"Ее Величество Вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ДЕТСКИЙСАД №9 «КОСМОС»
Поисково-исследовательский проект
«Её величество вода»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Гринева Е.А
Люберцы, 2017
Проведение проекта: ноябрь 2017 г
Тип проекта: поисково-исследовательский
Актуальность: по результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период); детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду.
Цель: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями ;способностью растворять в себе другие вещества;
• Закрепить полученные знания о воде;
• Формирования навыков сбора и обработки информации;
• Формирование навыков и умений экспериментаторской деятельности.
Развивающие:
• Развитие экологической культуры детей;
• Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира;
• Развитие наблюдательности детей, их умение анализировать,сравнивать,обобщать,устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы;
• Развивать навыки работы со словарём.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам;
• Воспитание усидчивости, способности работать в группах, в коллективе;
• Проявление терпения и умения дослушать ответ товарища до конца.
Объект исследования:
В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом её свойств: прозрачная жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет формы,находится в трёх агрегатных состояниях.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы «Искорка»
Воспитатель: Гринева Е.А
Этапы проекта:
- этап. Подготовительный:
постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;
накопление информации по теме проекта: побор литературы, иллюстраций, стихов, пословиц, поговорок, загадок, сказок, изготовление экологических игр;
II. этап. Исследовательский:
Занимательные опыты с детьми, исследовательское занятие.
Ш. этап. Заключительный:
закрепление материала в дидактических играх;
усвоение основ экологического воспитания, нравственно-этической культуры (чтение и обсуждение художественных произведений)
Предполагаемый результат
По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.
В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности:
1. элементарные опыты и эксперименты
2. игры и игровые обучающие ситуации
3. исследования
4. наблюдения
5. чтение художественной литературы.
Программное содержание:
Опыты и эксперименты:
Опыт№1
Цель: исследовать воду на вкус.
Оборудование:3 стакана с питьевой водой, сахар, лимон.
Ход работы: в первый стакан добавить немного сахара, во второй-сок лимона, в третий- ничего не добавляем. В каком стакане вода?
Опыт№2
Цель: имеет ли вода форму?
Оборудование: поднос, стакан с водой.
Ход работы: налить на поднос немного воды; с помощью губки убираем эту лужицу и снова наливаем немного воды. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?
Опыт№3
Цель: исследовать воду на прозрачность
Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка.
Ход работы: опустили ложку вначале в стакан с водой, а за тем в стакан с молоком. почему в одном стакане ложка видна полностью, а в другом- нет?
Опыт№4
Цель: исследовать различные состояния воды
Оборудование: шарики льда, стакан с водой, термос (показывает воспитатель)
Ход работы: проверить, что произойдёт, если положить шарик льда на ладонь; что выделяется при нагревании воды
Опыт№5
Цель:исследовать свойства воды на растворение отдельных веществ.
Оборудование: 3 стакана с водой, баночки с сахаром,с солью и перманганатом калия
Ход работы: исследовать, как происходит растворение в стаканах сахара, поваренной соли и перманганата калия
Исследовательское занятие «Превращение пара в воду»
Цель: формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара. развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: термос с горячей водой, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеёк.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем отгадать загадку:
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет. (пар)
Вода превращается в пар, если мы её (нагреваем). Послушайте сказку про Настеньку, и Бабу-ягу. Однажды Настенька пошла летом в лес,собирать грибы. Идёт Настенька по лесу, собирает грибы, солнце светит жарко, пить хочется,а воды-то, в лесу нигде не видать. Зимой в лесу везде снег лежит, а если захочется попить.то можно что-то сделать со снегом?
Дети: Снег растает, и будет вода.
Воспитатель: Но это зимой снега много, а летом его нет. Идёт Настенька, ищет какой-нибудь ручеёк. Но ручейка нигде не было. Вдруг она увидела -стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга.
-Здравствуй,бабушка,- сказала Настенька.
-Здравствуй, здравствуй, Настенька,- ответила Баба- яга.
-Что тебя привело в мою избушку? Настенька сказала, то очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку- проверить, умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги бы большая печка. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котёл с водой, и вода кипела. Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала:- Значит, ты, Настенька, хочешь попить водички? Ну хорошо, я покажу тебе,где в лесу течёт ручеёк,и ты можешь из него попить, только сначала посмотри сюда! И показала Настеньке большой котёл с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар- вода превращалась в пар. Вот посмотрите, как вода кипела
Воспитатель демонстрирует термос с кипятком. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая - попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая. Как же её пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?
