Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея
методическая разработка по теме
В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и боевой славы. Надеемся, что этот материал будет интересен и полезен педагогам, которые задумываются о создании подобных музеев с своих учреждениях. Приложения: перспективный план работы музея ДОУ, фотографии музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание мини - музея в ДОУ | 38.5 КБ |
Перспективный план работы музея в ДОУ | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
Детский сад комбинированного вида № 13 «Улыбка»
Особенности организации музея в ДОУ
(из опыта работы)
Автор - составитель
старший воспитатель ДОУ №13
Лалетина Кира Валерьевна
Не секрет, что за последние годы во многих детских садах появились мини – музеи. В основном это музеи народного быта (в первую очередь крестьянского). И их число из года в год растет. Это и не удивительно, ведь главной их целью является знакомство детей с народной культурой прошлого, и они становятся очень важным звеном педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Музей в детском саду является своеобразной машиной времени, благодаря которой дети вместе с педагогом в считанные секунды могут перенестись в далекое и не очень далекое прошлое. Эти увлекательные путешествия очень нравятся современным детям. Собственно говоря, музей в детском саду можно назвать начальным этапом работы с детьми по краеведению. Занимательные экскурсии воспитывают у них любовь к родному краю, вызывают неподдельный интерес к историческому прошлому малой родины.
Музей в детском саду имеет ряд признаков. Основным его признаком, как, собственно, и признаком любого музея является наличие фонда подлинных экспонатов, которые и составляют его основу. Для создания музейной экспозиции могут привлекаться и различные воспроизведения подлинников, так называемые вспомогательные материалы – фотографии, ксерокопии, макеты, репродукции, схемы, иллюстрации и т.д. Надо помнить, что подлинную ценность в музее имеют только настоящие материалы, и копии представляют, в основном, познавательную и воспитательную ценность. Мы, в известной степени, можем гордиться своим музеем – на 2/3 он представлен подлинными экспонатами.
Естественно для создания полноценного музея необходимо иметь соответствующее помещение и оборудование или сопутствующую мебель для устройства экспозиций, а также место, где возможно хранение сменных экспонатов музея.
Еще одним непременным условием организации и существования музея в ДОУ должно стать определение его профиля. Идеальный вариант, когда для создания музея отводится пусть небольшое, но все-таки отдельное помещение.
Так у нас появились две комнаты: «комната русского быта» и «комната боевой славы». В дальнейшем, на педагогическом совете было принято решение объединить их в музей русского быта и боевой славы. Следующим этапом стало создание совета музея. В него вошло три педагога, которые занимаются организацией работы в музее, сменой экспозиций, поиском новых материалов.
Нельзя не отметить следующий важный момент – написание положения о музее, который принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим ДОУ. Также была создана, так называемая опись экспонатов музея, подразделяемая на две части: опись экспонатов комнаты русского быта и опись экспонатов комнаты боевой славы. Опись экспонатов также заверяется заведующим ДОУ.
Но и на этом мы не остановились. Далее, были изготовлены специальные бирки – этикетки на каждый экспонат, на которых написано его название.
Экспонаты в нашем музее подобраны таким образом, что дети могут не только посмотреть, но и пощупать их, подержать в руках. Для маленьких детей
это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте.
Также в комнате русского быта у нас есть зона активной деятельности – место, где дети могут сделать что-то своими руками: изготовить старинную игрушку, сплести красивую салфеточку или корзинку, а самое главное, унести это с собой на память.
Обязательно, перед посещением музея, проговариваются правила поведения: только смотрим и слушаем, брать предметы можно только с позволения взрослого.
Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Дети могут послушать потешки, русские песни, сказки или песни военных лет, в зависимости от темы занятия.
Посещение музея, естественно происходит не хаотично, а в строго отведенное время, которое оговаривается заранее для каждой группы. В среднем, посещение музея каждой группой проходит 2 раза в месяц (1 раз – комната русского быта; 1 раз – комната боевой славы). Для каждой группы у нас разработаны конспекты занятий или бесед с детьми, соответственно темам, указанным в перспективном плане работы музея. Оптимальное количество детей для единовременного посещения – 10 – 12 человек, поэтому группы приходится делить на 2 подгруппы.
Непременной частью посещения музея является чаепитие в русских традициях, которое проходит там же, в стенах музея с большим самоваром и настоящими баранками.
