Среднесрочный проект "Вода, воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тараканова Ольга Андреевна

В проекте описаны опыты с детьми по изучению свойств воздуха и воды, а также их влияние на предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "вода, воздух"30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный экспериментальный проект «Вода, воздух»

Среднесрочный

Продолжительность проекта : среднесрочный (с 03.09.2018 по 31.10.2018г.)

Автор: : Тараканова О.А.

Вид проекта: экспериментально - творческий.

Участники  проекта: воспитатель старшей группы № 6, дети старшей группы.

Проблема

Ребенок, на слух воспринимая информацию, часто быстро теряет ее суть, а также через некоторое время совсем может забыть. Наглядность дает ребенку и воспитателю возможность получить информацию так, чтобы и через продолжительное время она была доступна и интересна.

Актуальность

У детей развитие познавательной деятельности связано с наглядностью и новыми интересными впечатлениями.

Чем разнообразнее познавательная деятельность, тем интенсивнее развитие детской активности.

Экспериментальная деятельность дает возможность развитию мыслительных процессов, в процессе хорошо запоминается вся информация.

Цель проекта:  наглядно показать детям свойства изучаемых явлений, дать возможность самим действовать и получить свой практический опыт, научить детей рассуждать на основе увиденного, развить мыслительный уровень, коллективную работу и внимательность.

Задачи:

образовательные:

- Расширять представления детей о предметах, их свойствах и функциях;

- уточнить и расширить знания о воздухе и воде, их свойствах и функциях;

развивающие:

- Способствовать развитию детской речи;

- развивать связную речь,

- развивать познавательный интерес;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;

- развивать любознательность и кругозор,

- развивать смекалку и познавательность,

- развивать коммуникативные навыки детей.

воспитательные:

- Воспитать чувство принадлежности к окружающему;

- Воспитать заботливое, внимательное отношение к природе;

для педагогов:

-совершенствование профессионального уровня педагогов;

-рост творческой активности педагогов;

-развитие навыков планирования;

-создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей,

для родителей:

-обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;

Предполагаемый результат:

для детей:

-познакомиться с явлениями природы;

- познакомиться со свойствами предметов и влиянием на них окружающей среды;

- проявлять интерес к познанию;

- проявлять интерес к труду;

-раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;

для педагогов:

-самореализация, повышение творческого потенциала;

-накопление практических навыков проектной деятельности;

для родителей:

-укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО;

Продукт проектной деятельности:

-выставка рисунков детей на тему проведенного опыта,

-фотографии проведенных опытов;

Этапы проекта:

1 этап подготовительный:

-составление паспорта проекта;

-изучение методической литературы по теме проекта;

-подбор наглядного материала по теме;

-подбор материалов для экспериментов.

2 этап выполнение проекта:

-рассказ воспитателей о воздухе и воде;

-беседы с детьми;

-прослушивание музыкальных произведений и звуков воды и воздуха;

-проведение экспериментов;

-рисование рисунков;

-обсуждение деталей эксперимента, предположения, выводы;

3 этап презентация проекта:

-фотоотчет,

-презентация проекта.

Схема реализации проекта

№№

Тема

Цель

Оборудование

Описание

1

Веселый колобок

Познакомить детей с фигурой шар, его свойствами

Шарик, краска, емкость с прямым дном, бумага

- прослушивание сказки колобок,

- обсуждение, почему колобок катился,

- ребенок берет шарик, красит его в любой цвет красками,

- опускает на дно емкости с бумагой,

- наклоняет емкость,

- смотрит, как шарик катится, оставляя следы,

- делает выводы.

2

Вода – фокусник

Познакомить детей со свойствами воды

Емкости разной формы, распылитель, вода

- дети набирают в одну емкость воду, затем переливают ее в другую,

- смотрят, как вода принимает разные формы, делают выводы о том, что вода не имеет формы,

- разбрызгивают воду распылителем и смотрят на то, какую форму приняла вода теперь,

- окунают в воду пальцы и смотрят какую форму принимает вода,

- выливают воду на поверхность и наблюдают, что происходит с водой, какую форму она приняла теперь,

- обсуждают, как вода отражает цвет предметов.

3

Почему не тонет

Познакомить детей с свойством стекла, о влиянии воздуха на плавучесть.

Емкость с водой, 2 стеклянные баночки, одна крышка

- обсуждение внешнего вида стекла, его функций, его свойств,

- ребенок берет одну баночку и кладет в воду,

- баночка тонет, т.к. в нее попала вода,

- ребенок берет вторую баночку, закрывает крышкой и опускает в воду,

- баночка не тонет,

- обсуждение и вы воды, почему так произошло, что повлияло на плавучесть стеклянной банки.

