Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель НОД: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему:
«Свойства воздуха»
Воспитатель: Щербакова А.С.
Знаменское -2016
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять представления детей о свойствах воздуха (невидимый, прозрачный, бесформенный, легче воды), ощутимый;
- Продолжать знакомить детей с частями тела и органами человека (нос, горло, легкие), необходимостью заботиться о своем здоровье;
- Побуждать к овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, самостоятельному «добыванию» знаний;
Развивающие:
- Развивать детскую инициативу, активность по изучению свойств предметов, явлений;
- Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, желание исследовать окружающее доступными и безопасными способами;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание оказывать помощь.
Словарная работа: воздух, легкие, горло, бесцветный, бесформенный, ощутимый, слышимый, исследователи, энциклопедия.
Предварительная работа.
- Беседы «Что такое воздух», «Где можно найти воздух»; «Ветер – это движение воздуха», «Воздух в моей жизни», «Строение тела человека».
- Отгадывание загадок;
- Наблюдения на прогулке за природой и во время экскурсий;
Оборудование. Одноразовые стаканчики, салфетки, трубочки, таз с водой, картинки, мольберт, воздушные шары, аудиозапись песни из мультфильма, видеофрагмент мультфильма, детская энциклопедия, плакат «Строение тела человека»
Методы и приемы:
Наглядные:
- Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни Пух»;
- Рассматривание иллюстрации о строении тела человека;
- Использование картин для обозначения свойств воздуха;
Словесные:
- Вопросы к детям;
- Объяснения выполнения опытов-экспериментов;
- Художественное слово;
Практические:
- Проведение опытов-экспериментов с воздушными шарами; с помощью стаканчиков и трубочек;
- Наблюдение за процессом дыхания человека.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
Слышится песня из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все».
В: Друзья, вы слышите, кажется, к нам сказка спешит. Вы готовы встретить ее?
Д: Да
В:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
- Устраивайтесь поудобнее и давайте послушаем, что же они хотят нам сказать? (дети садятся на стульчики перед экраном).
Включается отрывок из мультфильма «Винни-Пух и все-все- все» («Пятачок спешит поздравить Иа и подарить воздушный шарик»).
Основная часть.
В: Ребята, какая беда приключилась с Пятачком? чем мы можем ему помочь?
Д: Он спешил поздравить друга с днем рождения и подарить шарик, но он лопнул. Мы можем помочь ему (предлагают варианты): надуть и подарить новые шарики (купить шарики, нарисовать их, вылепить и т.д.)
В: Какие вы добрые, друзья мои, готовы помочь Пятачку! У меня как раз есть несколько воздушных шариков, которые могут обрадовать его. Вот они! (показывает сдутые воздушные шары). Как вы думаете, понравятся наши шарики Пятачку?
Д: (предлагают варианты): Понравятся/не понравятся, потому что они не надутые.
В: А что значит – надуть шарик?
Д: Мы в него дуем и он становится большим.
В: Верно. Мы заполняем шарик воздухом, он становится красивым и большим. Вы готовы сегодня не только помочь Пятачку, но и узнать много нового о воздухе? Тогда я предлагаю стать настоящими исследователями. Согласны?
Д: Да.
В: Для начала предлагаю встать в кружок. Как вы думаете, есть ли внутри нас воздушные шарики?
Д: нет/да
В: Давайте проверим. Повторяйте за мной.
Воздух я вдыхаю (руки поднимаем )
Воздух выдыхаю (руки опускаем)
Воздухом дышу (держим руками грудную клетку)
Из-за воздуха живу (шагаем на месте).
- Что вы почувствовали, когда положили руку на грудь?
Д: Грудь поднимается и опускается.
В: Верно, друзья. А как мы можем узнать, отчего наша грудь поднимается и опускается?
Д: Может быть, книги (телевизор, интернет, родители)? (дети подходят к книжному уголку и находят книгу-энциклопедию о строении тела человека).
В: Ребята, обратите внимание на мольберт. Тут находится плакат, который называется «Строение тела человека». Давайте его рассмотрим
В: Присаживайтесь на стульчики (показывает плакат). Вокруг нас – воздух. Посмотрите, когда мы вдыхаем, воздух попадает сначала в нос (попробуйте, чувствуете?), а затем в горло. После этого воздух попадает в легкие – правое и левое. Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются, как воздушные шарики. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (шарики сдулись) (убирает книгу). Очень важно беречь свое здоровье, и легкие. А как вы думаете, как можно беречь легкие? (не дышать холодным или загрязненным воздухом, не вдыхать запах сигарет.)Итак, мы с вами как маленькие исследователи, что выяснили?
