Инновационный проект "Все работы хороши - выбирай на вкус!"
проект по окружающему миру на тему

Киселева Елена Николаевна

Инновационный проект дошкольной образовательной организации по ранней профориентации детей дошкольного возраста на 2018-2021 годы. Основная идея проекта: знакомство дошкольников с разнообразными профессиями, формирование элементарного опыта профессиональных действий, расширение представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 г.о.Чапаевск Самарской области

Структурное подразделение «детский сад «Березка»

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск

    __________________Н.В.Пылева

   «_____»________________2018г.

Инновационный проект

дошкольной образовательной организации

Направление проекта: ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Тема проекта: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

г.о.Чапаевск

2018г.

Содержание проекта

1. Направление реализации проекта……….стр. 2

2. Название проекта……стр. 2

3. Срок реализации проекта…..стр. 2

4. Основная идея проекта……стр. 2

5. Актуальность проблемы…… стр. 2

6. Обоснование значимости….стр. 2

7. Новизна проекта….стр. 4

8. Цель проекта….стр. 4

9. Ключевые задачи проекта….стр. 4

10. Ожидаемые результаты проекта….стр. 5

11. Ожидаемые эффекты проекта…..стр. 6

12. План реализации проекта…стр. 7

13. Нормативно-правовое обеспечение проекта….стр. 15

14. Кадровое обеспечение педагогического проекта…..стр. 15

15. Материально-техническое обеспечение проекта….стр. 16

16. Основные риски проекта…. стр. 16

17. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации…..стр. 17

 1. Направление реализации проекта

Социально-коммуникативное направление: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

 2. Название проекта

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

 3. Срок реализации проекта

 2018-2021 годы

4. Основная идея проекта

Знакомство дошкольников  с разнообразными  профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

5. Актуальность проблемы

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессиях – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

 Актуальность проблемы, обозначенной в проекте, обусловлена реализацией ФГОС ДО, «Концепцией сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»,  «Стратегией развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на период  с 2015 по 2020 год».

 6. Обоснование значимости

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

7. Новизна проекта

Организация профориентационной развивающей предметно-пространственной среды, разработка методического сопровождения по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Формирование представлений о профессиях по алгоритму:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

 8. Цель проекта

Разработка методического сопровождения по ранней профориентации детей дошкольного возраста, повышение качества образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 9. Ключевые задачи проекта

- Апробировать инновации в области содержания дошкольного образования в условиях ФГОС ДО;

- Обновить содержание и внедрить современные формы, методы и способы организации образовательного процесса;

- Разработать методический продукт: методический комплект по ранней профориентации детей дошкольного возраста;

- Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;

- Обеспечить   повышение   квалификации   педагогических   работников;

-Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

- Обеспечить сетевое взаимодействие с учреждениями дошкольного образования по ранней профориентации дошкольников;

- Организовать социальное партнерство с организациями и предприятиями г.о.Чапаевск.

 10. Ожидаемые результаты проекта

-Организована система работы с целью повышения квалификации педагогических работников в соответствии планом;

-Участие педагогических работников в методических мероприятиях разного уровня;

-Организована развивающая предметно-пространственной среда профессиональной направленности;

-Разработан и апробирован методический комплект по ранней профориентации дошкольников «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

-Разработано электронное приложение «В мире профессий»: виртуальные экскурсии по промышленным предприятиям, слайдовые презентации.

-Разработаны совместные проекты с родителями «Профессии моих родителей»;

   -У детей дошкольного возраста будут сформированы:

  • разнообразные представления о мире современных профессий;
  • положительное отношение к разным видам труда.

 

11. Ожидаемые эффекты проекта

-повышение качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых;

-оптимизация образовательного пространства;

-увеличение количества детей, у которых сформировано позитивное отношение к труду взрослых;

-рост доверия родительской общественности к ДОО. Повышение рейтинга и социального престижа ДОО на муниципальном и региональном уровне;

-систематизация и распространение опыта создания в ДОО модели ранней профориентации детей дошкольного возраста.


12. Этапы реализации инновационного проекта

Этапы

Срок реализации

Цель

Содержание деятельности

1 этап Подготовительный

Сентябрь 2018 – декабрь 2018г.

Составление плана мероприятий, привлечение к сотрудничеству всех участников педагогического процесса

1. Создание нормативно-правовой и методической базы по данному направлению.

2. Проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса, результатов деятельности на соответствие требованиям ФГОС ДО.

3. Изучение методической литературы, пособий, парциальной программы.

4. Составление плана постоянно-действующего семинара по построению образовательного процесса в ДОО по ранней профориентации дошкольников.

5. Планирование методических мероприятий по теме проекта.

6. Пополнение РППС.

7. Подбор диагностического инструментария.

8. Корректировка комплексно-тематического плана.

9. Составление плана воспитательно-образовательной работы с детьми по ранней профориентации.

10. Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.

11. Заключение договоров о сотрудничестве с предприятиями и организациями.

12. Организация сетевого взаимодействия с другими ДОО.

2 этап. Основной

Январь 2019г. – декабрь 2020г.

Проведение диагностических исследований по проблеме инновации, внедрение в образовательный процесс комплекса мер, предусмотренных планом мероприятий.

1. Организация работы с детьми по профориентации в соответствии с комплексно-тематическим планом.

2. Разработка комплексно-тематического комплекта.

3. Апробация проекта.

4. Презентация обновленной РППС.

5. Промежуточный мониторинг.

6. Организация комплекса методической работы с педагогами, родителями, другими ДОО, социумом.

7. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

8. Участие педагогов в мероприятиях различного уровня.

9. Публикации и освещение предварительных результатов внедрения.

3 этап. Заключительный

Январь  – май 2021г.

Подведение итогов работы, обобщение полученных результатов деятельности, составление рекомендаций.

1. Анализ достижений целей и задач, обозначенных в инновационном проекте.

2. Итоговый мониторинг всех участников проекта.

3. Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы по проекту.

4. Трансляция опыта в СМИ, сети Интернет, на мероприятиях различного уровня.


13. План реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Подготовительный этап

1. Формирование творческой группы педагогов по реализации проекта.

Распределение творческих заданий между членами группы.

2. Создание нормативно-правовой базы. Разработка локальных актов по организации инновационного проекта.

3. Создание на сайте СП «детский сад «Березка» странички «Ранняя профориентация дошкольников»

4. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?»

5. Проведение оценки ресурсной оснащенности ДОО и субъектов социума.

6. Планирование курсов повышение квалификации педагогов.

7. Изучение организационно-распорядительных документов в системе профориентации Федерального и регионального уровня.

8. Изучение методического пособия «Профориентационная работа в условиях ДОО» Автор: Пасечникова Т.В.

Изучение учебно-методического пособия В.П.Кондрашова «Введение в мир профессий».

9. Разработка критериев мониторинга реализации программы «Введение в мир профессий»

10. Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

11. Корректировка комплексно – тематических планов, включение в темы недели форм работы по формированию интереса к профессиям.

12. Подготовка материально-технической базы ДОО для проведения работы по проекту. Пополнение РППС.

13. Круглый стол «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах решения

проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста».

14. Проведение родительских собраний в группах с целью информирования родителей о теме инновационного проекта и сроках его реализации.

15. Заключение договоров о сетевом взаимодействии с ДОО Юго-Западного округа и социальными партнерами.

Сентябрь – декабрь 2018г.

Сентябрь  2018г.

Сентябрь 2018г.

Сентябрь 2018г.

Сентябрь 2018г.

Сентябрь 2018г.

Сентябрь-октябрь 2018г.

В течение подготовительного этапа

В течение подготовительного этапа

Сентябрь – октябрь 2018г.

Октябрь 2018г.

В течение подготовительного этапа.

В течение подготовительного  этапа

Ноябрь 2018г.

Сентябрь – ноябрь 2018г.

Сентябрь – октябрь 2018г.

1. Создана творческая группа педагогов. Утвержден состав.

2. Приказ об организации инновационной деятельности.

Должностная инструкция ответственного координатора по ранней профориентации дошкольников.

Положение о творческой группе педагогов.

3. Информирование родителей, общественности о работе в данном направлении

4. Определение уровня подготовленности кадров.

5. Оценка возможностей ДОО и социальных партнеров.

6. Педагоги прошли КПК по направлению проекта.

7. Повышение уровня компетентности педагогов

8. Грамотно выстроена система работы по ранней профориентации дошкольников.

9. Формирование инструментария эффективности реализации проекта.

10. Определение степени готовности родителей к участию в  ранней профориентации детей.