4

Веселый мячик

Знакомство детей с свойством резины, ее плавучестью, воздухом.

Емкость с водой, резиновый мячик

- чтение стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»,

- ребенок ощупывает мячик, мнет его,

- ребенок опускает мячик в воду,

- смотрит, мячик не утонул, он плавает,

- делает выводы, почему мячик плавает,

- ребенок опускает мячик на дно емкости, смотрит, вода выталкивает его на поверхность,

- дети делают выводы, почему мячик не утонул, рассуждают о том, что внутри него воздух, поэтому вода вытолкнула его на поверхность.

5

Фонтанчики

Дети знакомятся со свойством воды и воздуха

Три пластиковых бутылки, вода, спица

- делаем отверстие в дне бутылки и в ее крышке, наливаем воду,

- смотрим, течет ли вода из дна бутылки,

- затем закрывает дырочку в крышке и смотрим, течет ли вода теперь,

- во второй бутылке проделываем четыре отверстия друг над другом, наливаем воду, смотрим как из каждой дырочки вытекает вода, попеременно закрывает разные дырочки,

- делаем выводы откуда вода течет быстрее, откуда медленней, и когда,

- в третьей бутылке дырки делаются через несколько миллиметров друг от друга внизу бутылки горизонтально,

- наливается вода, дети смотрят, как она течет из всех отверстий одинаково, затем двумя пальцами струи совмещаются,

- дети наблюдают, как из нескольких струй стала одна.

6

Какое мыло

Дети знакомятся со свойствами мыла, влиянием мыла на воду, свойствами мыльной воды

Емкость с водой, кусочки мыла, трубочки на каждого ребенка, губка на каждого ребенка

- каждому ребенку выдается кусочек мыла,

- дети обследуют его, нюхают, щупают,

- изучают воду в емкости,

- затем опускают мыло в воду и мылят его,

- дети обсуждают, что было, что произошло,

- обсуждают свойства сухого и мокрого мыла, мыльной воды,

- окунают в мыльную воду кончик трубочки, затем дуют и смотрят, как выдувается мыльный пузырь,

- берут губку и мылят ее, обсуджают, что происходит с губкой,

- дети из пальцев делают кружок и опускают в воду, дуют,

- обсуждают, как получился мыльный пузырь.

7

Ты куда, водичка?

Дети знакомятся с объемом тел, влиянием на воду, свойствами поролоновой губки

Две стеклянные баночки с водой, камешки, губка

- дети опускают в одну баночку с водой камешки,

- дети обсуждают, почему вода вытекает из баночки с камушками,

- в другую баночку опускают губку,

- обсуждают, что произошло, почему воды в банке не стало, - затем отжимают губку и обсуждают, как в ней могло спрятаться столько воды.

8

Песенка воды

Дети знакомятся со свойствами воды, с объемными предметами

Емкость с водой, бутылочки разного размера

- дети сравнивают между собой бутылочки,

- затем опускают в воду сначала бутылку с тонким горлышком, потом с широким,

- делают выводы, почему в бутылочку с тонким горлышком вода заливается дольше, и какой звук они издают,

- затем выливают воду из бутылочек и смотрят из какой бутылочки вода вылилась быстрее и какие звуки издавали бутылочки,

- делают выводы.

9

Сила воздуха

Дети знакомятся с силой воздуха, влиянием воздуха на воду

Емкость с водой, кораблики из коры дерева, лист бумаги и карандаши на каждого ребенка

- опустить кораблик в воду,

- подуть слабо на кораблик, что произойдет,

- подуть на кораблик сильно,

- обсуждение, почему в первом случае кораблик плыл медленно, или не плыл, а во втором плыл быстро,

- почему когда воздух попадал в воду, в воде образовывалась ямка.

Танец воды

Познакомить детей с движением воды

Прозрачная баночка до середины наполненная водой и бусинками, веревка.

- берем баночку за веревочку в руку и машем в разные стороны, при этом смотрим, как меняется положение воды,

- смотрим, что случилось с бусинами, они тоже движутся вместе с водой,

- дети делают выводы

Хоровод

Познакомить детей с силой воздуха, влиянием воздуха на воду, влиянием воздуха на предметы в воде

Емкость с водой, горошины, трубочки на каждого ребенка

- опускаем в емкость горошины,

- в эту же емкость опускаем трубочку и дуем в нее сначала слабо, потом сильно,

- обсуждается результат, когда горошины движутся быстрее, когда медленнее, почему.

Звуки из шарика

Знакомство детей со свойствами воздуха, связь воды и воздуха.

Емкость с водой, воздушные шарики на каждого ребенка, бумага и карандаши на каждого ребенка.

- каждому ребенку раздается по шарику,

- предлагается надуть шарики,

- обсуждается, как надо дуть, чтобы шарик надулся,

- обсуждаются свойства надутого шарика (легкий, упругий, летучий),

- дети погружают надутый шарик горлышком в воду и потихоньку разжимают пальцы,

- дети обсуждают увиденное, почему появились пузыри на поверхности воды,

- дети рисуют эксперимент.

Помогите, тонем

Изучение свойств предметов, тонет или нет

Емкость с водой, камушки, монеты, деревяшка, листик, бумага, пластиковая крышка, игрушка.

- в емкость с водой опускаем по очереди все предметы и смотрим, утонет или нет,

- дети рассуждают, почему тонет, почему не тонет.

Какая красота

Изучение силы дыхания, изучение текучести воды

Лист бумаги, краски, трубочка для каждого ребенка, вода, емкость для воды, кисточки

- ребенок берет лист бумаги, разводит краску с водой до получения текучей массы, капает на бумагу несколько капель и начинает дуть,

- дети обсуждают полученный результат,

- дети берут кисточки, мочат в краске с водой и капают на бумагу,

- смотрят как вода растекается по бумаге,

- обсуждают результат,

- дети берут бумагу, складывают пополам, потом открывают и на одну сторону капают краску, затем опять закрывают и прижимают,

- открывают и смотрят как краска отпечаталась с другой стороны,

- обсуждают полученный результат.

История монет

Изучение свойств воды, объем предметов

Пипетка с водой, небольшая банка с водой, монеты

- дети берут пипетку и капают на монету по капельке водой,

- считают капли до тех пор, пока капли не сольются,

- дети обсуждают, почему так получилось,

- в банку, наполненную на 2/3 опускают монеты до тех пор, пока вода не начнет вытекать из банки,

- дети обсуждают, почему так получилось.

Промокашки

Изучение свойств предметов, изучение влияния на предметы воды, промокает или нет

Емкость с водой, бумага, пипетка, ткань, ватный диск,  дерево, кожа, листок, губка, монета, перчатка, пакет полиэтиленовый.

- берем попеременно материалы и капаем на них из пипетки водой,

- смотрим, промокло или нет, дети трогают пальчиками,

- дети рассуждают, почему промокло, почему нет.

Вода – художник

Изучение свойств воды

Листы бумаги, краски, емкость с водой, веревка, цветные восковые мелки, кисточки.

- дети рисуют на бумаге рисунок восковыми мелками, затем закрашивают лист красками полностью, поверх рисунка,

- смотрят как цветная вода стекает с рисунка, делают выводы,

- дети макают веревку в краску и кладут на бумагу, закрывают бумагу и тянут за веревку,

- открывают лист и смотрят, какая дорожка получилась от веревки.

Бабочки в пакете

Изучение силы воздуха, дыхания

Бумажные салфетки, полиэтиленовый пакет с замком сверху, трубочка на каждого ребенка, пакет.

- берем бумажную салфетку, рвем ее на мелкие кусочки, кладем в пакет и закрываем, оставляя небольшую щель для трубочки,

- ребенок засовывает трубочку и дует в нее с силой,

- дети смотрят и обсуждают результат опыта,

- двое детей берут пакет за ручки и бегут, затем быстро пакет закрывается,

- дети щупают пакет, нажимают на него,

- направляют его в лицо,

- обсуждают, почему пакет не сжимается, почему, если на него нажать, воздух выходит.

Воздух – он сильный

Изучение силы воздуха

Емкость с водой, банка, салфетки, лист бумаги, книга.

- в банку кладется мятая салфетка, банка опускается дном вниз,

- дети смотрят как салфетка остается сухой, потому что воздух не дает воде намочить салфетку,

- ребенок кладет на живот лист бумаги и бежит,

- дети обсуждают, почему лист не падает, что его держит.

Воздух - беги

Воздействие на предметы с помощью воздуха, воздействие на воздух с помощью предметов.

Салфетки, книга, полотенце.

- салфетка рвется на мелкие кусочки и на нее бросается книга, бумага разлетается,

- дети обсуждают, почему бумажки разлетелись,

- дети берут полотенце с двух сторон и начинают им махать вниз-вверх,

- дети обсуждают, что происходит, почему воздух колеблется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»

Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Познавательный среднесрочный групповой проект. Подготовительная к школе группа "Непоседы" "Воздух-невидимка"

Дошкольный возраст – важный период в  жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с де...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...