непосредственно – образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дерменжи Лариса Георгиевна

 Цель занятия:  Развитие познавательного интереса к окружающему миру, к природе.   Занятие по образовательной области «Познавательное развитие», составлено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка», где обязательную часть составляет основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «Радуга» Е.В. Соловьевой, предназначенная   для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет.

          В процессе непосредственной деятельности  происходит интеграция следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное  развитие, художественно-эстетическое развитие и составлялась согласно перспективно-тематическому планированию по «Познавательному развитию».

 

         Используемая литература:

Стеркина Р.Б., Юдина Е.Г., Князева О.Л., Авдеева Н.Н.,. Галигузова Л.Н, Мещерякова С.Ю. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М., АСТ, 1996.

Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. - М.: Мозаика-синтез, 2014.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет «ТЦ Сфера»,2014.

Л.В. Михайлова – Свирская. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2015.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты – Мансийский автономный округ -  Югра  город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

  по ознакомлению с окружающим миром с элементами речевого развития

в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

Разработала

старший воспитатель  Лариса Георгиевна Дерменжи

1 квалификационная категория

                                                                                                             

город  Покачи

2017 год

Автор

Дерменжи Лариса Георгиевна, воспитатель группы  детей 5-6 лет,  общеразвивающей направленности

«Чебурашка».

Тема

«Чудеса в лесу».

Цель:

Развитие познавательного интереса к окружающему миру, к природе.

Задачи:

Образовательные

  1. Закрепление  навыков экологически грамотного поведения в природных условиях.
  2. Формирование  познавательного интереса к объектам природы.
  3. Закрепление знаний о лесных обитателях.

Развивающие

  1. Развитие внимания, умения мыслить логически.
  2. Развитие компонентов устной речи: звуковой культуры, грамматического строя.
  3. Активизирование навыков описательного рассказа.

Воспитательные

  1. Вызывание интереса к предлагаемой детям деятельности.
  2. Воспитывание отзывчивости, эмоциональности, чувства ответственности, бережного отношения к природе.
  3. Формирование  навыков  взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности.

Тип непосредственно образовательной деятельности:

Познавательное путешествие

Предмет непосредственно образовательной деятельности:

Ознакомление с окружающим миром с элементами развития речи.

Формы непосредственно образовательной деятельности:

Рассказ, беседа, демонстрация, работа в подгруппе, индивидуальная работа.

Методы и приёмы

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, анализ, познавательный рассказ, придумывание рассказа.

Игровые: упражнения, игры, воображаемая ситуация;

Наглядные: рассматривание картинок, ИКТ;

Практические: работа с планшетами «Логико-Малыш», работа у интерактивной доски, работа с предметными картинками, работа с куклами настольного театра.

Материалы и оборудование:

  • картинки-знаки « Правила поведения в лесу»;
  •  картинки «Деревья»;
  • планшеты «Логико-Малыш»  для индивидуальной работы;
  • куклы настольного театра;
  •  мнемотаблицы по теме «Весна»
  • декорации «Лес»;
  • презентация PowerPoint;
  • интерактивная доска;
  • ноутбук.
  • колонки

Предварительная работа:

  • цикл познавательных бесед об  обитателях леса;
  • разучивание движений подвижной паузы (танец с ленточками «Радуга желаний»);
  • дидактические игры «Правила поведения в лесу», «Деревья»;
  • беседы « Кто,  где живет?»
  • показ презентации «Места обитания  птиц»; «Мир насекомых»; «Чей листок?»;
  • загадывание загадок по теме «Дикие животные»;
  • Составление рассказа по сюжетным  картинкам «Весна»;
  • просмотр мультфильма «Берегите лес»  из цикла «Уроки тетушки Совы».

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

  1. Первая часть НОД (вводная)

Этапы учебной деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1)Организационный момент.

Приветственная  игра: «Здравствуйте!»

Цель:  создать благоприятный эмоциональный фон в группе.

Педагог здоровается,  предлагает детям ласково назвать  друг друга.

