Среднесрочный проект "Вода, воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
В проекте описаны опыты с детьми по изучению свойств воздуха и воды, а также их влияние на предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "вода, воздух" | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный экспериментальный проект «Вода, воздух»
Среднесрочный
Продолжительность проекта : среднесрочный (с 03.09.2018 по 31.10.2018г.)
Автор: : Тараканова О.А.
Вид проекта: экспериментально - творческий.
Участники проекта: воспитатель старшей группы № 6, дети старшей группы.
Проблема
Ребенок, на слух воспринимая информацию, часто быстро теряет ее суть, а также через некоторое время совсем может забыть. Наглядность дает ребенку и воспитателю возможность получить информацию так, чтобы и через продолжительное время она была доступна и интересна.
Актуальность
У детей развитие познавательной деятельности связано с наглядностью и новыми интересными впечатлениями.
Чем разнообразнее познавательная деятельность, тем интенсивнее развитие детской активности.
Экспериментальная деятельность дает возможность развитию мыслительных процессов, в процессе хорошо запоминается вся информация.
Цель проекта: наглядно показать детям свойства изучаемых явлений, дать возможность самим действовать и получить свой практический опыт, научить детей рассуждать на основе увиденного, развить мыслительный уровень, коллективную работу и внимательность.
Задачи:
образовательные:
- Расширять представления детей о предметах, их свойствах и функциях;
- уточнить и расширить знания о воздухе и воде, их свойствах и функциях;
развивающие:
- Способствовать развитию детской речи;
- развивать связную речь,
- развивать познавательный интерес;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
- развивать любознательность и кругозор,
- развивать смекалку и познавательность,
- развивать коммуникативные навыки детей.
воспитательные:
- Воспитать чувство принадлежности к окружающему;
- Воспитать заботливое, внимательное отношение к природе;
для педагогов:
-совершенствование профессионального уровня педагогов;
-рост творческой активности педагогов;
-развитие навыков планирования;
-создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей,
для родителей:
-обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;
Предполагаемый результат:
для детей:
-познакомиться с явлениями природы;
- познакомиться со свойствами предметов и влиянием на них окружающей среды;
- проявлять интерес к познанию;
- проявлять интерес к труду;
-раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
для педагогов:
-самореализация, повышение творческого потенциала;
-накопление практических навыков проектной деятельности;
для родителей:
-укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО;
Продукт проектной деятельности:
-выставка рисунков детей на тему проведенного опыта,
-фотографии проведенных опытов;
Этапы проекта:
1 этап подготовительный:
-составление паспорта проекта;
-изучение методической литературы по теме проекта;
-подбор наглядного материала по теме;
-подбор материалов для экспериментов.
2 этап выполнение проекта:
-рассказ воспитателей о воздухе и воде;
-беседы с детьми;
-прослушивание музыкальных произведений и звуков воды и воздуха;
-проведение экспериментов;
-рисование рисунков;
-обсуждение деталей эксперимента, предположения, выводы;
3 этап презентация проекта:
-фотоотчет,
-презентация проекта.
Схема реализации проекта
№№ | Тема | Цель | Оборудование | Описание |
1 | Веселый колобок | Познакомить детей с фигурой шар, его свойствами | Шарик, краска, емкость с прямым дном, бумага | - прослушивание сказки колобок, - обсуждение, почему колобок катился, - ребенок берет шарик, красит его в любой цвет красками, - опускает на дно емкости с бумагой, - наклоняет емкость, - смотрит, как шарик катится, оставляя следы, - делает выводы. |
2 | Вода – фокусник | Познакомить детей со свойствами воды | Емкости разной формы, распылитель, вода | - дети набирают в одну емкость воду, затем переливают ее в другую, - смотрят, как вода принимает разные формы, делают выводы о том, что вода не имеет формы, - разбрызгивают воду распылителем и смотрят на то, какую форму приняла вода теперь, - окунают в воду пальцы и смотрят какую форму принимает вода, - выливают воду на поверхность и наблюдают, что происходит с водой, какую форму она приняла теперь, - обсуждают, как вода отражает цвет предметов. |
