Опыты в детском саду "Природные явления"
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Опыты в детском саду «Природные явления»
Опыт ПЕСОК.
Задачи: дать представление о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Формировать понятия о том, что песок и глина-это полезное ископаемые.
Материал: песок.
Действия: Растворять в воде и отстаивать. Пересыпать из разных объемов. Взвешивать сухой и влажный песок. Просеивать песок между пальцев, с помощью сита. Рассматривать под увеличительном стеклом. Переносить песок различными мерами. Раскрашивать песок, перетирая его с цветными мелками. Заполнять разноцветными слоями песка прозрачные емкости. Выбивать ямки в песке водой. Выталкивать из песка инородные тела путем встряхивания флакона. Изготавливать песочные часы. Смешивать песок с другими сыпучими веществами. Нагревать песок под лампой.
Опыт ЗЕМЛЯ.
Задачи:дать представления о свойствах земли, о том , что почва- верхний слой земли. В опытах познакомить с составом земли, развивать любознательность, наблюдательность.
Такая разная земля.
Материалы: поднос, разная по составу земля ( садовая, с участка детского сада и т.д ) палочки для мороженого.
Действия: Рассыпать землю на подносах, рыхлить ее палочками или пальцами. Рассмотреть, чем она отличается. Выделить наиболее важные составляющие каждого вида земли.
Земля после дождя.
Материалы: пластиковый стакан с землей, бутыль с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.
Действия: Поставить бутыль над пластиковым стаканом с землей. Наблюдать, как постепенно меняется земля в зависимости от количества влаги в ней. Можно усложнить действие, поместив в землю дождевых червей.
Одеяло для земли.
Материалы: 2 блюдца, снег, шуба или теплое одеяло.
Действия: Наполнить блюдца снегом, одно поставить на открытом месте, а другое под теплое одеяло. Для уточнения представления о свойствах теплопроводности материалов предложить провести анологичные действия с горячим картофелем: на блюдца положить картофель, одно поставить на открытом месте, а другое спрятать под одеяло.
Опыт ПЕСОК И ГЛИНА-НАШИ ПОМОШНИКИ.
Задачи: дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Формировать понятия о том, что песок и глина-это полезное ископаемые.
Предварительная работа: Вспомнить о том, как дети играли в песочнице в солнечную погоду и после дождя.
Материал: песок и глина разного цвета, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, банка, кружка, резиновая трубочка.
Ход занятия.
Воспитатель: Мы пришли в лабораторию. Нас ждет много нового и интересного, мы сделаем немало открытий. Что вы видите на столе? ( Песок и глину ) Песок и глина-это полезные ископаемые.
Опыт ЧТО БЫСТРЕЙ СЫПЛЕТСЯ.
Задачи: выделить свойства песка, глины. Песок –сыпучий, рыхлый, глина- вязкая, сыплется комочками.
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу. Легко ли сыплется песок? А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу. Что легче сделать? ( Легче насыпать песок ). Верно, песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А как сыплется глина?(Комочками). Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы) Что у меня в руках?(Песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыплется в другую, пройдет одна минута.(Демонстрирует, засекая время) В этих часах песок пересыпается за 5 минут. Как вы думаете: можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
Опыт ЧТО ТВЕРЖЕ, МЯГЧЕ.
Задачи:продолжать знакомить со свойсвами песка и глины.
Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее сначала в ванночку с песком, потом-с глиной. Что происходит? (Сухая глина - твердая- палочку в нее воткнуть трудно; а песчинки палочка легко расталкивает: не держаться друг за друга). Верно, а сей час мы проведем еще один опыт.
Опыт ДЕЙСТВИЯ С ПЕСКОМ.
Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает). Вытаскиваем сначала карандаш, затем через некоторое время трубочку. Она помялась?(ответы) Почему не помялась? Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. Помните, мы рассматривали через лупу камни? Вы хотели бы так же рассмотреть песок?
Опыт ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕСОК И ГЛИНА.
Как выглядят песчинки?(маленькие, круглые, полупрозрачные, похожие на зернышки). Похожи ли песчинки друг на друга?(ответы). Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка.(Ее пылинки намного меньше песчинок).
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не <прилипают> друг к другу, а глина- из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Воспитатель(показывает картину с изображением пустыни). В пустыни не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь-выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Она ведь тоже осталась невредимой. Когда у нас в Воркуте поднимается ветер, начинается пурга, метель, а когда поднимается ветер в пустыне- песчаная буря. Хотите, устроим бурю в трехлитровой банке?
Опыт КАК ИЗ ПЕСКА МОЖНО СДЕЛАТЬ ВОЗДУХ.
Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее создается <ветер>. Что происходит с песчинками? С кусочками глины? Почему?
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним и при сильном ветре?(хорошо смочить).
Опыт ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ.
Задачи: расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно-словестные связи на основе опытов, дать предстаеление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте.
Предворительная работа: Беседы о воздухе, знакомство с некоторыми его свойствами в опытнической деятельности, наблюдение на прогулке за дымом из заводских и фабричных труб, из выхлопных труб автомобилей.
Форма организации: По подгруппам.
Материал: Пластиковая бутылка без дна, воздушные шарики, стеклянная баночка, целлофановый мешок, аквариум; земля, камни; губка, картонка, мыльный раствор, шприцы; макет заводских труб, ватман с нарисованными трубами, свеча, блюдце, вата, пульверизатор; ватман голубого и белого цвета, влажные салфетки.
Ход работы.
Воспитатель: Где мы с вами находимся?(в лаборатории).Что мы здесь обычно делаем?(проводим опыты). Для чего мы их проводим?(чтобы сделать открытие, узнать что-то новое).
Опыт ЗДРАВСТВУЙ ВЕТЕР.
Задачи:продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.
Воспитатель предлагает мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке-свое <море>: Красное, Черное, Желтое (вода подкрашена акварельной краской). Дети-ветры, они дуют на воду, получаются волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду парусные кораблики, дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (начинается буря, и кораблик может потерпеть кораблекрушение).
Опыт ФУНКЦИИ ПЕСКА И ГЛИНЫ.
Каждый ребенок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь?(влажным, мокрым). А куда исчезла вода?(она <забралась> в песок и <уютно устроилась> между песчинками). Попробуем воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит- в мокрый или сухой?(медленно, медленней, чем в песок).Часть воды остается на глине. Воспитатель выливает воду в песок и глину, чтобы было наглядно видно, где вода впитывается быстрее. Дети наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании (песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно).
Опыт СВОЙСТВА НЕСЕЯННОГО ПЕСКА
Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.
После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и про-делайте аналогичные действия с карандашом и ключом.
Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.
ОПЫТ ЗЕМЛЯНЫЕ СЕКРЕТЫ.
Давайте повторим этот опыт. (Дети осторожно бросают землю в воду, комментируют происходящее).
Вывод: В земле есть воздух. А что упало на дно аквариума вместе с землей?(камешки). Значит, в земле есть маленькие камешки.
ОПЫТ ПАР-ТОЖЕ ВОДА.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети видели пар. Доказываем, что пар- это тоже вода. Помешаем над паром стекло, на нем образуются капельки воды.
ОПЫТ ВОДА ЖИДКАЯ, МОЖЕТ ТЕЧЬ, ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.
Задачи:уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы.
Воспитатель предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? (потому что она жидкая). Дети наливают воду в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет формы, она принимает форму того предмета, в котором находится.
ОПЫТ ВОДА БЫВАЕТ ТЕПЛОЙ, ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ.
Задачи:познакомиться со свойством воды:температура.
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканчики с водой разной температуры, вспоминает с ними знакомые свойства ( прочная, не имеет формы, запаха и цвета). Предлагает детям пальчиком попробывать воду в стаканах ( в каком теплая, холодная, горячая-смотреть на пар).
Вывод: Вода бывает разной температуры: холодная, теплая, горячая.
Опыт Может ли растение дышать?
Задачи: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход работы. Воспитатель спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Опыт Есть ли у растений органы дыхания?
Задачи: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материалы: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Ход работы. Воспитатель предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срезы стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт « Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив её незаполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так ка видно выделение пузырьков воздуха в воде.
Опыт Что выделяет растение?
Задачи: установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы: большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположения доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой горшочек с растением. Ставят в тёплое, светлое место (если растение даёт кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 дня взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). На -блюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений ( растения нужны животным и человеку для дыхания).
Опыт Во всех ли листьях есть питание?
Задачи: установить наличие в листьях питания для растений.
Материалы: кипяток, лист бегонии( обратная сторона окрашена в бордовый цвет), ёмкость белого цвета.
Ход работы. Воспитатель предлагает выяснить, есть ли питание в листьях. Окрашенных не в зелёный цвет( у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. Лист становится зелёным, а вода изменяет окраску. Делают вывод, что питание в листе есть.
Опыт Почему цветы осенью вянут?
Задачи: установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.
Материалы: горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру растения; прозрачная ёмкость.
Ход работы. Взрослый предлагает перед поливом измерить температуру воды (вода тёплая), полить оставшийся от стебля пенёк, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в неё и закреплённой стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много( корешки не переносят холодной воды).
Опыт Что нужно для питания растениям?
Задачи: установить, как растение ищет свет.
Материалы: комнатные растения с твёрдыми листьями (фикус, сансевьера), пластырь.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.
Опыт №1. Окрашивание воды.
Задачи: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
Материалы: ёмкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Ход работы. Воспитатель и дети рассматривают в воде 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдёт, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как ещё можно окрасить воду (добавить краситель). Педагог предлагает детям окрасить самим воду (сразу в стаканчиках с тёплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один тёплый, а другой – холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Взрослый ставит перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится краска, запах воды, если красителя будет больше (вода будет больше окрашена, запах – сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в тёплый стакан одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные ёмкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая какой получился цвет.
Опыт №2. Изготовление цветных льдинок.
Задачи: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится, тёплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материалы: ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, верёвочки.
Ход работы. Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму ёмкости); как держится верёвочка (она примёрзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой. Запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.
Опыт Кто ест водоросли?
Задачи: выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы « пруд».
Материалы: две прозрачные емкости с водой, водорослями, моллюсками (без рыбок) и рыбками, лупа.
Ход работы. Дети рассматривают водоросли в аквариуме, находят отдельные части, кусочки водорослей. Выясняют, кто их ест. Воспитатель разделяет обитателей аквариума: в первую банку помещает рыбок и водоросли. Во вторую – водоросли и моллюсков. В течение месяца дети наблюдают за изменениями.
Во второй банке водоросли повреждены, на них появились яйца моллюсков.
Опыт. Кто чистит аквариум?
Задачи: выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы « пруд».
Материалы: аквариум со «старой» водой, моллюски, лупа, кусок белой ткани.
Ход работы. Дети рассматривают стенки аквариума со «старой» водой, выясняют, кто оставляет следы (полоски) на стенках аквариума. С этой целью проводят белой тканью по внутренней стороне аквариума, наблюдают за поведением моллюсков (они двигаются только там, где остался налёт). Дети объясняют, мешают ли моллюски рыбкам (нет, они очищают воду от тины).
Опыт Где теплее?
Задачи: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Материалы: два термометра, чайник с горячей водой.
Ход работы. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее – на полу или на диване, т.е. выше или ниже, и сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее).
Опыт Подводная лодка.
Задачи: обнаружить, что воздух легче воды: выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Материалы: изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Ход работы. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку. Вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из- под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Опыт Могут ли животные жить в земле?
Задачи: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Материалы: почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.
Ход работы. Дети выясняют, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло (на нем появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков). Дети делают вывод, что животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.
Опыт Наверх!
Задачи: выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Материалы: земляные черви, земля, камушки, стаканы.
Ход работы. Дети наполняют один стакан камушками, в другой помещают червей и засыпают землей. Выясняют, что произойдет в первом стакане, если залить водой камушки (выделяются пузырьки, вода вытесняет из почвы воздух), что произойдет во втором стакане, если залить водой землю с червями (черви выползают на поверхность, в большом количестве воды они жить не могут, не хватает воздуха для дыхания). Дети составляют алгоритмы двух опытов.
Опыт Изготовление солнечных часов.
Задачи: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.
Материалы: стержень (палочка) с заостренным концом.
Ход работы. Воспитатель проводит игру-занятие на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность Земли), как более точно можно определить время (по часам), какие бывают часы (механические, песочные и пр.). Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Педагог предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.
Опыт Теневой театр.
Задачи: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Материалы: диапроектор или фильмоскоп, оборудование для теневого театра.
Ход работы. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Обсуждают, как и почему получается изображение (нужен источник света в затемненной комнате и светлый экран на стене – тогда контур тени будет более четким, а сама тень – темнее; луч света доходит до предмета и дальше не проходит – образуется тень, повторяющая контур предмета).выясняют, все ли предметы дают тень, почему не все (прозрачные предметы пропускают через себя световые лучи, поэтому они не дают тени, например оконное стекло). Делают вывод: предметы (изображение персонажей) должны быть непрозрачными, плотными, лучше черными (меньше отражаются лучи света). Дети рассматривают фигурки, тени от них. Определяют, как правильно держать их (по отношению к свету, экрану и пр.). распределяют роли, обязанности, размещают оборудование, показывают выбранную сказку.
Опыт Вращающаяся Земля.
Задачи: представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
Материалы: пластилин, тонкая заостренная палочка.
Ход работы. Педагог спрашивает, на что похожа наша планета по форме (на шар). Земной шар постоянно вращается. Как это происходит, можно представить. Воспитатель показывает готовую модель, делая пояснения (шарик- это земной шар, палочка- ось земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она невидима). Взрослый предлагает детям раскрутить палочку, удерживая ее за длинный конец.
Опыт Темный космос.
Задачи: узнать, почему в космосе темно.
Материалы: фонарик, стол, линейка.
Ход работы. Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно). Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.
Опыт Магнитные силы.
Задачи: выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.
Материалы: пластмассовая тарелка, фанера, картон, оргстекло, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, магнит; мелкие, реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.
Ход работы. Воспитатель предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой- предмет и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Педагог предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.
Опыт. Притягиваются – не притягиваются.
Задачи: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Материалы: пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.
Ход работы. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Воспитатель предлагает детям все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все: медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
Опыт Волшебный шарик.
Задачи: установить причину возникновения статического электричества.
Материалы: воздушные шары, шерстяная ткань.
Ход работы. Дети обращают внимание на «прилипший» к стенке воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены), выясняют, как сделать шар волшебным. Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду-и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.
Опыт Чудо – прическа.
Задачи: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снять его с предметов.
Материалы: пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. Ход работы. Воспитатель предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).
Опыт Где цветы?
Задачи: установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Материалы: сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход работы. Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят ее ватным шариком. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Воспитатель предлагает детям придумать символы для обозначения цветов березы, ивы, осины (сережки – тоже цветы). Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
Опыт Как пчелки переносят пыльцу?
Задачи: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Материалы: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа.
Ход работы. Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики- это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасаются шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении ( к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). Дети составляют модель зависимости растений от животных.
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.
«Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
«Буря»
Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).
Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
«Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения
Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....
НОД "Путешествие по странам" по области познание для детей с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках опыта работы "Детский сад Он-лайн"
Задачи НОД: 1. Коррекционно-обучающаяv Активное познание детьми окружающего мираv Формирование представлений о других странах; о том, к...
НОД "Путешествие по странам" по области познание для детей с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках опыта работы "Детский сад Он-лайн"
Задачи НОД: 1. Коррекционно-обучающаяv Активное познание детьми окружающего мираv Формирование представлений о других странах; о том, к...
Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея
В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и боевой славы. Надеемся, что ...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
Консультация "Детский фольклор - явление уникальное".
У каждого жанра-своя история и свое назначение....