Конспект ООД "Полёты в космические просторы", средняя группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Экспериментально-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyoty_v_kosmicheskie_prostory.sred_.gr_.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17 «Журавлик»

                                                                                                       

        Конспект организованно образовательной

            деятельности, в средней группе.

              «Полёты в космические просторы».

                         

                                               Подготовила: воспитатель МАДОУ №17

                     «Журавлик», г.Реутов

                           Синцова Е.В.        

                                     

                              г. Реутов, 2017 год.

Образовательная область: экспериментально-исследовательская.

Цель:

        ● дать понятие о строении Солнечной системы; Рассказать о Солнце, звездах и планетах Солнечной системы;

        ● развивать познавательный интерес, внимание, память;

        ● воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищам.

Предварительная работа:

● чтение художественной и документальной литературы о космосе;

─ Е.П Левитан «Твоя вселенная», «Звёздные сказки»;

─ Твоя 1-я энциклопедия «Космос»;

● беседы на космические темы:

─ «Луна – спутник Земли»;

─ «Планеты солнечной системы»;

● рассматривание иллюстраций о космосе;

● чтение стихов о космосе.

Оборудование:

        ● Мультимедийная система;

        ● Презентация «Космос»;

        ● Два мяча, настольная лампа, свеча, стеклянная банка, надувные шарики, восковые мелки, палитра, акварель, кисть, ватман;

                                                   

                                                  Ход ООД.

      В зале расположена мультимедийная система, идёт просмотр слайдов .

Воспитатель.

- Ребята, скоро мы с вами отмечаем День Космонавтики.

- Что же произошло в этот день много лет назад?

- Человек впервые покорил космическое пространство. (Слайд 5)

- А как звали лётчика-косманавта который первый во всём мире полетел в космос?

- Правильно, это Ю.А.Гагарин. Он полетел на космической корабле «Восток-1». (Слайд 3)

- А как взлетает ракета и что с ней происходит в толстых слоях атмосферы мы сейчас поговорим и посмотрим.

- Сегодня мы с вами станем учеными-исследователями и проведем эксперимент.

                                             Опыт со свечкой.

Воспитатель. Итак, ракета стартует. (Слайд 7)

У нее особый двигатель – реактивный. Уважаемые исследователи, я предлагаю вам познакомиться с работой реактивного двигателя. Перед стартом баки ракеты загружают горючим.  По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, и образуется пламя превращаясь в раскаленный газ.  Газ движется по узкому отверстию к днищу ракеты. В дне у ракеты дырка. Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Струя бьёт в одну сторону — ракета летит в противоположную сторону.

- Я предлагаю вам посмотреть на горение топлива.

- Зажигаю свечу.

- Как вы думаете, что это за запрещающий знак? (Детям нельзя пользоваться спичками)

- Сейчас я накрою свечу банкой.  Что же произошло со свечкой? (Она потухла)

- Почему она потухла? (в банке нет кислорода). Так и у  ракеты сгорает топливо, попадая в толстые слои атмосферы.

                                     Опыты с воздушными шариками.

Воспитатель.  Я предлагаю вам запустить свою ракету. Наша ракета будет летать только в группе. Мы сделаем её... Впрочем, мастерить здесь  ничего не придётся.  Возьмите  воздушный шарик. Приложите  его горловину к губам и надуйте.  Затем отведите  шарик от губ, оставив отверстие открытым.

- Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)

- Если поднести отверстие шарика к горящей свече, её пламя затрепещет и может даже погаснуть. (Показ опыта воспитателем)

- Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета?

(Да, может!) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.

- А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)

- Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.)

- Сколько времени наши шарики были в полёте?  Почему? (В шарике мало газов.)

- А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что  в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд.) Но в космосе топливные баки сгорают и у корабля открываются солнечные батареи, теперь корабль будет питаться от Солнца.

- Куда полетели ваши «ракеты»? (в разные стороны) (Слайд 8)

- Уважаемые исследователи, я предлагаю вам посмотреть что видит космонавт находясь в космосе.

Воспитатель. (Слайд 14)

        По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

          И только тогда, когда утро настанет,

         Вся карамель та внезапно растает.

- Ребята, что же это за карамель такая? ( звёзды)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

 Мы будем говорить о звездах.

 Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?

 Мы увидим землю. (Слайд 2)

 Мы увидим асфальт. Мы увидим траву.

 А что мы сможем увидеть, если посмотреть вверх?

 Мы увидим небо и облака.

 Мы можем увидеть Солнце.

 А ночью мы увидим Луну и звезды.

 Ребята, а как вы думаете, сколько на небе звезд?

   Конечно, ребята, вы все правы, звезд на небе очень много и сосчитать их не возможно, а людей, которые пытались сосчитать звезды, стали называть – звездочетами.

 Потом звездочетов стали называть астрономы от слова «астр» - звезда.

Для того чтобы не перепутать звезды, астрономы условно разделили их на группы, которые назвали – созвездия (повторить всем вместе).

 Ребята, так что же такое созвездие?

 Созвездие – это группа звезд.