3 | Почему не тонет | Познакомить детей с свойством стекла, о влиянии воздуха на плавучесть. | Емкость с водой, 2 стеклянные баночки, одна крышка | - обсуждение внешнего вида стекла, его функций, его свойств, - ребенок берет одну баночку и кладет в воду, - баночка тонет, т.к. в нее попала вода, - ребенок берет вторую баночку, закрывает крышкой и опускает в воду, - баночка не тонет, - обсуждение и вы воды, почему так произошло, что повлияло на плавучесть стеклянной банки. |
4 | Веселый мячик | Знакомство детей с свойством резины, ее плавучестью, воздухом. | Емкость с водой, резиновый мячик | - чтение стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», - ребенок ощупывает мячик, мнет его, - ребенок опускает мячик в воду, - смотрит, мячик не утонул, он плавает, - делает выводы, почему мячик плавает, - ребенок опускает мячик на дно емкости, смотрит, вода выталкивает его на поверхность, - дети делают выводы, почему мячик не утонул, рассуждают о том, что внутри него воздух, поэтому вода вытолкнула его на поверхность. |
5 | Фонтанчики | Дети знакомятся со свойством воды и воздуха | Три пластиковых бутылки, вода, спица | - делаем отверстие в дне бутылки и в ее крышке, наливаем воду, - смотрим, течет ли вода из дна бутылки, - затем закрывает дырочку в крышке и смотрим, течет ли вода теперь, - во второй бутылке проделываем четыре отверстия друг над другом, наливаем воду, смотрим как из каждой дырочки вытекает вода, попеременно закрывает разные дырочки, - делаем выводы откуда вода течет быстрее, откуда медленней, и когда, - в третьей бутылке дырки делаются через несколько миллиметров друг от друга внизу бутылки горизонтально, - наливается вода, дети смотрят, как она течет из всех отверстий одинаково, затем двумя пальцами струи совмещаются, - дети наблюдают, как из нескольких струй стала одна. |
6 | Какое мыло | Дети знакомятся со свойствами мыла, влиянием мыла на воду, свойствами мыльной воды | Емкость с водой, кусочки мыла, трубочки на каждого ребенка, губка на каждого ребенка | - каждому ребенку выдается кусочек мыла, - дети обследуют его, нюхают, щупают, - изучают воду в емкости, - затем опускают мыло в воду и мылят его, - дети обсуждают, что было, что произошло, - обсуждают свойства сухого и мокрого мыла, мыльной воды, - окунают в мыльную воду кончик трубочки, затем дуют и смотрят, как выдувается мыльный пузырь, - берут губку и мылят ее, обсуджают, что происходит с губкой, - дети из пальцев делают кружок и опускают в воду, дуют, - обсуждают, как получился мыльный пузырь. |
7 | Ты куда, водичка? | Дети знакомятся с объемом тел, влиянием на воду, свойствами поролоновой губки | Две стеклянные баночки с водой, камешки, губка | - дети опускают в одну баночку с водой камешки, - дети обсуждают, почему вода вытекает из баночки с камушками, - в другую баночку опускают губку, - обсуждают, что произошло, почему воды в банке не стало, - затем отжимают губку и обсуждают, как в ней могло спрятаться столько воды. |
8 | Песенка воды | Дети знакомятся со свойствами воды, с объемными предметами | Емкость с водой, бутылочки разного размера | - дети сравнивают между собой бутылочки, - затем опускают в воду сначала бутылку с тонким горлышком, потом с широким, - делают выводы, почему в бутылочку с тонким горлышком вода заливается дольше, и какой звук они издают, - затем выливают воду из бутылочек и смотрят из какой бутылочки вода вылилась быстрее и какие звуки издавали бутылочки, - делают выводы. |
9 | Сила воздуха | Дети знакомятся с силой воздуха, влиянием воздуха на воду | Емкость с водой, кораблики из коры дерева, лист бумаги и карандаши на каждого ребенка | - опустить кораблик в воду, - подуть слабо на кораблик, что произойдет, - подуть на кораблик сильно, - обсуждение, почему в первом случае кораблик плыл медленно, или не плыл, а во втором плыл быстро, - почему когда воздух попадал в воду, в воде образовывалась ямка. |
Танец воды | Познакомить детей с движением воды | Прозрачная баночка до середины наполненная водой и бусинками, веревка. | - берем баночку за веревочку в руку и машем в разные стороны, при этом смотрим, как меняется положение воды, - смотрим, что случилось с бусинами, они тоже движутся вместе с водой, - дети делают выводы | |
Хоровод | Познакомить детей с силой воздуха, влиянием воздуха на воду, влиянием воздуха на предметы в воде | Емкость с водой, горошины, трубочки на каждого ребенка | - опускаем в емкость горошины, - в эту же емкость опускаем трубочку и дуем в нее сначала слабо, потом сильно, - обсуждается результат, когда горошины движутся быстрее, когда медленнее, почему. | |
