Конспект занятия " Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Воспитывать любовь к родной земле и уважение к труду человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._konspekt_hleb_vsemu_golova.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 37»
Конспект аттестационного занятия
Тема: «Хлеб – наше богатство»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Подготовила: Кадкина Светлана Сергеевна воспитатель МБДОУ № 37 |
Оренбург 2017г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Хлеб – наше богатство» | |||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательно- исследовательская. | п. 2.6 ФГОС ДО | ||
3. | Ведущий вид деятельности детей | Беседа о сборе урожая хлеба; Рассматривание иллюстраций; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы. | |||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседы, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка. | |||
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи другого. Познавательное развитие – формирование познавательных действий в процессе рассказов детей. Физическое развитие – развитие двигательной активности. | |||
6. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | |||
7. | Цель | Создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. | |||
8. | Задачи | Планируемые результаты | |||
8.1 | Образовательная: Закрепить знания детей о том, что хлеб-это один из самых главных продуктов питания в России. Формировать представление детей о том, кто и как выращивает и печет хлеб. Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. | Дети имеют представление о труде в поле, появился интерес и желание использовать полученные знания в игровой деятельности, отражать в художественно-продуктивной деятельности. Уважительное отношение к хлебу. Пополнен и расширен словарный запас, и кругозор детей. | |||
8.2 | Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук. | Способен самостоятельно логически размышлять и давать развернутые ответы. | |||
8.3 | Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда. | Испытывает потребность в доброжелательном отношении к работникам сельского хозяйства. И бережному отношение к хлебу. | |||
9. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Колосья пшеницы и ржи, кусочки белого и ржаного хлеба. Картинки: гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупа, презентация «Встреча дорогих гостей», зерна пшеницы. Картинки для дидактической игры «От зерна до хлеба». | |||
10. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Заучивание пословиц, беседа про хлеб, чтение литературных произведений по теме; А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря». А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит». А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», оформление мини-музея хлеба. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Воспитатель встречает детей с хлебом солью в музыкальном зале. Мы гостей своих встречаем Круглым пышным караваем! Он на блюде расписном С белоснежным рушником. В: Ребята, а что у меня в руках? (хлеб соль). А что вы мне можете рассказать о хлебе? (Его сеют в поле) Ребята, а хлеб быстро готовят, раз, два и готова. В: Ребята, а прежде чем зерно положить в землю, что нужно сделать? (обработать ее.) Кто ее обрабатывает? Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … Д:Тракторист. В:Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь, что можно начинать делать? (сеять!) А когда сеют хлеб? (весной). Такой посев называется яровым. А осенний посев – озимые. К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето за посевом наблюдает агроном. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, а когда зёрна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? Д:Комбайнёр. В:Что же делает комбайн? Д:Собирает колосья. В:Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. В:А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? Д:На мельницу. В:Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? Д:На хлебозавод, пекарню. В: Ребята а почему я вас встретила с хлебом солью ? Почему не с книгой, не с игрушкой, а именно с хлебом солью? Что это означает? (встречают гостей). В: С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью. В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим. Символ гостеприимство. А в наши дни, где можно увидеть такую встречу? (На свадьбе встреча молодых, встреча дорогих гостей). В: Ребята, а вот мы говорили, что с хлебом солью встречали солдат с войны. А вы знаете сколько граммов хлеба приходилось на одного взрослого человека в Блокаду Ленинграда. ( ответы детей) В годы войны, хлеб выдавали по граммам, на взрослого одного человека приходилось 200гр черного хлеба, на ребенка 125гр. В давние времена люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. Хлеб считался самым главным продуктом на столе. | Рушник, хлеб, соль. Картинки яровые, озимые. Презентация дорогих гостей. Кусочек хлеба на тарелки. |