Д: Мы надуваем шарики и заполняем их воздухом. Мы сами дышим воздухом с помощью легких. Здоровье и легкие нужно беречь.
В: Молодцы! Теперь попробуем воздух спрятать в шарик. Вы воздух видите?
Д: нет
В: Значит, воздух какой?
Д: Невидимый.
В: Невидимый и бесформенный - нет формы (машет руками в воздухе). Теперь возьмите шарики и спрячьте в него воздух – надуйте.
Дети пробуют надуть шарики.
В: Что теперь можно сказать о форме воздуха?
Д: Воздух принял форму шарика – стал круглым.
В: Проверим, действительно ли воздух внутри шарика – направьте на себя кончик воздушного шарика и чуть-чуть ослабьте пальцы. Что вы слышите и чувствуете?
Д: Слышим шипение. Чувствуем ветерок.
В: Значит, какой делаем вывод?
Д: Воздух невидимый, т.е. прозрачный, бесформенный (принимает форму предмета). Можем его слышать и чувствовать.
В: (На мольберте воспитатель отмечает свойства воздуха).
Давайте, завяжем наши шарики (помощник воспитателя помогает и ребята кладут их в корзину). Мы сказали, что воздух невидимый. Но иногда его все-таки можно заметить. Хотите попробовать? Я приглашаю вас пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где мы проведем опыты с воздухом. А кто, ребята работает в лаборатории?
Дети подходят к столам, на которых по количеству детей стаканчики с водой и трубочка.
В: Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
- Откуда взялись пузырьки?
Д: Это воздух, который мы выдыхали
В: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
Д: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.
В: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно сделать вывод: воздух легче воды. Хотите проверить это по - другому?
Д: Да
В: Тогда возьмите свои шарики и подойдите к тазу с водой. Попробуйте их полностью погрузить в воду. Получается?
Д: Нет.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Воздух в шарике не дает утонуть.
В: Верно. Воздух легче воды. Помните, как в стихотворении:
Таня, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
- Устраивайтесь поудобнее на стульчиках, ребята. Давайте подумаем, что какой предмет тоже можно надуть и он может спасти жизнь человеку?
Д: Спасательный круг.
В: Молодцы! Мы сегодня были настоящими исследователями, и многое узнали о воздухе, помогая Пятачку с воздушными шарами. Так что же мы узнали?
Подведение итогов.
Д: Внутри воздушных шаров есть воздух. Мы дышим воздухом с помощью легких. Воздух невидимый, прозрачный, бесформенный (может принимать форму предмета), можем его слышать и чувствовать. Воздух легче воды.
В: Сегодня вы были настоящими исследователями и сами узнали много нового. Как же нам отправить воздушные шары Пятачку?
Д (предлагают варианты): Отправить посылкой, отпустить в небо.
В: А это хорошая идея – отправить воздушные шары по воздуху (ведь надутые шарики в посылку не поместятся). Сейчас мы их соберем в одно целое, свяжем и получится настоящий букет из шаров. Когда пойдем на прогулку, мы отправим его в полет, согласны?
Д: Да!
-Ребята, посмотрите, тут для вас сюрприз, много красивых воздушных шариков. Они двух цветов. Желтые цвет шариков означает, что занятие вам понравилось, было интересны, вы узнали много нового, а шарики синего цвета означают, что вам что-то не понравилось. Предлагаю вам взять шарик в зависимости от обозначения цвета. Молодцы. Эти шарики я дарю вам на память, вы унесете их в свой шкафчик, а вечером заберете их домой и по дороге, расскажите родителям, о том, чем сегодня занимались на образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"
Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/22/picture-269314-1371920723.jpg)
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»
Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827838-1476008022.jpg)
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»
Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-1014368-1519324715.jpg)
Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________
Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения. развивать познавательный интерес, любознательность;развивать наблюдательность;расширять ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-959828-1508783132.jpg)
Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Что мы Родиной зовем?»
Конспект для детей старшего возраста программы "Мы Кубанцы"...
Конспект Досуг в старшей группе по познавательному развитию На тему: «Искатели приключений»
Цель: Поддерживать у детей интерес к играм математического содержания, проявляянастойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку. Учить детей общаться сосверстниками, оказывая взаимопомощь.Зад...