Дети стоят в кругу и приветствуют  друг друга.   

2) Сообщение темы и целеполагания непосредственно  образовательной деятельности  детей дошкольного возраста 5-6  лет.

Цель: направить  внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.  Создать     проблемную ситуацию.

-Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении.  Ребята,  вчера мне  на электронную почту пришло вот такое письмо.

(слайд№1)- изображение Весны.

-Здравствуйте ребята,  я приглашаю вас всех ко мне в гости в  лес собирать подснежники.

-Ребята как вы думаете от кого это письмо?

-Спасибо тебе весна,  за приглашение. Ну что ребята, мы сейчас берем корзинку и отправляемся в лес.

 (смонтированный видеоролик  «Баба – Яга»)

Включается  звук «скайп», с детьми говорит Баба-Яга:  

 «Никаких подснежников  вы голубчики  не соберете. Вашу Весну я закрыла в своем домике, а ключик спрятала. А всех лесных обитателей заколдовала и теперь в лесу такие чудеса творятся. Хи-хи».

(слайд №2)- беспорядок в лесу.

-Что теперь ребята нам делать?

 -Для начала,   вспомним правила поведения в лесу. 

 Воспитатель предлагает взять каждому ребёнку по одной карточке,  при этом необходимо назвать, что означает эта карточка-знак.

Дети слушают воспитателя и настраивают себя на предстоящую работу.

Дети смотрят на экран.

Слушают педагога.

Предполагаемые ответы:

-от Весны.

 

 Дети смотрят видеоролик.

Постановка детьми цели.

Предполагаемый ответ детей:

-Надо,  отправляться в заколдованный лес и спасать весну.

Дети стоят  в кругу  и называют правила поведения в лесу. 

-Не кричи, не пугай диких животных.

-Не рви цветы.

-Не ломай зря деревья. От этого они сохнут и погибают.

-Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

-Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. 
 

2. Основная часть

1) Рассматривание карточек с изображением деревьев.

Цель: активизировать внимание и речевую деятельность детей; воспитание любви и бережного отношения к природе; закрепление и дополнение знаний по теме «Деревья».

Педагог ведет детей. Звучит музыка леса.

- Ребята нам Весна приготовила  подсказки, посмотрите на стрелки, они наверно укажут нам путь.

Подходят к дереву.

Дерево: (плач)

- Что происходит?

Дерево: «Меня  Баба - Яга заколдовала,  все мои  листочки опали. Как я же теперь весну встречу».

-Не переживай,  деревце,  мы тебе поможем. Ребята, мы поможем дереву?

-Ребята я знаю,  что надо делать, надо каждому листочку  сказать: какой он.

- Замечательно, вот и зазеленело наше дерево.    

Дерево: «Спасибо  вам ребята. Хотите поиграть с моими друзьями?»

-Выберите себе карточку с изображением  дерева. Назовите.

« Игра найди свое место»

Детям предлагается выбрать свое место в соответствии  со знаками.

У педагога карточка с лиственницей. 

- Как вы думаете, мне к какой команде встать?

-Ребята,  я предлагаю вам послушать  про это дерево.  

 

Дети  идут в лес и говорят,   кто с кем,  когда был в лесу. Дети прислушиваются к звукам леса. Подходят к дереву. Дети  

рассматривают   дерево,  и слушают разговор.

Предполагаемый ответ:

-Да.

Игра «Назови,  какой». Дети украшают дерево листочками.

Предполагаемые ответы  детей:

 -Мой листик,  нежный, зеленый, молодой, красивый, березовый, гладкий, вырезной, весенний, маленький, большой.

Дети выбирают карточки с изображением деревьев, садятся на стульчики    

соответственно  знакам:  «хвойные» и «лиственные» деревья   (делятся на две подгруппы)

Предполагаемые ответы  детей:

-К хвойным деревьям.

 -К лиственным.

2)Познавательный  рассказ  педагога.

Цель: развитие наблюдательности, памяти, творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

Познавательный  рассказ  педагога    про лиственницу.  