1.2 | Мотивация деятельности детей | -Ребята, вы хотите узнать, почему хлеб стал народным символом? Для этого нам нужно, отправится в музей хлеба. | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Дать детям представление о том, что хлеб -это народный символ. Куда мы сейчас отправляемся? (в музей) А для чего? (чтобы узнать, почему его считают народным символом). | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Вы сможете сюда попасть, если правильно выложите цепочку, как растёт хлеб. Дидактическая игра «Развития колоска». Цель: расставить картинки, отражающие процесс развития колоса в нужной последовательности. Молодцы справились с заданием, а сейчас я вас прошу пройти в музей и посмотреть какое разнообразие хлеба в музее. Что вы видите в музее? (хлеб, булочки, батон, плюшки, сушки, печенье, лаваш…). -Как одним словом назвать все эти продукты (Хлебобулочные изделия). -Как ласково можно назвать хлеб? (Хлеб, хлебушек, хлебушко). | Картинки к игре (от зерна до хлеба) |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Почему такая похвала и честь хлебу? (самый главный на столе, всех кормит,) Как называли хлеб в старину? (ответы детей) Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни. И поэтому несет еще один символ – «жизни». Про хлеб даже пословицы сложили. Какие пословицы вы знаете про хлеб? Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Символ Главы. -Посмотрите на схемы, какие пословицы здесь зашифрованы? Хлеб да вода богатырская еда. Хлеб – батюшка, водица — матушка. Ребята и пословицы нам говорят о том, как важен хлеб для человека. В: Ребята, хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. И в нашем музее есть хлеб, который пекут люди других народов. Посмотрите, паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане; лаваш – в Армении; багет – во Франции; галеты – в Италии, хлеб - каравай в России. Ребята, а почему хлеб такой разный (ржаной, пшеничный, овсяной…) Ребята, обратите внимания в нашем музее есть колосья, которые собраны в снопы. Все колосья отличаются друг от друга. Как вы думаете, это легкий труд собрать колосья в снопы? В: И вот сейчас, я вам предлагаю поиграть в колосок. Физминутка. У пшеницы путь особый (Идут по кругу.) Чтобы зерна стали сдобой, Нужно солнышком налиться (На носочках потянутся к солнышку.) Дождевой водой напиться. (Ладошкой изображаем дождь.) Постоять под небесами, Золотыми колосками. (На носочках вокруг себя.) Покачаться на ветру (Руки вверх качаемся.) И однажды по утру. Соберут снопы в пшеницу (Сойтись в круг.) Увезут в село в станицу. (Расходимся в сторону.) На крылатой мельнице Зерна перемелются. (Упражнение мельница.) В: Молодцы вот мы и прошли весь путь от зерна до муки. Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. В:Мы сейчас разделимся на 2 команды (девочки и мальчики) и проверим, как мальчики, умеют определять из каких круп готовят каши. А девочки соотносят муку и зерна. Из каких зерен сделана мука. (проверка заданий) В: Ребята, а какие каша вам готовят в детском саду? А как называется каша, содержащая несколько круп? (Пшено и рис) Дружба. Какие, блюда готовят еще из муки? (пельмени, пирожки, блины.) Какой праздник мы празднуем, когда пекут блины? (масленицу.) Это еще один символ Праздника. В: Ребята и вот в старину считалось, что если в семье есть зерно, то в семье есть достаток. То - есть, Хлеб символ достатка. Воспитатель: Ребята, мы очень много узнали о хлебе и теперь сами можем его приготовить. Но, что бы выйти из музея и стать пекарем, нам нужно выполнить еще одно задание. «Угадай по запаху». Теперь вы должны решить, кто из вас будет выполнять задание. Один человек от девочек и один человек от мальчиков. Нужно по запаху определить хлебобулочные изделия. Те, кто остался, будут проверять правильно ли они называют продукты. | Презентация пословицы. Презентация снопы ручные и техника. Музыка «Сладкая греза» Чайковский. Тарелки с хлебобулочными изделиями. |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Занимайте свои рабочие места, надевайте фартучки. Мы с вами побывали в музее хлеба и видели различные хлебобулочные изделия. А сейчас, вы самостоятельно изготовите свой хлеб для нашего музея в группу. Молодцы ребята, здорово у вас получается. Выкладываем на поднос свой продукт и отправляем в столовую для того чтобы его обжечь в духовке. | Дети приступают к работе, самостоятельно изготавливают хлеб, хлебобулочные изделия |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, чем оно вам запомнилось? Какой символ несет хлеб? Что вы сегодня узнали нового? Что было трудно, сложно для вас? Если мы что-то не знаем, то откуда можно взять информацию? Что вы сегодня расскажите родителям? А сейчас мы с вами пройдем на кухню, чтобы обжечь наши хлебобулочные изделия, для их прочности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Хлеб всему голова"
Тема: «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"
Это занятие помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...
Конспект занятия «Хлеб- всему голова»
Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания, и воспитания в детях уважительного отношения к труду людей. Тема «Хлеб- в...
Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"
Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...
Конспект занятия " Хлеб-всему голова"
Конспект занятия для подготовительной группы....
Конспект занятия" Хлеб всему - голова"
Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи: Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...