 Давайте рассмотрим некоторые созвездия (рассматривание иллюстраций с изображением созвездий Большой и Малой медведиц, Льва, Овна,  Лебедя).

 Для того, чтобы лучше рассмотреть далекие звезды и созвездия, астрономы стали использовать телескопы. В телескопе есть увеличительные стекла, благодаря которым мы видим звезду приближенную и увеличенную.

Физкультминутка.

         По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами подумаем, что же такое звезды?

            Что такое звёзды?

        Если спросят вас -

        Отвечайте смело:

        Раскалённый газ.

 Ребята, а вы знаете, что Солнце – это очень большая звезда, которая согревает нашу планету. (Слайд 13)

            Солнце - монетка, - скупой проворчал.

        Нет, сковородка! - обжора вскричал.

        Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

        Компас, - сказал убеждённо матрос.

        Солнце - звезда, - астроном объявил.

        Доброе сердце, - мечтатель решил. (Слайд 17)

Воспитатель: Солнце расположено ближе к Земле, чем другие звезды, и его лучи согревают нашу планету. А другие звезды находятся очень далеко от Земли и их тепло до нас не доходит. А давайте мы в этом убедимся на опыте!

                                       Опыт с электрической лампой.

Для этого нам понадобиться лампа – это будет Солнце, два мяча – это будут планеты.  А еще нам понадобятся песочные часы, с помощью них мы будем засекать время. Расположим один мяч – ближе к лампе, а другой – дальше от нее и включим лампу на некоторое время.

 А пока наши песочные часы будут отсчитывать время, предлагаю поговорить о Солнце (присаживайтесь на свои места).

 Как вы думаете, у Солнышка есть семья, или оно одиноко во всей вселенной?

 У Солнца есть семья.

 Ребята, я уверена, вы знаете много стихотворений, а кто знает стихи о планетах. (Слайд 18)

 МЕРКУРИЙ

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

 Меркурий – первая, самая близкая к Солнцу планета. На этой планете очень жарко. 

 ВЕНЕРА

В честь богини красоты названа, Венера, ты!

В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.

 Вторая от Солнца планета – Венера. Венера светится как кристаллик и кажется очень красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты Венеры.

 ЗЕМЛЯ  (Слайд 19)

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

 Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней есть все условия для жизни животных и людей. Земля имеет пригодный для дыхания воздух. Большую часть нашей планеты занимает вода.

 МАРС

Марс – таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

 Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли и отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

 ЮПИТЕР

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

 Юпитер – пятая от Солнца планета. Это огромный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.

САТУРН

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

 Сатурн – шестая от Солнца планета. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

 УРАН

Уран-лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие – ночь.

 Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. 40 лет на планете длиться день, а потом 40 лет – ночь.

 НЕПТУН

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

  Нептун – восьмая от Солнца планета, она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.

 ПЛУТОН

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

 Плутон – девятая, самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.

Ну и конечно не забудем про Луну. (Слайды 10,11,12)

Она является спутником Земли. Это погасшее светило, оно светит, но не греет.

 Вот, ребята, мы и познакомились с Солнечной семьей, которая называется Солнечной системой (повторить всем вместе). А теперь, давайте посмотрим, что произошло с нашими планетами.

Вывод:

В.: Один мячик нагрелся? Почему?

Д.: Он находится ближе к лампе (Солнцу).

В.: А второй мячик находится ближе к лампе или дальше от нее?

Д.: Второй мячик находится дальше от лампы, и он холоднее.

В.: Правильно ребята. Так же и со звездами, они от нас гораздо дальше чем Солнце, поэтому свет от них слабый и совсем не дает тепла. (Слайд 18)

Рисование космического пространства. (Используется техника нетрадиционного рисования: дети на ватман наносят восковыми мелками рисунок, затем с помощью акварельных красок и кисти закрашивают лист).

Воспитатель. Ребята, понравилось вам говорить о звездах?

 А вы хотели бы отправиться в космическое пространство?

Давайте изобразим всё увиденное сегодня на листе бумаги.

                             Дети выполняют задание,звучит  музыка.

В моём конспекте применяется следующая инновация:

  1. Применение мультимедийной системы для демонстрации слайдов презентации «Космос».
  2. Использование экспериментально-исследовательской технологии, демонстрация опытов со свечой, воздушными шарами, лампой и мячами.
  3. Техника нетрадиционного рисования в изображении космических просторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы "Путешествие на космическом корабле"

Занятие дает детям представление о космосе, первых космонавтах, космических ракетах, что мы - жители планеты Земля....

Конспект физкультурно-познавательного развлечения для средней группы "Космическое путешествие".

Конспект  "Космическое путешествие" для детей средней группы.Представляю Вашему вниманию конспект физкультурно-познавательного развлечения посвящённого Дню Космонавтики (12 апреля).  Интегра...

Конспект по ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ в средней группе. Тема занятия: «Космическая ракета»

Занятие в рамках дополнительной образовательной программы «LEGO-DUPLO»...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Космическое путешествие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства  «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова  &l...