Дети: Нужно охладить воду.
Воспитатель: Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька думала думала и вспомнила стишок: Если сильный- сильный жар,
Из водички будет пар,
Если пар вдруг охладится-
Превратится пар в водицу.
-Значит, пар нужно охладить! -решила Настенька. Что же у неё есть холодное. Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце- оно холодное (Демонстрируется зеркальце, детям предлагают его потрогать.) Пар - горячий,зеркальце –холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, и вот что получилось.
Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стаканчик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и отгадала загадку Бабы-яги. Удивилась Баба-яга: Ну молодец ты, Настенька, перехитрила меня! Так уж и быть, покажу я тебе, где ручеёк, и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов! Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов, показала ей дорогу к ручейку. Настенька поблагодарила бабушку, пошла к ручейку, попила водички и пошла домой
Дидактическая игра «Царство льда, воды и пара»
Часть детей находится в «царстве льда»,другие дети- в «царстве воды». Выходит солнышко- играет дудочка. Дети- ледышки бегут в царство воды, дети- капельки бегут в царство пара. Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в царство льда, так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в царство пара.
В процессе игры следует «ходить» и «нагревать» одновременно-«капельки» станут ледышками, а «ледышки» -капельками, ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз морозит воду.
Когда дети бегут в царство воды, то должны повторять за воспитателем:
Мы капельки, мы капельки,
Хорошо живём.
Мы капельки, мы капельки,
Плывём, плывём, плывём!
(Дети ходят по кругу и совершают плавательные движение)
В царстве льда дети садятся, обхватывают себя руками и проговаривают вместе с воспитателем: Солнышко- солнышко,
Горячо свети,
Солнышко- солнышко,
В водичку преврати!
Дидактическая игра «лёд-вода-пар»
На команду воспитателя «Пар» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят «Ф-ф-ф»).на команду «Вода!» дети плавают, на команду «Лёд»- сжимаются.
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Крупин «Живая вода»; русская народная сказка «Снегурочка»; С. Ю. Афонькин «Приключение в капле воды»;стихотворение Н. Нуркеновой «Туман»;Х. К. Андерсен «Снежная королева» «Русалочка»; рассказ Н. Носова «Горка»;А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Загадки о воде в природе с ответами:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло! (Лёд)
На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
Пословицы о воде:
Вода камень точит
Значение пословицы:
Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.
Не зная броду, не суйся в воду.
Значение пословицы:
Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.
Под лежачий камень вода не течет.
Значение пословицы:
Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
Бесполезные, бессмысленные занятия не дают и результатов. Используется чаще как предложение перейти от пустых разговоров к более конкретным делам.
Значение пословицы:
Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.
Тихие воды глубоки.
Значение пословицы:
Эту пословицу можно применить к людям внешне спокойным, но у которых в глубине души бушуют глубокие чувства.
Часом с квасом, порой с водой.
Значение пословицы:
Данная пословица используется как ответ на вопрос "Как поживаешь?". Имеется в виду, что иногда хорошо, иногда не очень.
Это вилами на воде писано.
Значение пословицы:
Употребляется в случаях когда осуществление возможного, желаемого, ожидаемого маловероятно или неизвестно вовсе.
Литература:
Н. Е. Веракса,О. Р. Галимов. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Мозайка–Синтез,Москва 2015
О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников Сфера 2005г
Л. Н. Прокопова Организация экспериментальной деятельности дошкольников Аркти 2005г
М. Султанова. Простые опыты с водой ООО. Хатбер- пресс Россия
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Её величество вода"
Поисково-исследовательский проект...
"Ее Величество, Вода"
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.Задачи:1. Образовательные:- познакомить детей со сво...
ЕЁ Величество Вода - экспериментирование
Конспект НОД по экспериментированию с водой во II младшей группе на тему: «Её Величество, Вода»...
Ее Величество- Вода!
22 марта всемирный день воды.Мы с ребятами в этот день поучаствовали в экологической акции: День " Воды,земли и леса!"Мы изготовили чудесные поделки.Все ребята очень старались,все справились...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Её Величество – вода».
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Её Величество – вода»....
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности детей во второй младшей группе «Её Величество, Вода»
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.- познакомить детей со свойствами воды (вода &mdash...
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Её величество вода» (КД)
Главная цель данной работы с детьми, это развитие желания познавать мир через исследовательскую деятельность....