Звуки из шарика | Знакомство детей со свойствами воздуха, связь воды и воздуха. | Емкость с водой, воздушные шарики на каждого ребенка, бумага и карандаши на каждого ребенка. | - каждому ребенку раздается по шарику, - предлагается надуть шарики, - обсуждается, как надо дуть, чтобы шарик надулся, - обсуждаются свойства надутого шарика (легкий, упругий, летучий), - дети погружают надутый шарик горлышком в воду и потихоньку разжимают пальцы, - дети обсуждают увиденное, почему появились пузыри на поверхности воды, - дети рисуют эксперимент. | |
Помогите, тонем | Изучение свойств предметов, тонет или нет | Емкость с водой, камушки, монеты, деревяшка, листик, бумага, пластиковая крышка, игрушка. | - в емкость с водой опускаем по очереди все предметы и смотрим, утонет или нет, - дети рассуждают, почему тонет, почему не тонет. | |
Какая красота | Изучение силы дыхания, изучение текучести воды | Лист бумаги, краски, трубочка для каждого ребенка, вода, емкость для воды, кисточки | - ребенок берет лист бумаги, разводит краску с водой до получения текучей массы, капает на бумагу несколько капель и начинает дуть, - дети обсуждают полученный результат, - дети берут кисточки, мочат в краске с водой и капают на бумагу, - смотрят как вода растекается по бумаге, - обсуждают результат, - дети берут бумагу, складывают пополам, потом открывают и на одну сторону капают краску, затем опять закрывают и прижимают, - открывают и смотрят как краска отпечаталась с другой стороны, - обсуждают полученный результат. | |
История монет | Изучение свойств воды, объем предметов | Пипетка с водой, небольшая банка с водой, монеты | - дети берут пипетку и капают на монету по капельке водой, - считают капли до тех пор, пока капли не сольются, - дети обсуждают, почему так получилось, - в банку, наполненную на 2/3 опускают монеты до тех пор, пока вода не начнет вытекать из банки, - дети обсуждают, почему так получилось. | |
Промокашки | Изучение свойств предметов, изучение влияния на предметы воды, промокает или нет | Емкость с водой, бумага, пипетка, ткань, ватный диск, дерево, кожа, листок, губка, монета, перчатка, пакет полиэтиленовый. | - берем попеременно материалы и капаем на них из пипетки водой, - смотрим, промокло или нет, дети трогают пальчиками, - дети рассуждают, почему промокло, почему нет. | |
Вода – художник | Изучение свойств воды | Листы бумаги, краски, емкость с водой, веревка, цветные восковые мелки, кисточки. | - дети рисуют на бумаге рисунок восковыми мелками, затем закрашивают лист красками полностью, поверх рисунка, - смотрят как цветная вода стекает с рисунка, делают выводы, - дети макают веревку в краску и кладут на бумагу, закрывают бумагу и тянут за веревку, - открывают лист и смотрят, какая дорожка получилась от веревки. | |
Бабочки в пакете | Изучение силы воздуха, дыхания | Бумажные салфетки, полиэтиленовый пакет с замком сверху, трубочка на каждого ребенка, пакет. | - берем бумажную салфетку, рвем ее на мелкие кусочки, кладем в пакет и закрываем, оставляя небольшую щель для трубочки, - ребенок засовывает трубочку и дует в нее с силой, - дети смотрят и обсуждают результат опыта, - двое детей берут пакет за ручки и бегут, затем быстро пакет закрывается, - дети щупают пакет, нажимают на него, - направляют его в лицо, - обсуждают, почему пакет не сжимается, почему, если на него нажать, воздух выходит. | |
Воздух – он сильный | Изучение силы воздуха | Емкость с водой, банка, салфетки, лист бумаги, книга. | - в банку кладется мятая салфетка, банка опускается дном вниз, - дети смотрят как салфетка остается сухой, потому что воздух не дает воде намочить салфетку, - ребенок кладет на живот лист бумаги и бежит, - дети обсуждают, почему лист не падает, что его держит. | |
Воздух - беги | Воздействие на предметы с помощью воздуха, воздействие на воздух с помощью предметов. | Салфетки, книга, полотенце. | - салфетка рвется на мелкие кусочки и на нее бросается книга, бумага разлетается, - дети обсуждают, почему бумажки разлетелись, - дети берут полотенце с двух сторон и начинают им махать вниз-вверх, - дети обсуждают, что происходит, почему воздух колеблется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект по железнодорожной направленности для детей младшего возраста «Они такие разные: железные, гудящие…»
Проект по ранней профессиональной профориентации...
Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»
Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»...
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Познавательный среднесрочный групповой проект. Подготовительная к школе группа "Непоседы" "Воздух-невидимка"
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с де...
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...