Оформление «комнаты боевой славы» было нами очень тщательно продумано. В ней так же, как и в «комнате русского быта» много подлинных экспонатов. Каждая стена комнаты несет в себе определенную смысловую нагрузку. Одна стена выполнена в историческом стиле, она так и называется «Наша история». Проводя беседы с детьми о русских богатырях, о великих русских полководцах, о Бородинском сражении, мы всегда обращаемся к этой стене.
Противоположная стена посвящена незабываемому подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она так и называется «Никто не забыт, ничто не забыто» Обращаясь к ней, и к расположенным возле нее экспонатам, педагоги снова и снова рассказывают детям о великом подвиге русского народа.
Центральная стена посвящена теме современности. Она называется «Защитники Отечества». Возле нее с детьми ведутся беседы о современных солдатах, которые совершают подвиги во имя мира на земле.
А высоко, высоко, под самым потолком летит клин бумажных журавлей, как напоминание всем, и взрослым и детям, о нашем великом народе и о его незабываемых подвигах.
Конечно, нельзя не отметить, что вся эта большая работа была бы невозможна без активной поддержки родителей наших воспитанников. Их помощь в приобретении экспонатов просто неоценима.
В заключение хотелось бы сказать, что нашим детям очень нравится бывать в музее, и, видя их восторженные глаза, понимаешь, что вся эта большая работа была проведена не зря, а самое главное нам есть к чему еще стремиться.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий ДОУ ______________
Принято на педагогическом совете
Протокол № ___ от _____________
Перспективный план работы
музея истории русского быта и боевой славы
МБДОУ № 13 «Улыбка»
на 201… – 201… уч.г.
1. Комната русского быта и народно – прикладного искусства.
№ п/п | Месяц проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
1. | Сентябрь | «Не бравшись за топор, избы не срубишь» | Обряды и обычаи строительства старинного русского дома |
2. | Октябрь | «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Закрепление знаний правил гостеприимства, приобщение к бытовой и семейной культуре предков |
3. | Ноябрь | «У печки – матушки» | Знакомство с печкой, печным углом, его фундаментальной ролью в доме |
4. | Декабрь | «Пляши, веретенце!» | Знакомство с прялкой, традиционным женским орудием труда |
5. | Январь | «Шкатулка со сказками» | Сказки и их роль в воспитании детей. Преемственность поколений |
6. | Февраль | «Народная игрушка – добрая душа» | Знакомство и изготовление традиционных русских игрушек |
7. | Март | «У колыбельки» | Знакомство с люлькой, колыбельными песнями. Любовь, как основа русской семьи |
8. | Апрель | «Незаменимые «помощники» крестьянского быта» | Знакомство с предметами русского быта (в младших группах - только названия предметов, в старших группах – преемственность с современными аналогами) |
9. | Май | «Поэзия народного костюма» | Знакомство с народным костюмом. Прослушивание песен «Валенки», «Лапти да лапти» |
2. Комната боевой славы
№ п/п | Месяц проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
1. | Сентябрь | «Непобедимый русский народ» | Боевая слава русского народа. Связь времен |
2. | Октябрь | «Русь богатырская» | Знакомство детей с былинами и русскими богатырями |
3. | Ноябрь | «Великие русские полководцы» | Знакомство с русскими полководцами - Александром Невским, Суворовым, Кутузовым |
4. | Декабрь | Великая Отечественная война. Битва под Москвой | Знакомство с силой и мужеством русского народа на примере битвы под Москвой |
5. | Январь | Иван Андреевич Флеров и его легендарная «Катюша» | Знакомство детей с подвигом земляка - И.А. Флерова |
6. | Февраль | «Наша армия сильна» | Современная армия, рода войск, войны - интернационалисты |
7. | Март | «Женщины войны» | Труженики тыла, медсестры «Все для фронта, все для победы!» |
8. | Апрель | «Почта полевая» | Знакомство детей с фронтовой перепиской |
9. | Май | «Этот День Победы» | Последний день войны, водружение флага над Рейхстагом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
(из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...
Статья из опыта работы детского сада
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральным Государственным Образовательным Станд...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
"С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции с...
Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК
Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...
Культурные практики в ранней профориентации дошкольников (Из опыта работы детского сада)
Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно развиваю в формате культурных практик, обеспечивающих условия для применения культурного опыта, ...