Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_st_gr.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                               детский сад «Малыш»

Конспект НОД по познавательному развитию

                       в старшей группе

 «Народные промыслы на веселой ярмарке»

                                                      Подготовила и провела: воспитатель ВКК

                                                                                                 Улюмжаева Т. В.

                                     г. Городовиковск 2017г

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Задачи:

1. Познавательные:

-продолжать знакомство детей с промыслами разных народов.

 -дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

 -приобщать детей к истокам  народной культуры.

 2. Социально-коммуникативные:

- Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

 -развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам разных народов;

3. Речевые:

-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Дымково», «пиала», «орнамент»

 4. Художественно-эстетические:

 -способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

 -вызвать у детей желание побыть в роли мастеров и самостоятельно выполнить узоры.

 5. Физические:

-развивать мелкую моторику рук.

Ход непосредственно-образовательной деятельности. 

Воспитатель:   Доброе утро, гости дорогие!

                            Как вы себя чувствуете?

                            Какое у вас настроение?

                            А у вас, ребята?

Давайте скажем гостям важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало их.

Приветствие гостям.    На части не делится солнце лучистое.

                                          И вечную землю нельзя разделить.

                                          Но искорку счастья – луча серебристого,

                                          Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель звонит в бубен и обращается к детям со словами:

                             Что я вижу! Что за диво!

                             Сколько радости вокруг!

                             Правда, детки, тут красиво?

                             Аж захватывает дух!

Воспитатель: 

 гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень и стран. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?

(ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду со всех стран свой товар привозят, продают, меняют, и если понравится, покупают и везут домой.

- Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!
             Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

           Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

           Чтоб ввести нас в мир народов, мир преданий и добра!

           Чтоб сказать, что есть повсюду чудо-люди-мастера!

Воспитатель:

Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке? Отгадайте-ка загадку!

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

 Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали? Где их мастерят?

Дети: из села Дымково.

Воспитатель: Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки. Дымковские мастера и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками.

Воспитатель: 

Теперь пойдём-ка дальше по базару-посмотреть кой-какого товару!

Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная посуда с росписью! Кто из вас знает, от куда эта посуда? И какой народ пользуется этой посудой

Дети: - пиала. Калмыцкий народ. (Называние на калмыцком языке аhе- пиала)

Воспитатель: Посмотрите, каким узором  украшена пиала.

Дети : орнаментом.

Воспитатель: для чего используется пиала ?

Давайте вспомним стихотворение про калмыцкий чай.

.1.ребенок          Калмыцкий чай воспет своим народом

                           В пословицах, йорялах и стихах.

                           Сродни аршану он в божественной природе,

                           Хоть жидок, но первенствует в устах.

       2. ребенок                       стихотворение на калм яз.

А вы знаете пословицы о чае?

1. За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.

2. Выпей чайку - забудешь тоску.

3. Коль чаем угощают - значит уважают.

4. Пей чай – удовольствие получай.

. Ця шигн болвчн, идн дее.

. Хальмг ц уухла-йорл твдг.

. омба уусн кн-чидлт болдг.

 Ах, как же хороша посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!

А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: и матрёшки, и бусы разные, угощения всякие!

А сейчас, друзья мои, у меня будет к вам просьба: послушайте, пожалуйста, загадку и найдите такие предметы на нашей ярмарке, о которых в нёй говорится.

Воспитатель: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем, Он на блюде расписном с белоснежным …?

Дети: рушником.

Воспитатель: В какой стране так встречают гостей?

Дети: В России

Воспитатель: Рушник не только украшал дом, но и играл большую роль в

русских обрядах. Обратите внимание на вышивку рушника. Какие цвета

использовали мастерицы? Белую ткань украшали вышивкой, узорами красного цвета.

(Рассматривают рушник и салфетки с узорами.)

Воспитатель: Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали? Они не только покупали и продавали товары, но ещё веселились и играли в русские народные игры.

-Давайте и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Русская народная игра «Карусель» (звучит хороводная русская народная музыка)

Дети встают в круг вокруг «Карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:
                          Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

                      А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

                      Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

                      Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

А теперь поиграем в калмыцкую народную игру «Веселый табунщик».(Калм. муз.)

Воспитатель: Ну как? Хорошо поиграли? (ответы детей)

 Ребятки, вот так люди на ярмарке играли, веселились, а бывало случалось и так, что посуда билась.

-Давайте с вами соберём битую посуду?

                     Дидактическая игра «Собери посуду».

(Детям раздаются разрезанные бумажные шаблоны гжельского сервиза, калмыцкой пиалы. Они собирают предметы посуды. (Закрепление слов на калм .яз синий, белый, и т.д.)

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Всё собрали!

-А у меня для вас есть сюрприз. Раз мы сегодня побывали на ярмарке, давайте побудем в роли настоящих народных мастеров? Хотите?

(ответы детей)

Воспитатель:. Выбирайте мастером, какого народа вы будете: Вот вам белый сервиз, пиала или будете украшать рушник.

Белый сервиз, давайте украсим синими гжельскими узорами, но сделаем это не краской, а пластилином.

Пиалу обведем узор по шаблону восковыми мелками и затонируем,

а рушник будем плести из бумаги.

Пальчиковая гимнастика. (Упражнение на координацию речи с движением).

Перед тем, как начать работать, подготовим пальчики.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

Самостоятельная работа . в процессе помогаю тем кто затрудняется

Заключение: Мы с вами повеселились и вспомнили народы, которые есть на нашей планете.

- Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей). Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом! Ребята, я хочу вас поблагодарить вы были гостеприимными, вежливы и старательны в приготовлении своих работ. Молодцы! А теперь как на самой настоящей ярмарке я вам предлагаю угощение!

               Чай горячий на столе

               Борцоки, печенье

               Приглашаем вас отведать

               Наше угощенье! (приглашаются и гости)

 А сейчас давайте попрощаемся с гостями.

   Сян бяятн!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг фольклорного праздника для старшей группы: «Народные промыслы на веселой ярмарке».

« Народные промыслы на веселой ярмарке.»   Задачи:Образовательные: Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовско...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Народные промыслы на весёлой ярмарке»Цель:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с промыслами разных народов.-дать понятие детям «деко...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных умельцев»

Программные задачи:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладног...

Конспект НОД для детей средней группы "Народные промыслы на весёлой ярмарке"

Данный конспект разработан для детей 4-5 лет. Необычная структура НОД - прогулка по весёлой ярмарке позволяет детям посредством ярких образов, игр, познакомиться с народными промыслами....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;-развивать наблюдательность, умение видеть отлич...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Народные промыслы Белогорья"

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Народные промыслы Белогорья»                ...