 (слайд№3)- изображение зеленой лиственницы.

Лиственница -  хвойное дерево,  семейства

сосновых.  Вместо острых иголок у нее мягкие хвоинки.

(слайд№4)- изображение шишек.

На дереве вырастают шишки. Осенью хвоинки у дерева желтеют и опадают, а весной появляются молодые мягкие хвоинки.

(слайд№5)- пожелтевшая лиственница.

Лиственница  очень светолюбивое  растение,  но в тоже время выдерживает морозы до – 70 градусов. Растет лиственница  очень быстро до 1 метра в год, вырастает до 50 метров. Доживает до 300—400 лет. 

(слайд№6)- изображение ствола лиственницы.

Ствол очень прочный, крепкий у лиственницы, что в него даже невозможно вбить  гвоздь.

 ( слайд№7)- изображение старинного корабля.

 Из лиственницы   строили  раньше корабли и мачты.

( слайд№8)- фото Венеции.

 Все, что сделано из лиственницы – сделано на века. Наглядным тому примером служит Венеция, выстроенная на сваях из сибирской лиственницы. 

Дети смотрят на экран и слушают воспитателя.

3) Работа у интерактивной доски.

 Цель: закрепление названий насекомых,  и образование  существительных   в родительном падеже множественного числа.

-Нам пора в путь ребята.

 -Стрелки указывают нам маршрут.

Висит скворечник, а в нем насекомые. 

-Вот это Яга, вот это учудила. Что здесь не так?

 -Надо помочь насекомым спуститься в траву.

Посмотрите на экран.  Я предлагаю поиграть в игру  «Один - много».

 Работа у интерактивной доски.

 

Дети вводятся в ситуацию, когда нужно представить, чего не бывает.

Предполагаемые ответы  детей:

-Насекомые не могут жить в птичьих домиках.

 

Игра  «Один - много» дети  работают  у интерактивной доски.

Предполагаемые ответы:

-Один жук - много жуков, одна гусеница

-много гусениц, один шмель - много шмелей, одна пчела – много пчел, один комар – много комаров и т.д.

4) Работа с планшетами «Логико - Малыш».

Самостоятельная деятельность детей.

Цель: закрепить знания детей о птицах и   их характерных особенностях.

- Ребята,  скажите,  как называются птичьи домики? Яга и птиц заколдовала,  и они перепутали свои гнезда? Я предлагаю поиграть и помочь каждой птице найти свой дом.

Педагог предлагает детям самостоятельно выполнить задание на планшетах

 «Логико - Малыш».

Предполагаемые ответы:

- гнезда

Дети  самостоятельно выполняют  задание на планшетах «Логико - Малыш».

«Помоги каждой птице найти свой дом».

После выполнения задания, дети самостоятельно проводят рефлексию. Для этого переворачивают карточку и проверяют. При правильно выполненном задании,  цвета фишек на планшете должны совпасть с цветами кружочков на карточке.

5) Подвижная пауза

(физминутка)

Выполнение движений с цветными ленточками  под музыкальное сопровождение «Радуга желаний».

Цель: профилактика утомления, развитие движений

Педагог выполняет движения вместе с детьми.

В руках ленточки разных цветов.

Энергично поднимают и опускают руки, размахивая ленточками «Волны».

Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг.                                                                              

Бегут друг за другом, поочерёдно выставляя то правую,  то левую руки. Бегут по кругу  на носках.

Обеими руками делают махи движением от себя.

Поднимают руки вверх, размахивая ленточками.

6) Игра «Знакомства».  Элементы театрализации.

Цель: закрепление и систематизирование знаний о диких животных, их повадках. Совершенствование навыка составления описательного рассказа.  Создание,   воображаемой ситуации.

- Ребята обратите внимание, видите чьи-то следы? 

-  Ой,  что происходит?

(звучит музыка «колдовство», педагог переодевается в  лесовичка.)  

