Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения.
- развивать познавательный интерес, любознательность;
- развивать наблюдательность;
- расширять кругозор о неживой природе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_vozduh_-_nevidimka_v_starshey_gruppe.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)
Подготовила и провела вос-ль 5 группы: Сырчина Т. П
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- сундучок Кузи;
- игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;
- воздушные шары (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5,6 на столах для опытов
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета воздух? (ответы детей) На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Да, правильно, проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный.
Вывод: Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный,
чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте мыльные пузыри попускаем.
Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: ……….
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей). Давайте с вами проверим.
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, пластмассовый шарик, маленький резиновый мячик др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как воздух попадает к вам?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: попробуем сделать это с салфеткой.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Вывод: Когда вы дуете, воздух толкаете, а воздух паруса. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Воспитатель: попробуем с вами провести еще один эксперимент.
Опыт 4. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда кто то готовит, ну скажем печет пироги бабушка, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Физминутка: Дует ветер нам в лицо
Воспитатель: Давайте вернемся и проведем с вами еще опыт
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Воспитатель: Возьмем апельсин и чеснок. Какой ароматный у апельсина запах, а теперь понюхаем как пахнет чеснок. Хочется закрыть нос и дышать.
Воспитатель: Но без воздуха нельзя, мы задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все погибнут. Проведем еще один опыт с помощью песочных часов.
Опыт 6. «Не дышу»
Воспитатель: Давайте сделаем вдох и задержим дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко. И мы подведем итоги наших исследований.
Опыт 7. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели!
- Как много мы сегодня узнали о воздухе!
- Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать ;
- Что воздух легче воды;
- Что воздух есть внутри пустых предметов;
- И даже внутри людей ;
- Без воздуха ничто живое не может жить;
- А ещё, что воздух не пахнет и может передавать запахи;
- И наконец-то узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха;
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы хорошо отвечали. Я хочу подарить эти шарики всем вам, которые вы сами наполните воздухом.
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа
Задачи : - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...
Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).
занятие по познавательному развитию - способствует формированию у детей познавательного интереса....
«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».
Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....
Открытое занятие в старшей группе. Область: Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Тема: " Все профессии важны"
План - конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Старшая группа....
Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...