Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Целью иетодической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде у детей подготовительной к школе группе. Совместная деятельность организовывается в форме игры-путешествия и проводится на участке детского сада в летний период. Материал построен нв основе закрепления уже имеющихся знаний по экологии. На занятии используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проглемно-игровые и информационно-коммуникативные педагогические технологии сотрудничества с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-путешествие экологического характера | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект
совместной образовательной деятельности
в форме игры-путешествия
«В гостях у Экологии»
с детьми подготовительной к школе группы
Составитель: воспитатель
квалификационной категории
Лента Светлана Николаевна
2018 год
Цель: Формирование основ экологического самосознания и ответственного отношения к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Уточнить и систематизировать знания детей об экологии и охране природы.
2.Закрепить представления детей о различных экосистемах, об ответственности человека за все живое на земле.
3. Вызвать познавательный интерес и желание беречь и охранять природные источники воды через опытно-исследовательскую деятельность.
4. Развивать у детей умение делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.
5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую, умение работать в группе.
6.Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, экологическую культуру.
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- самовыражение ребёнком присущим ему качеств и способностей;
- осуществление возможности выбора.
- Здоровьесберегающие:
- смена двигательной активности;
- динамические паузы;
- игры (дидактические, развивающие).
- Технология сотрудничества (работа в группе).
- Проблемно-игровые:
- проблемные вопросы и ситуации. Как средство побуждения, стимулирования и активизации мыслительной деятельности ребёнка.
- Информационно-коммуникативные:
- аудиозапись;
- звуковые файлы.
Материалы и оборудование:
Магнитная доска, мольберт с картой, условные знаки-правила поведения (кружки), салфетки; указатели: «Муравейник», «Пустыня», «Лаборатория воды», «Заповедник»; заборчик, таблички; аудио материал и звуковые файлы, листы берёзы с жалобами от природы; материалы для опытов: накидки для детей, стаканы, формы для воды, воронки, вата, марля, ложечки; глобус; цветы в горшках; игрушки: заяц, ёж, белка, птицы; «мусор»: пластиковые бутылки, резиновые тапочки, фантики, коробки, палочки; три контейнера для мусора: красный, жёлтый и зелёный; зелёные косынки и значки «Юный эколог» по количеству детей, раскраски.
Ход совместной деятельности:
В: Здравстуйте, ребята! Я – Фея Экологии, приглашаю вас к себе в страну. А чем занимается наука экология, кто может сказать?
Д: (ответы детей).
В: Да, верно, экология – это наука о том, как нужно беречь окружающий мир природы. Я услышала, что вы любите и бережёте природу, ребята. Правда?
- В моей стране накопилось много проблем и жалоб, вот послушайте, какое послание - жалобу получила я сегодня:
(звучит аудиозапись)
Много жалоб накопилось
У природы для людей
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог.
Воду и воздух загрязняет,
Фабрик и заводов смог.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче,
Море дивное Арал…
- Решить эти жалобы я могу только с вашей помощью, ребята. Вы хотите стать моими помощниками и помогать природе?
Д: (ответы детей).
В: Тогда я предлагаю повязать эти косынки. Как вы думаете, почему они зелёные? Да, верно ,зелёный цвет символизирует науку экологию.
- Ну что же, все готовы? Тогда отправляемся в путь!
(Повязываем косынки, идём к карте)
В: А вот и карта моей страны.
- Как вы думаете, почему некоторые из объектов обозначены красными флажками?
Д: (ответы детей).
В: Верно, ведь в природе красный цвет – это сигнал опасности и на карте обозначены объекты, которые нуждаются в нашей помощи.
- Итак, ребята, какой объекта на карте расположен под номером один?
Д: (ответы детей).
В: Но как же нам к нему попасть, кто как думает?
Д: (ответы детей).
- Верно, пройдём по направлению указателя.
В: Ребята, как вы думаете, что здесь произошло?
Д: (ответы детей).
В: А вот какое-то послание, что же с ним делать?
В: Правильно, нам нужно прочитать надпись, кто хочет прочитать?
Д: (читают):
«Наш дом – муравейник, мы трудились всё лето, чтобы сделать его крепким, но какие-то мальчики разбросали забор, сломали сам муравейник, бросили табличку в траву. Мы починили наш дом, но боимся, что кто-то снова разорит его. Ребята, помогите нам, лесным муравьям».
В: Дети, как поступили, мальчики? Почему нельзя разорять муравейники, кто как думает? Как мы можем помочь муравьям?
Д: Оградить муравейник забором, снова установить табличку с экологическим знаком.
В: Тогда предлагаю всем разбиться на две группы: одни ребята будут удерживать заборчик, а другие его устанавливать.
(Устанавливают забор вокруг муравейника)
В: Ребята, а кто заметил табличку, про которую говорилось в письме-жалобе? Посмотрите внимательно вокруг.
(Находят табличку)
- Как вы думаете, что обозначает этот экологический знак? Как вы думаете, где его нужно поставить?
(Устанавливают знак возле муравейника)
В: И запомните ребята, слова:
«Не обижайте муравья, его обидеть просто –
Он очень ма-, он очень ма-, он маленького роста!» - повторяют все вместе)
В: Ребята, мы помогли муравьям, предлагаю вернуться к нашей карте и посмотреть, какой следующий экологический объект обозначен на карте.
(Подошли к карте)
- Кто заметил, какой следующий объект на ней?
Д: Номер два – «Лаборатория воды».
В: Отправляемся по направлению указателя.
(Подходим к столику с глобусом, на нём письмо).
В: А вот и следующее послание. Прочтём его?
Жалоба капли:
«Я – капелька воды. Раньше я была озорной и весёлой, с подружками журчала в ручьях, реках, озёрах и морях; взлетала в небо лёгким паром и падала на землю обратно. Но сейчас я становлюсь всё грустней, тяжелей и темней. А всё потому, что в меня и моих подружек попадают грязные стоки от предприятий, отдыхающие на моих берегах водоёмов люди, бросают в них отходы. Скоро вся вода на земле будет грязной. Я гибну, помогите!..»
В: Ребята, поможем капельке?
Д: (ответы детей).
В: Но прежде капелька предлагаем нам ответить на вопрос «На чем он находится?»
Д: На глобусе - макете Земли.
В: Что обозначено на глобусе синим цветом? (Океаны, моря, реки)
Д/и «Передай капельку по кругу»
В: А сейчас капелька предлагает поиграть в игру «Передай каплю и ответь на вопрос»: «Кому или чему на земле нужна вода?»
- Мы будем передавать капельку по кругу, у кого она окажется в руках, тот даёт ответ.
Д: (растениям, животным, насекомым, птицам, рыбам и т.д.).
В: Как человек использует воду? (Отвечать, ребята, будем полным предложением).
Д: Человеку нужна вода для того, чтобы умываться.
- Чистить зубы.
- Готовить пищу.
- Мыть посуду, мыть полы.
- Стирать вещи.
- Купаться и закаляться.
- Чтобы пить и готовить еду.
- Поливать комнатные растения и т. Д.
В: Молодцы! Да, ребята, вода нужна человеку чтобы жить. Ведь наш организм на 70% состоит из воды. Без воды человек может прожить не более пяти дней. Значит, какой делаем вывод …?
Д: Вода нужна человеку для жизни.
В: Ну, что же, мы ответили на все вопросы капли.
- Пройдёмте, ребята, в лабораторию воды, я научу вас очищать воду от грязных примесей, чтобы помочь капле.
(Подходят к столу «Лаборатория воды»)
В: Что необходимо одеть для работы в лаборатории?
Д: (фартуки).
В: Верно, оденьте фартуки, и присядьте за стол, каждый напротив приготовленных приборов для опытов.
- Чтобы стать настоящими исследователями в лаборатории, необходимо вспомнить правила проведения опытов с водой. Кто хочет их назвать?
Д: Аккуратно пользоваться ёмкостью с водой.
- Не пробовать на вкус никакие вещества.
- Не наклоняться низко над сосудом, в котором происходит опыт.
- Поддерживать порядок на рабочем столе, подтирать разлившуюся воду салфеткой.
- Убирать рабочее место.
В: Молодцы. Теперь приступим к опытам.
- Возьмите перед собой бутылочку с водой и вылейте её содержимое в стакан, придерживая его при этом рукой.
- Что вы можете сказать о воде, какие её свойства?
Д: (Прозрачная, без цвета, без запаха, растворяет в себе вещества…)
В: А сейчас положите в стаканы несколько ложек почвы. Аккуратно высыпайте почву в стакан, не обмакивая ложку в воду. Теперь всё хорошенько размешаем. Что мы получили?
Д: Грязную воду.
В: - Чтобы её очистить, возьмите чистый стакан, вставьте в него воронку, в воронку положите бумагу, далее вату, потом слой марли, затем ещё слой ваты и марли и ещё раз слои ваты и марли. У нас получатся трёхуровневые очистные сооружения. Теперь аккуратно размешайте ложечкой загрязнённую воду и переливайте её в чистый стакан через очистные сооружения.
Что мы видим?
Д:Что вода посветлела, она очистилась.
В: Ребята, всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять.
В: Как остановить дальнейшее загрязнение рек, озёр, морей и других водоёмов на планете?
Д: (ответы детей).
- Не бросать отходы в водоёмы и на их берегах.
- Строить очистные сооружения на предприятиях.
- Не мыть в водоёмах транспорт и так далее.
В: Надеюсь, что вы будете правильно себя вести в природе и научите этому других.
В: Дети, а для чего можно использовать нашу очищенную воду?
Д: Для полива…
В: Правильно, перелейте по очереди очищенную воду в лейки.
