"Организация проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родной страной"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родной страной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной деятельности

по ознакомлению старших дошкольников с родной страной»

Малютина Н.А., воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 20» г. Балахна Нижегородская область

В работе по ознакомлению старших дошкольников родной  страной я поставила

следующие задачи:

  1. формировать у ребёнка представление о родной стране на основе истории собственной семьи;
  2. способствовать исполнению и преобразованию опыта детей в рамках проекта «Моя семья - точка на карте России»;
  3. воспитывать патриотические чувства: подводить детей к осознанию своей принадлежности к малой и большой Родине.

Свою методическую разработку я осуществляла на основе парциальной программы «Мой родной дом» п/р Э.П.Костиной, которая направлена на воспитание элементарных нравственно-патриотических качеств ребёнка, социализацию и развитие его личности. В работе по ознакомлению детей с родной страной  я использовала проектный метод. Мной был  разработан и осуществлён проект «Моя семья – точка на карте России». Особенностью этого проекта является то, что знакомство дошкольников с Россией  осуществлялось на содержании эмоционально близком детям.

 Проблема проекта «Моя семья - точка на карте России» перед детьми была поставлена в ходе предыдущего проекта «Моя малая родина – Балахна». С детьми обсуждали, что у каждого человека есть малая родина - уголок большой страны России, где он родился и вырос. Был задан вопрос: могут ли дети назвать малую родину своих близких. Видя затруднения детей, было предложено задание – дома с родителями подготовить портфолио «Моя семья – точка на карте России». На этой страничке рассказывалось об истории семьи: о прабабушках, о прадедушках, о том месте, где они родились, взрослели, трудились. С портфолио знакомились в группе. Видя интерес детей, было предложено узнать о тех местах: городах больших и малых, сёлах, деревнях России, где родились и выросли родные, близкие детей и совместно создать энциклопедию «Моя Родина – Россия».

 На следующем этапе проекта происходило формирование представлений о родной

стране через интеграцию образовательных областей. Через представления детьми собственных  портфолио, странички «Моя семья – точка на карте России», рассказа о малой родине своих предков, их жизни у ребёнка происходило формирование семейной принадлежности, развитие патриотических чувств.

Затем на основе содержания детских портфолио взрослыми: воспитателями, родителями, - осуществлялся подбор познавательного материала. С помощью познавательных рассказов, компьютерных презентаций, тематических альбомов о городах России дети знакомились с малой родиной своих предков, с историей российских городов, с трудом

людей в прошлом и настоящем этих городов, символами – гербом, в котором отражена история города и трудовая деятельность людей, со знаменитыми людьми города: писателями, поэтами, с природой.

Через опытническую деятельность дети познавали особенности предметов, объектов рукотворного и природного мира, которые являются неотъемлемой частью того или иного уголка России. Например, опытническая деятельность с тканями: льном, производством

которого издавна славится средняя полоса  России; наблюдение за выращиванием 2-х сортов лука, один из которых это знаменитый арзамасский; наблюдение за взбиванием масла – продуктом, который является фирменным знаком Севера нашей страны – Вологодчины.

В ходе реализации проекта дети вместе с родителями выполняли индивидуальные задания, готовили познавательные рассказы, с которыми выступали перед сверстниками о деятельности

людей, которые трудятся на предприятиях России, о содержании продуктов их труда.

Например, «Что такое судоверфь?», «Для чего нужна электростанция?», «Вездеходы-амфибии», «Откуда хлеб берётся», «Как получают ткань», «Для чего нужен мотор?». Также вместе с родителями готовили рассказы о знаменитых спортсменах-олимпийцах, чемпионах России, благодаря чему мы все узнали о плеяде выдающихся спортсменов Владимирской школы.

Были организованы экскурсии в библиотеку, тематические выставки художественной литературы в уголке книги с целью ознакомления детей с творчеством великих русских писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Батюшкова, Рубцова, Горького, Гайдара.

Далее создавались условия для использования и преобразования опыта детей в продуктивных видах деятельности. Так, в речевой деятельности детям предлагался алгоритм составления

описательных рассказов о том или ином уголке России. Данный алгоритм использовался для развития не только монологической, но и диалогической речи:  для формирования у детей умение задавать вопросы. С этой целью проводилась игра «Загадки о городах России. Выбирался водящий, который, загадывал город России, остальные дети-участники

игры с помощью опорных моделей-схем задавали вопросы: Это город или село? Где находится? Имеет ли герб и что изображено на нём? Чем знаменит этот город? Какие предприятия есть в этом городе? Кто из знаменитых людей родился и жил в этом городе? У кого из наших детей бабушки и дедушки родились и жили в этом городе? Наблюдения показали, что накопленные представления способствуют развитию детской игры. Появились новые замыслы, например, «Отправляемся в путешествие». Дети стали ставить новые игровые задачи. После познавательного рассказа воспитателя о городе Арзамасе, а, самое главное, после выступления детей с познавательными рассказами о трудовой деятельности людей, живущих в Арзамасе, появились игровые задачи: «переберёмся через реку на вездеходе-амфибии», «включим навигационные приборы, чтобы не заблудиться».

Накопленные у детей представления  нашли отражение в изобразительной деятельности.

Наибольший интерес вызвало рисование по мотивам художественных промыслов Нижегородской области, изображение храмов. Ведь знакомство с культурными традициями страны невозможно без знакомства с архитектурой храмов – Москвы, Вологды, Владимира, Арзамаса.

На 3-ем этапе проекта была организована деятельность детей  по созданию продукта

проекта - энциклопедии «Моя Родина – Россия». Была организована коллективная деятельность детей по созданию страниц энциклопедии «Уголки России». При создании странички  «Уголок России» использовался элемент техники коллажа, т.е. создавали картину путем наклеивания на основу изображений объектов природного и рукотворного мира, знаковых для того или иного уголка России, являющихся культурной историей города. Затем дорисовывались отдельные элементы и фон. В процессе работы дети с помощью воспитателя распределялись по группам, выбирали уголок России, который будут изображать. Внутри каждой группы происходило обсуждение содержания: какие знаковые объекты города будут на их картине; распределяли работу между собой. После  создания отдельных изображений совместно составляли из них композицию, приклеивали, дорисовывали. Помимо страниц «Уголки России» в энциклопедию вошел весь материал, накопленный в ходе проекта: познавательные  рассказы воспитателя о городах России, познавательные рассказы детей о  трудовой деятельности людей, рассказы детей об уголках России, откуда родом  их близкие, художественное слово, рисунки детей, фотоматериалы, на которых запечатлены те или иные моменты детской деятельности в ходе проекта.

Итогом работы стала презентация созданной детьми энциклопедии «Моя Родина - Россия» на открытом для родителей занятии «Государственные  символы России», где дети подводились к пониманию того, что Россия – это не только природа, города и села, в котором живут и трудятся люди, это государство, где есть столица, в которой работают правительство и президент, и как каждое государство Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб и гимн.

Результатом работы стало создание образовательных продуктов: в рамках проекта «Моя семья – точка на карте России» был разработано комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с родной страной, подобран познавательный материал, наглядный материал на бумажном и электронном носителях, созданы дидактические пособия, повысился уровень включенности родителей в жизнь группы, повысился уровень представления детей о родной стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» «Страна счастья»

Татаринцева Е. АВозрастная группа: ПодготовительнаяЗадачи:Образовательные:  ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для детей старшего дошкольного возраста форме; дать понятие о то...

Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: формирование у детей интереса к  произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....