Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6-7 лет «В гостях у Всезнамуса»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал поможет познакомить детей с понятием «Воздух», в ходе проведения экспериментов и опытов поможет изучить его свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_vseznamusa.docx | 992.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6-7 лет
«В гостях у Всезнамуса»
Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное развитие", «Речевое развитие", «Художественно-эстетическое развитие»
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты)
2. Наглядные, в том числе использование ИКТ (видеофильм «Шишкина школа»)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материалы и оборудование: проектор, экран в виде зеркала, «волшебная» книга, пластиковые стаканы, бумажные салфетки, емкости с водой, банка с крышкой, трубочки для коктейля, целлофановые пакеты, шарфики 15х60 см, карточки-символы.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «Зачем нужен воздух», «Что такое ветер», разучивание танцевальных движений, игры с воздухом: «Мыльные пузыри», «Воздушные шарики», «Бумажный змей»
Формы и методы организации совместной деятельности:
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Содержание организованной деятельности:
Дети заходят в музыкальный зал, их встречает Всезнамус.
1.Встреча с Всезнамусом
Всезнамус: Я рад приветствовать столь почтенных гостей в моей волшебной лаборатории. Здесь не только происходят чудеса и магические превращения, но и совершаются великие открытия. И сегодня я, великий Всезнамус, готов поделиться своими знаниями со всеми послушными мальчиками и девочками.
Всезнамус: Здравствуйте мои дорогие друзья.
Сегодня, здесь не зря мы собрались:
Мы многое узнаем, а ну-ка улыбнись!
Взрослых и детей не счесть,
Но кроме нас здесь что то есть.
Его не видно никогда, не слышен он, а может и да
Ничем не пахнет он для нас,
О нем узнаем мы сейчас.
Он окружает нас везде: он есть во мне, да и в тебе
Снаружи может быть как лед.
Внутри нас он теплый, вот.
Кто догадался, что это? (Воздух)
А хотите узнать, как еще называют воздух. Об этом нам расскажет волшебное зеркало. Усаживайтесь поудобнее.
2. Просмотр видеофильма о воздухе
3. Беседа о воздухе
-Как ещё называют воздух? (невидимка)
-Почему воздух называют невидимкой
-Какую помощь оказывает воздух людям (помогает вырабатывать электричество, двигает парусники, воздухом надувают мячи и спасательные круги.)
-Скажите, может ли человек обойтись без воздуха? А почему? А кому еще необходим воздух (Воздух необходим животным, растениям и даже рыбам).
Правильно. А еще я вам открою одну тайну. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
4. Практическая часть в лаборатории.
Всезнамус: А сейчас я предлагаю вам в моей волшебной лаборатории изучить свойства воздуха. (проходят за столы с приготовленными заранее
всеми необходимыми материалами).
Всезнамус: Все результаты наших опытов мы будем заносить в виде символов в волшебную книгу. Но сначала, напомните мне правила безопасности, которые нужно обязательно соблюдать в лаборатории.
1. Все опыты нужно проводить под наблюдением взрослых.
2. Нужно быть очень внимательными и осторожными.
3. Ничего не трогать без разрешения, не пробовать без разрешения на вкус.
Эти правила нужно помнить и соблюдать всегда, даже если опыты простые не опасные.
Опыт №1. «Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный»
-Посмотрите вокруг. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. Я предлагаю попробовать его поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (Он пуст)
-Да, он пустой. Сложите его несколько раз. Какой он стал? (маленький, плоский, тоненький)
-Теперь развернем пакет, возьмем его двумя руками и попробуем поймать воздух, закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (Пакет изменил форму)
-Действительно, пакет изменил форму. Что находится в пакете? (воздух)
-Вы его видите? (нет).
-Значит он какой (невидимый).
-Прикрепим символ на страницу нашей книги. Продолжаем наш опыт дальше. У вас на столе лежат геометрические фигуры разного цвета. Поместите фигуру за пакет с воздухом. Что вы увидели? (Я вижу зеленый треугольник, я вижу красный квадрат, я вижу желтый круг).
-Какой вывод мы можем сделать? (Воздух прозрачный).
-Прозрачность – это еще одно свойство воздуха. Благодаря ему мы видим окружающие нас предметы. (Всезнамус прикрепляет символ)
- Скажите, а какого цвета воздух в нашем пакете (Он бесцветный). Молодцы! (Обращается к ребенку, просит выбрать правильную картинку и прикрепить её на страницу.)
-Теперь можно выпустить воздух из пакета. Давайте еще раз повторим, что мы узнали о воздухе в результате нашего опыта. (Воздух есть повсюду, он невидимый, прозрачный, бесцветный)
Опыт №2. «Воздух может перемещаться»
Продолжаем наши исследования дальше. У вас на столе лежат шарфики. Помашем шарфиком у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух. Почувствовали холодок. Почувствовали ветерок).
Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
Прикрепим символ на страницу волшебной книги. Когда ветер дует тихо, как мы его называем (Ветерок). А как называют сильный ветер (Буря, ураган, ветрище)
Молодцы! Мы уже сделали много открытий, и я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть с ветерком, а может быть и с ветрищем.
Динамическая пауза-танец ветра
(В это время на лабораторных столах меняется оборудование:
тазики с водой, одноразовые стаканчики, салфетки и бумажные или хлопчатобумажные полотенца).
Всезнамус: Ребята отдохнули. Теперь прошу вернуться в мою лабораторию
Опыт №4. «Воздух занимает место»
Для следующего опыта нам потребуется тазик с водой, пустой пластиковый стакан и бумажная салфетка. Сожмите салфетку и поместите её в стакан. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с салфеткой, она намокнет или останется сухим? Теперь произнесем волшебные слова РЕКС-ПЕКС-МЕКС, перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой? (ответы детей) Правильно, в стакане есть воздух, это он не дал воде намочить салфетку, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с салфеткой в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.) Что произошло с нашей салфеткой? (Она намокла.) Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила салфетку.
Опыт №5. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. (Опыт проделывает только Всезнамус, дети наблюдают) А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
Убедимся в этом еще раз. Подуйте тихонько в трубочку. Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) (Всезнамус просит ребенка прикрепить карточку-символ)
5.Подведение итогов
Давайте повторим все то, что мы сегодня узнали о воздухе. Волшебная книга нам в этом поможет.
Воздух вокруг нас, мы им дышим.
Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воздух может двигаться. Движения воздуха называется ветром
Воздух занимает место.
Воздух легче воды
Какие вы молодцы! Столько много узнали о воздухе. Мне было с вами очень интересно. К сожалению, вам пора возвращаться в свою группу. На память о нашей встрече я хочу подарить вам увеличительные стекла. Надеюсь, вы сделаете ещё не одно открытие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной совместной музыкально-художественной деятельности с детьми младшей группы. Тема: «В гости к Бабушке»
Цель:· Создание условий для музыкально-творческой работы с различными образами· Знакомство детей с русск...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «В гости к кукле Кате»
Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: познание +физическая культураФорма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) - подгрупповаяУчебно-методический комплект:...
Конспект Совместная двигательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Маланье"
Конспект Совместная двигательно-игровая деятельность в детьми старшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Маланье"...
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018" познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Подарок для Слоненка»
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...