Конспект экскурсии по территории детского сада в старшей группе «Терренкур по осенней экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_terrenkur_po_osenney_trope_v_starshey_gruppe.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии по территории детского сада в старшей группе
«Терренкур по осенней экологической тропе»
Автор: Шабалдина Лариса Александровна
(МАОУ «СОШ №132» имени Н. М. Малахова, Барнаул)
Программное содержание: формирование основ экологической и валеологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Материал: объекты экологической тропы: береза, огород, рудник, цветник, медведь.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу осенью. Рассматривание деревьев, цветов растущих на участке. Беседы о сезонных изменениях в природе: в мире диких животных, птиц, насекомых, растениях (деревья, цветы). Беседы о труде людей осенью, подготовке к зиме. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование березы, цветов, овощей.
Ход прогулки:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, какой сегодня денек! Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.
Пальчиковая игра:
Здравствуй, солнце золотое! - руки в стороны, пальцы растопырены
Здравствуй, небо голубое! - поднять руки вверх
Здравствуй, вольный ветерок! - машут руками
Здравствуй, маленький дубок! -ладони округлить, предплечья соединить
Я живу в родном краю, - хлопки в ладоши
Всех я вас приветствую!
А наш родной край начинается с садика, путешествию по садику.
Сели в машину (имитация поездки в автомобиле).
(Во время движения, чтение стихотворения воспитателем)
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Остановка 1 «В Гостях у березки».
Подошли к березе.
Воспитатель: -Дети, вы помните, как называется это дерево (Указываю на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Воспитатель: -Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: - Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие желтые листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево.
Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает: - Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.
Воспитатель: - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок.
Сегодня мы сыграем с вами в хороводную игру «Во поле береза стояла...» или Под тенью дерева любят отдыхать не только люди. Проводится игра «Задремал на кочке зайка в холодочке»
Воспитатель: - Деревья с зелеными листиками не только украшают участки, но и участвуют в образовании кислорода, без которого погибнет все живое. А хорошо ли живется живому, мы узнаем у озера. Следующая станция «У озера»
Остановка 2 «У озера». (подошли)
Воспитатель: - Ребята, кто здесь живет? А каких еще водоплавающих птиц вы знаете? А что происходит с ними осенью? Почему они улетают на юг? А чем питаются водоплавающие птицы? А кроме водоплавающих птиц, кого еще можно встретить в озере? (Рыб, лягушек, т.д.) (Ответы детей) А каких насекомых можно встретить около озера? (Ответы детей) А вы знаете, что жук водолюб выползает осенью из воды на берег и ищет себе место под корой дерева, чтобы перезимовать. Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы, птицы и другие обитатели озера? Им плохо? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Всем им хорошо, потому что вода без бутылок, без мусора и не загрязнена. А отчего может быть загрязнена вода? Почему это могло случиться? Красота вокруг зависит от каждого из нас.
Предлагаю превратиться в радостных, веселых лягушат, которые веселятся в чистой воде или в красивых бабочек. Проводятся: физические упражнения «Лягушата», «Бабочки»
Воспитатель: - Ребята, что же делать нам дальше. Где лежит путь дальше? Ой, я вижу корзину. Сейчас посмотрим, что в ней лежит. (Показываю муляжи овощей и фруктов). Дети, я, кажется, догадалась, куда нам отправляться дальше. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к огороду. Следующая станция «Огород бабушки Маруси».
А чтобы путь был короче, я предлагаю поехать на поезде с песней «Мы едем, едем, едем в веселые края»
Остановка 3 «Огород бабушки Маруси».
Воспитатель: -Вот мы с вами и пришли на «Огород бабушки Маруси». А что осенью делают на огороде? Правильно, собирают урожай! Давайте и мы поможем бабушке Маруси собрать урожай.
Игра: «Собери овощи». (Сортер: На карточках нарисованы овощи, при помощи
прищепок отметить те овощи, которые дети видят на огородном участке в детском саду)
Воспитатель: -Какие вы молодцы! Помогли собрать весь овощей урожай! Давайте скажем ей «До свидания!» А дальше пойдем пешком, но большие ноги идут по дороге. Проводится игра «Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».
