательная деятельнос...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Лесные беспорядки» в первой младшей группе №1 «Звёздочки»
В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физичес...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Быть здоровым хорошо» во второй младшей группе №1 «Звёздочки»
Цель образовательной деятельности: сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью....
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «В гостях у Пелагеюшки»»
Цель: Приобщение детей к культуре русского народа....