- Предлагаю навести порядок в лаборатории: всё оборудование поставить на тарелочку, аккуратно снять фартук, сложить и оставить на скамейке.
В: Капля поручает двум ребятам полить наши цветы, а мы, ребята, понаблюдаем за процессом полива.
В: Наступило время нам с вами поразмяться.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение «Зверобика»
В: Продолжим дальше наш путь по стране экологии. Какой следующий номер на карте?
Д: Третий номер - это заповедник.
В: Нам нужно поспешить, осталось последнее задание, самое трудное.
- Как вы думаете, куда нам нужно идти?
Д: Правильно, по указателю.
(Под музыку направляемся к «заповеднику)
Переход под музыку
«Вместе весело шагать»
В: Ребята, вот мы и пришли. Становитесь полукругом так, чтобы было всем удобно и хорошо видно.
- Что же здесь случилось, как нам узнать?
Д: Смотрите, такой же лист, как и в предыдущих местах.
В: Прочитаем его:
Жалоба заповедника:
Я – заповедник, особо оберегаемая территория. Здесь растут редкие виды растений, обитают охраняемые виды животных, птиц и насекомых. Но вот однажды сюда на отдых приехало много туристов. А после их отъезда остались горы мусора. Помогите мне, я задыхаюсь…»
В: Ребята, медлить нельзя, нужно срочно очистить всю территорию от мусора, иначе погибнут растения и животные. Куда же нам убрать весь мусор?
Д: Собрать в контейнеры для отходов.
Д/игра «Собери мусор»
В: Подойдите, ребята ко мне и обратите внимание:
на площадке установлены три контейнера (жёлтый, зелёный и красный) с условными обозначениями-
- Какие отходы будем убирать в зелёный контейнер?
- В жёлтый?
- В красный?
- В зеленый контейнер - пищевые отходы (безопасный мусор).
- В желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор).
- В красный - пластмассу, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор).
В: Но прежде необходимо одеть перчатки, и можно приступать к уборке территории. Я буду следить за сортировкой мусора.
(Дети сортируют мусор).
В: Посмотрите внимательно, вы убрали весь мусор с территории заповедника?
Д: Да.
В: Тогда можно снять перчатки.
В: Я предлагаю оформить плакат с экологическими знаками для заповедника, чтобы все отдыхающие знали и выполняли эти правила. Подойдите к столику, выберите знак и прикрепите его к этой табличке.
- Какой знак ты прикрепил?
(Дети каждый называют свой знак)
Итог:
В: Ребята, как нужно охранять природу?
- Д: Нельзя разорять муравейники, нужно их ограждать и т.д.
- Нельзя вырубать зелёные леса, нужно сажать больше растений, чтобы земля не превращалась в пустыню.
- Нельзя загрязнять наши водоёмы, выбрасывать мусор в реки и др.
- Нельзя оставлять после себя мусор на природе. Нужно все отходы оставлять в отведённых для этого местах.
В: И ещё раз ребята напомнят нам, как они следят за чистотой в нашем городе и на природе.
Дети рассказывают стихи:
1 реб.: Мы по улице идём
На которой мы живём
Мы бумажки и стекляшки
Собираем за собой!
Если дружно потрудиться
Всё вокруг преобразится!
2 реб.: Хлам на тропинке, покрышки - в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе - должна быть везде.
В: Я надеюсь, что и в повседневной жизни вы всегда будете убирать мусор в отведённое для этого место.
Ведь природе нет мусора, нет отходов,
Давайте друзья учиться у природы!
В: Ребята, вы молодцы, справились со всеми проблемами в моей стране. Если будут поступать жалобы от природы, я буду к вам обращаться за помощью. За вашу работу я посвящаю вас в общество «Юных экологов», дарю вам эти медали. Экологическую работу вы продолжите в школе, я желаю вам в этом успеха! А эта книга поможет вам ещё больше узнать о природе и экологии. Спасибо за помощь, этот плакат останется в моей стране и будет всех учить правильному поведению в природе. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"
НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...
Совместная образовательная деятельность с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы на тему: «ЦИРК, ЦИРК, ЦИРК!»
Основные задачи: 1. Учить детей концентрировать своё внимание;2. Развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие и память;3....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Воздушный транспорт»
Познакомить детей с историей воздухоплавания начиная с древних времен и до настоящего времени...
Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Сад. Фрукты» с применением мини роботов Bee – Bot «Умная пчела».
В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Сад.Фрукты". В основе лежит к...
Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»
В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Перелетные птицы.Водоплавающие пти...
«Образовательная деятельность по плаванию для детей подготовительной к школе группы с использованием аквааэробики «В гостях у морячки»
Цель: Формирование у детей интерес к систематическим занятиям плаванием посредством использования элементов аквааэробики; воспитывать умение эмоционального самовыражения; обеспечить для детей радость ...