11. В комплексно-тематические планы включены формы работы по ранней профориентации дошкольников.

12. Приобретено новое игровое оборудование, ЭОР. В группах созданы профориентационные центры.

13. Определены мероприятия с родителями по теме проекта.

14. Привлечение родителей к взаимодействию в реализации проекта.

15. Привлечение партнеров с целью взаимодействия.

Основной этап

1. Организация работы с детьми всех возрастных групп по ранней профориентации в соответствии с комплексно-тематическим планом.

2. Разработка карт анализа образовательной деятельности по ранней профориентации, развивающей предметно-пространственной среды.

3. Разработка карт наблюдения за деятельностью ребенка в процессе общественно - полезного труда, самообслуживания.

4. Проведение педсовета на тему: «Трудовое воспитание в ДОО».

5. Совместная акция с родителями «В мире профессий»

6. Обогащение профориентационных центров в группах.

7. Оборудование сюжетно-ролевых игр в соответствии с планом работы по профориентации

8. Организация детско-родительских проектов.

9. Консультация для родителей «Разноцветный мир конструкторов»

10. Участие педагогов, детей, родителей в конкурсном движении различного уровня.

11.Составление и  оформление планов - конспектов НОД,  сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сценариев праздников и развлечений

12. Организация мастер-классов с педагогами и родителями воспитанников по ранней профориентации дошкольников

13. Создание атласа профессий

14. Создание картотеки дидактических игр, упражнений, прогулок, образовательных ситуаций

15. Создание ЭОР: презентации, электронные игры, пособия, виртуальные экскурсии и т.д.

16. Проведение педсовета на тему: «Сюжетно-ролевая игра – средство формирования у дошкольников элементарных представлений о профессиональной деятельности взрослых»

17. Организация встреч с интересными людьми

18. Ведение и систематизация документации наработанных материалов инновационной деятельности

19. Осуществление фото и видео хроники проекта

20. Организация семинара-практикума с педагогами на тему: «Школа современных профессий».

21. Подготовка и публикация методических материалов

Январь 2019г. – декабрь 2020г.

Январь 2019г.

Январь 2019г.

Февраль 2019г.

Март 2019г.

Апрель 2019г.

В течение основного этапа

В течение основного этапа

В течение основного этапа

Октябрь 2019г.

В течение основного этапа

В течение основного этапа

В течение основного этапа

В течение основного этапа

В течение основного этапа

В течение основного этапа

Март 2019г.

В течение основного этапа

В течение основного этапа

В течение основного этапа

Февраль 2020г.

В течение основного этапа

1. Реализация планов по ранней профориентации всеми педагогами

2. Контроль за деятельностью педагогов

3. Подобраны оценочные материалы развития детей в данном направлении

4. У педагогов сформирован интерес к проблеме трудового воспитания, желание самостоятельно находить новые современные формы работы с детьми.

5. Знакомство с профессиями в семье

6. В центрах имеется необходимый дидактический материал для образовательной деятельности детей: худ. и энциклопедическая литература, картотека дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, песен, картинный и иллюстративный материал, альбомы, медиатека.

7. Разнообразное современное оборудование для организации сюжетно-ролевых игр.

8. Оформлены проекты по ранней профориентации

9. Информирование родителей

10. Повышение активности участников образовательных отношений

 

11. Наполнение методического комплекта

12. Повышение компетентности педагогов и родителей в ходе инновационного проекта

13. Ознакомление детей с основными профессиями, организация самостоятельной деятельности

14. Наполнение методического комплекта

15. Повышение интереса участников образовательных отношений в реализации проекта. Наполнение методического комплекта.

16. Повышение значимости современных сюжетно-ролевых игр в ознакомлении детей с различными профессиями.

17. Практическое знакомство с профессиями людей

18. Анализ результатов апробации проекта

19. Создание информационных ресурсов для ознакомления общественности с процессом реализации и материалами проекта. Анализ деятельности.

20. Ознакомление с профессиями будущего

21. Обмен опытом работы.

Заключительный этап

1. Анализ деятельности педагогического коллектива по реализации проекта

2. Подведение итогов работы

3. Обобщение передового педагогического опыта.

4. Информирование общественности через СМИ, сайт ДОО о ходе и результатах реализации проекта.

Январь – май 2021г.

Представление достижений.

Диссеминация опыта среди ДОО.


 14. Нормативно-правовое обеспечение проекта

-Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года»;

-Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273 гл.2 ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»;

-Приказ Минобрнауки РФ от 23.07.2013г.№ 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»;

-Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (Федеральная Концепция);

- Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на период  с 2015 по 2020 год.

- Комплекс мер по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования до 2020 года;

- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 10.12.2015 №479-од «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования до 2020 года».

15. Кадровое обеспечение педагогического проекта

- Руководитель СП «детский сад «Березка» - 1;

- Методист СП «детский сад «Березка» - 1;

-Педагог-психолог – 1;

-Учитель-логопед – 3;

-Учитель-дефектолог – 1;

-Музыкальный руководитель – 1;

-Инструктор по физической культуре – 1;

-Воспитатели – 15.

 16. Материально-техническое обеспечение проекта

-мультимедиа проектор – 3

-Компьютеры – 2

-Ноутбуки – 4

-Домашний кинотеатр – 1

-Аудиосистемы – 10

-Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр:

«Семья», «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Автосалон»;

-Мягкие модули;

-различные виды конструкторов;

-различные виды театров с целью разыгрывания спектаклей профориентационной тематики.

17. Основные риски проекта

Наименование риска

Меры реагирования на риск

1.

Низкая мотивация участников образовательного процесса к реализации проекта со стороны педагогического персонала

Создание условий для профессионального развития педагогов, создание системы мотивации и стимулирования

2.

Возникновение организационных, методических сложностей при организации взаимодействия с общеобразовательными организациями, социальными партнерами

Разработка дорожной карты реализации проекта, ее поквартальная корректировка

3.

Недостаточная обеспеченность ДОО методическими материалами и материально-техническим оборудованием, необходимым для успешной реализации проекта.

Дооснащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО за счет средств областного бюджета.

4.

Малое количество родителей воспитанников, заинтересованных в ранней профориентации дошкольников.

1. Проведение дня открытых дверей.

2. Проведение родительской недели на тему: «Кем быть?»

3. Организация родительских собраний, семинаров, мастер-классов, открытых просмотров по теме инновационного проекта.

4. Вовлечение родителей во все мероприятия, проводимые в ДОО.

18. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации.

п/п

Планируемое мероприятие

Механизмы реализации

1.

Транслирование опыта работы по реализации инновационного проекта на семинарах, конференциях различного уровня.

Заявка на участие в мероприятиях.

Предоставление инновационного проекта.

2.

Публикация опыта работы по реализации проекта в педагогических изданиях.

Подготовка заявок и статей для публикации.

3.

Публикация промежуточных и итоговых отчетов по результатам реализации инновационного проекта.

Выступление руководителя СП о результатах реализации инновационного проекта перед Управляющим советом ОУ, на родительских собраниях. Представление результатов реализации инновационного проекта в публичном отчете ДОО

4.

Публикация результатов опыта работы по реализации инновационного проекта на сайте ДОО

Подготовка статей, методических рекомендаций, конспектов образовательной деятельности с детьми, фото и видео отчетов по реализации инновационного проекта.

5.

Участие педагогов ДОО в Методических неделях СИПКРО, региональных фестивалях в г.Жигулевске, Кинеле, Всероссийских смотрах-конкурсах.

Заявки на участие в мероприятиях. Подготовка методических и практических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Все работы хороши, выбирай на вкус"

Интегрированное занятие в старшей группы. Нацеленное на железнодорожную тематику. В ходе занятия воспитывается уважение и бережное отношение к труду людей....

Занятие "ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ - ВЫБИРАЙ НА ВКУС"

Предварительная работа: Беседы родителей с детьми о своей професси, экскурсия в библиотеку, школу, в прачечную, наблюдения за работой дворника; подготовка интервью с людьми следующих профессий: врач, ...

презентация на тему "Все работы хороши - выбирай на вкус!"

Мультимедийная презентация с кратким описанием профессий, факторами выбора и полезными советами....

Проект"Все работы хороши-выбирай на вкус"

Познакомить детей с профессиями взрослых....

Все работы хороши, выбирай на вкус

Данное занятие направлено на воспитание у детей интереса к окружающему, чувство уважения к профессиям; уточнение представлений у детей, о разнообразии, о значимости профессий; Пополнить словарный запа...

Конспект НОД по теме «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Конспект НОД по лексической теме "Профессии" в логопедической подготовительной к школе группе....