Дополнительная общеобразовательная программа НАУРАША
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Познавательно-исследовательская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа НАУРАША | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 "Искорка"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«НАУРАША»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 4 месяцев
Составитель: Тимирова Виктория Радиковна,
воспитатель
Город Сургут, 2018 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 "Искорка"
Полное название дополнительной общеобразовательной программы | Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников «Наураша» |
Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Тимирова Виктория Радиковна |
Год разработки дополнительной общеобразовательной программы | 2017 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа (в случае ее реализации) | |
Информация о наличии рецензии (в случае, если таковая имеется) | нет |
Цель дополнительной общеобразовательной программы | Пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям. |
Задачи дополнительной общеобразовательной программы |
|
Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы | Стартовый уровень |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы | Дети знают:
Дети умеют:
Дети владеют:
|
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы | 4 месяца |
Количество часов (академических) в неделю необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы За 4 месяца | Дети 6-7 лет 8 часов Дети 5-6 лет 4 часа 64 академических часа |
Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе | 6-7 лет, 5-6 лет |
Пояснительная записка
Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную и научно-познавательную направленность, которые определены особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Новизна: новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование информационных и коммуникационных технологий, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада в рамках дополнительной общеобразовательной программы по познавательному развитию.
Актуальность. Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программы, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 5 до 7 лет. В программе прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Отличительные особенности: особенностью программы является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Педагогическая целесообразность: эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
Цель: Пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.
Задачи:
- формировать целостность картины мира и расширять кругозор у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
- развивать навыки познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
- способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и детьми (уметь работать в паре, в команде, проявлять бережное отношение и трудолюбие, уметь сопереживать).
Возраст детей: Программа предусматривает работу группы в количестве 5-9 человек от 5 до 7 лет включительно.
Сроки реализации: 4 месяцев. Продолжительность реализации (период с января по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц.
Формы организации обучения: групповая.
Виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Чтение художественной литературы
- Музыкально-художественная деятельность
Методы работы:
Наглядный метод (приемы: рассматривание, обследование, наблюдения, опорные карточки, планы – схемы, таблицы, просмотр познавательных фильмов, мультфильмов).
Словесный метод (решение занимательных задач, проблемных ситуаций, познавательные игры, научные развлечения, чтение художественной литературы, отгадывание загадок).
Практическая и поисковая деятельность (демонстрация опытов, исследования; познавательные игры, игры-экспериментирования с разными материалами).
Ожидаемые результаты:
По итогам изучения предметной области «Окружающий мир» в основной программе дети должны знать и понимать:
- основные легко определяемые свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья.
Помимо этого они также должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например:
- определять температуру воды, воздуха, тела человека;
- ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
владеть:
- навыками наблюдения, измерения, сравнения;
- повысить уровень дошкольной готовности детей;
- развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое.
Форма подведения итогов: игра «Что? Где? Когда?»
Работа с родителями:
Просветительская работа по календарно-тематическому плану в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов для привлечения родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
Учебно-тематический план
на 2018 учебный год
№ | Раздел, тема | Количество академических часов | ||||||||
Теоретическая часть | Практическая часть (два раза в неделю) | Всего часов | ||||||||
1гр. 6-7 лет | 2 гр. 5-6 лет | 3гр. 5-6 лет | 1гр. 6-7 лет | 2 гр. 5-6 лет | 3гр. 5-6 лет | 1гр. 6-7 лет | 2 гр. 5-6 лет | 3гр. 5-6 лет | ||
1 | Вводное занятие | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | |||
2 | Температура | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 6ч | 3ч | 3ч | |||
3 | Звук | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 3ч | 1,5ч | 1,5ч | |||
4 | Свет | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 3ч | 1,5ч | 1,5ч | |||
5 | Электричество | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 2ч | 1ч | 1ч | |||
6 | Магнитное поле | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 2ч | 1ч | 1ч | |||
7 | Сила | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 7ч | 3,5ч | 3,5ч |
8 | Кислотность | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 4ч | 2ч | 2ч | |||
9 | Пульс | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 3ч | 1,5ч | 1,5ч | |||
10 | Итоговое занятие игра «Что? Где? Когда?» | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | |||
32ч | 16ч | 16ч | ||||||||
ИТОГО: 64 часа |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела программы | Тема занятия | Количество академических часов | Дата проведения занятий (план) | Дата проведения занятий (факт) | ||||||
1гр. 6-7 лет | 2 гр. 5-6 лет | 3гр. 5-6 лет | 1гр. 6-7 лет | 2 гр. 5-6 лет | 3гр. 5-6 лет | 1гр. 6-7 лет | 2 гр. 5-6 лет | 3гр. 5-6 лет | |||
1. | Введение | Знакомство с Наурашей и страной Наурандией | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 01.02.18 | 01.02.18 | 01.02.18 | |||
2. | Температура | Тепло или холодно? | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 02.02.2018 | 02.02.2018 | 02.02.2018 | |||
Ветер в комнате | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 08.02.2018 | 08.02.2018 | 08.02.2018 | |||||
Лед и пламя | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 09.02.2018 | 09.02.2018 | 09.02.2018 | |||||
Как влиять на температуру? | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 15.02.2018 | 15.02.2018 | 15.02.2018 | |||||
Такая разная вода. | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 16.02.2018 | 16.02.2018 | 16.02.2018 | |||||
Вкусные опыты | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 22.02.2018 | 22.02.2018 | 22.02.2018 | |||||
3. | Звук | Что я слышу? | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 01.03.2018 | 01.03.2018 | 01.03.2018 | |||
Что такое шум? | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 02.03.2018 | 02.03.2018 | 02.03.2018 | |||||
Звук в космосе | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 15.03.2018 | 15.03.2018 | 15.03.2018 | |||||
4. | Свет | Свет | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 16.03.2018 | 16.03.2018 | 16.03.2018 | |||
Свет и растения | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 22.03.2018 | 22.03.2018 | 22.03.2018 | |||||
Измерение силы света. | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 23.03.2018 | 23.03.2018 | 23.03.2018 | |||||
5. | Электричество | Знакомство с Лабораторией Электричества. Лампочка | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 29.03.2018 | 29.03.2018 | 29.03.2018 | |||
Батарейка Хорошая батарейка- плохая батарейка | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 30.03.2018 | 30.03.2018 | 30.03.2018 | |||||
6. | Магнитное поле | Магнитные чудеса. | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 05.04.2018 | 05.04.2018 | 05.04.2018 | |||
Земля – это магнит | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 06.04.2018 | 06.04.2018 | 06.04.2018 | |||||
7. | Сила | Что такое сила? Физическая сила | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 12.04.2018 | 12.04.2018 | 12.04.2018 | |||
Внутренняя сила | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 13.04.2018 | 13.04.2018 | 13.04.2018 | |||||
Сила машины | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 19.04.2018 | 19.04.2018 | 19.04.2018 | |||||
Сила трения | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 20.04.2018 | 20.04.2018 | 20.04.2018 | |||||
Сила тяжести | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 26.04.2018 | 26.04.2018 | 26.04.2018 | |||||
Сила Архимеда | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 27.04.2018 | 27.04.2018 | 27.04.2018 | |||||
Игра «КВН» | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 03.05.2018 | 03.05.2018 | 03.05.2018 | |||||
8. | Кислотность | Кислая лаборатория | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 04.05.2018 | 04.05.2018 | 04.05.2018 | |||
Наша любимая газировка | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 10.05.2018 | 10.05.2018 | 10.05.2018 | |||||
Волшебница сода | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 11.05.2018 | 11.05.2018 | 11.05.2018 | |||||
Создай свой вкус | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 17.05.2018 | 17.05.2018 | 17.05.2018 | |||||
9. | Пульс | Пульс | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 18.05.2018 | 18.05.2018 | 18.05.2018 | |||
Наше сердце | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 24.05.2018 | 24.05.2018 | 24.05.2018 | |||||
Сердце животного мира | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 25.05.2018 | 25.05.2018 | 25.05.2018 | |||||
10. | Итоговое занятие | Игра что? Где? Когда? | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч | 31.05.2018 | 31.05.2018 | 31.05.2018 |
Методическое обеспечение
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему отдельной теме: звук, свет, температура, сила, электричество, кислотность, пульс, магнитное поле. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:
- Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен;
- Переключение между сценами;
- Ручную настройку выбора заданий;
- Свободный режим;
- Повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Способы работы:
- Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
- Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
- Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
- Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
- Возможность повторить эксперимент.
Список используемой литературы
- ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
- Гончарова Е.В. «Экология для малышей». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Ханты- Мансийск: Полиграфист, 2005.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
- Мартынова Е.А,.Сучкова И.М «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель», 2012.
- Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №1.
- Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru).
- Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ «НАУРАША в стране Наурандии»
«Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное – доступную для детей Детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».«Наураша в стр...
Конспект занятия в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Наураша" по теме "Электричество"
Цель: дать детям представление об электричестве, развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.Задачи:- познакомить детей с понятием «электричество», научить измерять на...
Конспект воспитательного мероприятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Наураша" - "В поисках датчика для Наураши"
Цель: Знакомство с техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша».Задачи:научить техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша...
Сборник загадок по темам, изучаемым в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Наураша» - "Загадки Наураши"
Цель: создание условий для познавательного развития и коммуникативных качеств дошкольников посредством овладения умением отгадывать загадки.Задачи:- развитие познавательной сферы детей;- развитие...
Дополнительная общеобразовательная программа "Наураша в стране Наурландии"
laquo;Наураша в стране Наурандии» — уникальная лаборатория для обучения детей с помощью наглядных экспериментов....