Воспитатель: - Ой, ребята! Посмотрите, какая-то странная стрелочка! (выложенная из гальки)
Остановка 4 «В Гостях у Хозяйки Медной Горы».
Воспитатель: - Здесь живет Хозяйка Медной горы, она хранит в своих сокровищницах, а они находятся в самых недрах земли-матушки, несметные сокровища - полезные ископаемые. Ребята, с каждым годом люди используют всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть. А еще полезные ископаемые находятся глубоко в земле, и чтобы их достать надо выкопать не одну, а много много глубоких ям- шахт. (Показать картинку открытая добыча угля). Как вы думаете, удобно ли будет расти растениям на этом месте? А почему? А что произойдет с животными и птицами, если не будет растений? Почему? Так вот умные люди, которые заняты добычей полезных ископаемых решили, после того, как достанут полезные ископаемые из земли, они засыплют, разравняют ямы, насыплют сверху земли и на этом месте посадят новые деревья, цветы. Появятся новые парки, площадки для отдыха, вырастит лес. (показываю кусочек угля) Как вы думаете, что это? Это уголь, а что же делают с углем? Скоро зима и в домах будут топить печку углем, т. к. уголь хорошо горит и дает тепло, а чтобы тепло не исчезало, в домах надо крепко закрывать двери, чтобы не было щелочек и дырочек, и тогда не надо будет много добывать угля. Полезные ископаемые надо экономить, чтобы не наносить вред природе. Давайте мы с вами погреем ручки, подышим на них (дых. гимнастика). Согрелись? А теперь скажем Хозяйке Медной горы «до свидания!» и пойдем дальше!
Остановка 5 Прогулочная аллея вдоль цветника
Воспитатель: -Посмотрите, какие красивые цветы растут на нашем цветнике. С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Насекомые прилетают на цветы за сладким нектаром. Полюбуйтесь ими, рассмотрите их, можно даже потрогать, понюхать, но не срывайте такую красоту.
(Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты,
Если все сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты!
Воспитатель: -А чтобы красота порадовала нас весной, я предлагаю рассортировать семена цветов. Картинки цветов подскажут, куда надо положить семена. (Сортеры: Разложить по коробочкам)
Воспитатель: -Посмотрите, здесь еще следы есть! ( на асфальте мелом нарисовать следы медведя) Давайте посмотрим, куда они ведут. По следам дети подходят к «Трем медведям».
Остановка 6 «Три медведя».
Воспитатель: -А вот и три Медведя. Где же живут эти Мишки? Как вы думаете, какие правила поведения в лесу должны помнить и знать взрослые и дети?( Плакаты «Правила поведения в лесу») А почему важно соблюдать эти правила? Зачем беречь лес?
А чем Мишки питаются? Мишки ранней осенью готовятся к спячке.
Давайте сходим к ним в бор, но будем соблюдать все правила поведения в лесу. Проводится игра «У медведя во бору»
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие по территории детского сада. Скажите, что вам понравилось, что вы запомнили? А теперь нам пора возвращаться в группу.
Тучки набежали,
Нас домой позвали.
Капля — раз!
Капля — два! (Удары ладонями обеих рук по коленям)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять, (Ударяют медленно)
Капля каплю догонять. (Быстрее ударяют)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (И совсем быстро.)
Ой, какой сильный дождь начался.
Побежим скорей в группу! (Легкий бег)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экскурсия по территории детского сада осенью"
Конспект по экологическому воспитанию...
Конспект экскурсии по территории детского сада с дошкольниками 5-6 лет
Методическая разработка позволит актуализировать знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима....
Конспект НОД по экологии Экскурсия по территории детского сада с детьми старшего возраста
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о внешнем виде деревьев поздней осенью, на основе сравнения сходных деревьев и сравнения элементов противоположностей. Упражнять в ориентировании на...
Конспект экскурсии по территории детского сада для средней группы
laquo;Экскурсия по территории детского сада»Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.Задачи: Образовательные: Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дат...
Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"
Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...
Конспект экскурсии по территории детского сада «Весенние краски»
Конспект экскурсии по окрестностям и территории....