Лесовичок: «Здравствуйте. Я старичок -  Лесовичок. Ребята, беда случилась,  Яга заколдовала всех зверей и они перестали узнавать друг друга.  Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Знакомства ».  Выберите, пожалуйста,  зверей,  в которых вы бы хотели превратиться,  и  расскажите  о себе».

Лесовичок:  «Знакомитесь  вы  очень хорошо. У меня для вас сюрприз есть, шкатулка с ключиком».

Читает:  «Ха-ха, думаете,  я так сразу вам ключик и отдала, вы голубчики сначала задание выполните».

 

Дети угадывают,  чьи следы  на полу.

Дети слушают «Лесовичка».

Ребята одевают на руки кукол диких животных.

Ответы детей: 

Здравствуйте, давайте знакомиться Я медведь. Я зимой люблю спать в берлоге. Мама медведица называет  меня ласково медвежонком.

Я зайчишка - трусишка.  Я волка боюсь.  Шубка зимой у меня  белая,  а летом серая.

Я красивая,  хитрая лисичка. У меня большой пушистый  хвостище.

Я ежик у меня колючая спинка, на ней ношу грибочки для моих ежат.

Я страшный, хищный серый волк. Все боятся моих острых клыков.

Я  рыжая  белка, живу в дупле,  люблю грызть  орехи.

Дети открывают шкатулку, а там письмо  от Яги.

 Предполагаемые ответы:

- Здесь нет ключа.

-Здесь письмо какое-то.

7) Работа с мнемотаблицами  на тему «Весна»

Цель: систематизирование знаний о весенних явлениях в живой и неживой природе.  Составление рассказа о весне.

Лесовичок:  «Ребята перед вами картинки для мнемоталиц. Вам нужно придумать рассказ   про  весну,  с помощью картинок».

Воспитатель снимает наряд лесовичка, подходит к детям.

- Ребята,  а что у вас тут происходит?

- Молодцы ребята вы справились с заданием.

Дети сидят за круглым столом и заполняют мнемотаблицы. Составляют предложения по картинкам. 

Предполагаемые ответы:

-Мы помогаем лесовичку. Составляем рассказ про весну, вот послушайте.

Предполагаемые ответы: 

-Наступила весна.

-Стало ярче светить солнце.  

-На ветках деревьев появляются  почки.

 -Птицы прилетают с юга  или с теплых краев.

-Они вьют гнезда.

-Просыпаются и летают насекомые.

 -Распускаются весенние цветы.

                                                                                       

3.Подведение итогов занятия, рефлексия.

1) Заключительная беседа.

Цель: закрепить полученные знания через беседу, обменяться впечатлениями о проведённом занятии.

Выходит нарядная весна, в  руках корзина с искусственным снегом и подснежниками.

Весна: «Спасибо вам дети за спасение. Вам понравилась прогулка по лесу, не испугались проказ Яги. Что встречалось на вашем пути?  А с каким ее колдовством,    было  особенно тяжело,   справится?»

Дети слушают вывод и отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями о проведённом занятии.

2)Сюрпризный момент.

Цель: поощрить детей за проделанную работу, создать хорошее настроение, оставить приятные

 воспоминания о занятии.

Весна: «Молодцы ребята, я вижу,  что вы дружите с природой. А я вам сюрприз приготовила. Посмотрите,  из -  под снега,    какие подснежники выросли.  Я всегда вас буду ждать у себя в гостях».

Каждый из детей получает,  сделанный руками педагога,  искусственный подснежник, рассматривает его и делится впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром с элементами ручного труда. Тема занятия: «Белая ромашка».

Программное содержание:Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, пластмассовых трубочек);Закрепить умение делать разметку с помощью шабло...

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Дикие животные»

На данном занятии дети учаться выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.Закрепляются знания детей о диких живо...

Презентация к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Дикие животные»

Данная презентация является дополнением к занятию для детей средней группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи " Дикие животные"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи .

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речиТема: «Путешествие в волшебный лес»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Дикие животные».

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Дикие животные».Цель: создавать условия для расширения знаний детей о диких животных Сибири, по...

Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи "Дикие животные"

Цель: Способствовать выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли....