Проект "Кабы не было зимы!"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ковалёва Оксана Викторовна

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме;  для общения ребенка с миром природы;  развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kaby_ne_bylo_zimy.docx317.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий);
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни;
  •  Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Закрепить процесс превращения воды в лёд, льда и снега в воду;
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы;
  •  Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников;
  •  Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе;
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой;
  •  Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру;
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям  зимой;
  • Научить детей правильно их подкармливать;
  • Воспитывать чувство эмпатии к родной природе;
  • Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание.

Педагогическая актуальность

   Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме;  для общения ребенка с миром природы;  развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

   Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект  предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

План проекта

Вид проекта – средней продолжительности  ( декабрь, январь, февраль); познавательный – творческий – игровой.

Участники проекта – старшая группа, подготовительная группа,  воспитатели, помощник воспитателя старшей и подготовительной группы,  родители воспитанников,  физкультурный работник,  музыкальный руководитель, администрация ДОУ.

Продукт детской деятельности:

  • Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
  • Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

 . 

 

Содержание проекта:

I этап – подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Разработка и накопление методических материалов;
  • Организация развивающей, познавательной, предметной  среды;
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;
  • Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей;
  • Разработка мероприятий.

Гипотеза  если будет реализован проект, то у детей и родителей повысится познавательная активность; сформируется устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе; усвоят необходимые знания по теме «Зима;  приобретут  опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; появится заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников педагогического процесса.

II этап – внедрение:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическая культура

П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки»;

Народные хороводные игры: «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой;

Эстафеты: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку»;

Физкультурный досуг зимой.

Здоровье

Беседы: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде» «Как заботиться о здоровье зимой»;

Игровые ситуации: «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок».

3(2).jpg

Познание

НОД: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей», «Зимующие птицы;

Презентации: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой»;

Беседы: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», Снежное одеяло для земли», «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимы» «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Почему скрипит снег?»,  «Помоги птицам», «Зачем зимой снег», «Откуда идёт снег»; 

Фенологические наблюдения: «За снегопадом», «За солнцем», «За сосульками», «За метелью», «За снежинками», «За снегом», «За снеговыми облаками», «За птицами», «За ветром», «За природой», «За деревьями», «Где зимуют почки?»;

Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Где, чей хвост», «Где, чей домик», «С какой ветки детки», «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой, «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе),  « Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах);

Целевые прогулки: Экологическая тропа ДОУ, в зимний парк.

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом: «Какой бывает снег?», «Снег-вода-лед»;

Коммуникация

Рассказывание по картине «Северные олени», «Зимние забавы», «Зимние праздники»;

Составление описательного рассказа: «Зима»;

Рассказывание на основе личного опыта: «Игры зимой»;

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего-какой» (горка из снега – снежная» и т.д.), «Скажи наоборот»;

Социализация

Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник», «Почему мне нравится зима»;

С/р игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Цирк»;

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы»;

Просмотр мультфильмов: «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик»;

Безопасность

Беседы: «Осторожно гололед», «Первая помощь при обморожении», «Что будет, если одеваться не по погоде»,  «Осторожно! Зимние травмы»;

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Труд

Ручной труд: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами);

Расчистка дорожек от снега на участке. Изготовление цветных льдинок. Подкармливание птиц. «Окучивание» снегом деревьев. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков. Лепка различных форм из снега.

Чтение художественной литературы

М. Пришвин «Этажи леса», В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке»,  Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр. Гримм «Госпожа Метелица»; С. Есенин «Поет зима аукает», Н. Павлова «Где зимуют почки?», З. Трофимова «Снег – что это такое?»;

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза»;

Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка»;

Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик»;

Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме.

Художественное творчество

Рисование: «Деревья в инее», «Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб», Зимняя ночь», «Снежинки-балеринки», «Зимушка-зима»;

Аппликация: «Заснеженный ком»;

Лепка: «Зимние забавы», «Снежинка»;

Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима»;

Свободное творчество: изготовление снежинок, лепка зимнего леса и его обитателей.

Музыка

Слушание: «Времена года» П.И.Чайковский, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский;

Танцы: «Вальс снежинок», «Льдинки», «Танец зверей»;

Разучивание песен: «Зимние подарки», «Славный Новый год», «Белые, белые хлопья».

 Работа с родителями:

  • «Супер столовая для птиц". Изготовление кормушек для птиц, предложить принести корм для подкормки птиц;
  • Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой», «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде», «Зима», «Зимние подвижные игры»;
  • Оформление консультации в родительский уголок: «Зимние травмы», «Одежда ребенка на зимней прогулке»;
  • Подборка стихов для разучивания с детьми дома;
  • Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

 III этап - заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта;
  • Конкурс кормушек «Суперстоловая для птиц»;
  • Организация птичьей столовой «Лакомка»  на территории детского сада;
  • Акция «Птицы – наши соседи на земле»: раздача листовок с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе;
  • Выставка рисунков «Зимушка-зима»;
  • Новогодний карнавал;
  • Интеллектуальная игра КВН «Зимушка-зима»;
  • Итоговое мероприятие «Проводы зимы» (Масленица).
  • Освещение проекта «Кабы не было зимы…» на сайте детского сада.

Результаты проекта:

  • Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • Владеют расширенным словарным запасом;
  • Имеют представление о природе родного края;
  • Знакомы с правилами  безопасного поведения на природе;
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
  • Разработаны рекомендации для родителей;
  • Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада;
  • Выставка творческих работ детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение «Кабы не было зимы» с использованием нестандартного оборудования (для детей старшей группы) Инструктор по физич

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 66 «Журавушка» «Кабы не было зимы»спортивное развлечениес использованием нестандартного оборудования(...

План- конспект НОД "Кабы не было зимы..."

Открытое занятие по развитию речи в средней группе....

Танец "Зимняя сюита" часть 2 Кабы не было зимы Смотреть на странице сайта ВИДЕО

Выступление хореографического  детского  коллектива   МАДОУ 116 "Хрустальный  башмачок" на фестивале Рождественская  звезда 2014....

Спортивный досуг с зкологической направленностью "Кабы не было зимы" (для детей старшей группы)

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.Задачи:·         обобщить знания детей о зиме, как ...

Конкурс чтецов "Кабы не было зимы..." (старшая группа)

Конкурс  чтецов дает каждому ребёнку возможность для самореализации. При организации конкурса объединяются разные виды искусств — музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, ...

Консультация для родителей "Кабы не было зимы..."

Правила поведения детей на морозе....

Сценарий спортивного развлечения "Кабы не было зимы"

Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста...