«Покормите птиц зимой»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ходас Надежда Васильевна

Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pokormite_ptits_zimoy.docx57.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи:

образовательные:

  • закреплять знания о зимующих птицах;
  • продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц;
  • вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;
  • расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

развивающие:

  • совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

воспитательные:

  • формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите признаки зимы в неживой природе. (Солнце меньше светит, стало холодней, идет снег, появился лед на реках и озерах.)

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенёчки,

Скамейки и дома.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу.

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берёз.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

- Кто такие свиристели? (Птицы.)

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)

- Сегодня наше занятие посвящено зимующим птицам. Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Птицы, как и все, тоже подготовились к зиме, у них вырастает подпушек под пёрышками, поэтому холод им не страшен, но они могут погибнуть от голода. Вспомните, чем питаются птицы. (Ответы детей.)

Воспитатель: Зимой корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как мы можем им помочь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот кормушка.

(Воспитатель вешает кормушку.)

Сейчас мы туда насыплем корм и посмотрим, кто прилетит в птичью столовую. Но есть правила, которые надо соблюдать, чтобы правильно велась подкормка. Вспомните их.

  1. Укрепляя кормушку, не обламывать ветки.
  2. Не прибивать кормушку к стволу дерева.
  3. Сметать снег с кормушки.
  4. Корма класть немного, только подкормить птиц.
  5. Во время подкормки не сорить.
  6. Кормить птиц регулярно.
  7. После того, как насыпали корм, уходить подальше, чтобы не пугать птиц.

Воспитатель: Если мы с вами будем соблюдать эти правила, то птицы сами будут прилетать к нашим кормушкам каждый день.

Зимой птицы неприхотливы в еде, едят то, что смогли найти. Но сегодня мы с вами можем их побаловать.

  1. Если насыпать хлебных крошек, первыми прилетят маленькие, бойкие, неунывающие птички.

(Воспитатель крепит фигурку воробья к кормушке.)

- Живут они и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

-Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

Да потому, что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо.

В народе воробьёв нередко называют воришками. Есть такая загадка:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Зимой воробьи прячутся в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

2. А вот несолёным салом любит лакомиться птичка-невеличка, а зовут её … синичка.

(Воспитатель крепит фигурку синицы на кормушку.)

Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Летом в лесу много корма. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щёлки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдет припасённого летом жучка и склюёт его.

Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

Синицы – полезные птицы. За сутки они съедают столько корма, сколько весят сами. Зимой, особенно во время снегопада, гололёда, синицам трудно бывает найти корм. Поэтому им необходимо оказывать помощь – подкармливать семечками, вывешивать на ветки кусочки несоленого сала.

3Если подвесить кисточку рябины, прилетят птицы, у которых грудки такого же цвета как и эти ягоды. Кто это? Снегири.

(Воспитатель крепит фигурку снегиря под кормушку к ягодам рябины.)

А вы знаете, что красная грудка только у самцов, а у самок грудка тёмно-серая. Снегири прилетают к нам зимой, а всё остальное время они живут в густых дремучих северных лесах.

Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Зимой снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса.

4. Эти и другие ягоды любят ещё одни гости с севера. Прилетают стайки этих ярких весёлых птиц в октябре. Они тихонько посвистывают, будто играют на свирелях: «Свири-свири-свир.» поэтому и назвали их свиристелями.

(Воспитатель крепит фигурку свиристели под кормушку к ягодам рябины.)

Этих красивых птиц называют северными попугаями за их нарядное оперение, розовато-коричневого цвета. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски.

Свиристели любят спелые ягоды рябины.

В осенних лесах между темных елей и тонких берёзок то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают весёлое пиршество. Насытились. Отдохнули немного и как бы ради забавы принимаются снова щипать и бросать рябину наземь. Позже снег бесследно заметает ягоды.

- Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?

Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

Физминутка

Воробьи-воробушки,

(Похлопывание руками по бокам.)

Серенькие пёрышки!

(Махи руками вверх – вниз.)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучат кулачками перед собой один о другой.)

У меня с ладошки!

(Дуют на раскрытые ладони.)

Нет, с ладошки не клюют

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

И погладить не дают.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)

Как бы нам поладить,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши.)

5. А теперь насыплем пшено, рис, семечки и прилетят…

(Воспитатель выставляет изображения сороки, вороны, голуби.)

Сорока. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха, воровка.

- Почему их так называют? (Ответы детей.)

Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – чёрные. Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела.

Стрекотухой сороку величают зато, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных обитателей об опасности.

Неспроста получила сорока прозвище «воровка» - ведь она очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти кусочки металлической проволоки, блестящую пуговицу, бусинки, а иногда даже чайную ложечку.

Зимой длиннохвостые трещотки перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

6. Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные. Весной вороны улетают из города в рощи и леса.

Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.

Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц. Даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную плёнку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство подействовало безотказно. Едва вороны заслышали сигнал опасности – тотчас разлетелись!

7. Голубей можно увидеть почти в каждом городе, посёлке и селе. Они предпочитают жить большими стаями. Если стая обитает возле крупного здания или на просторной площадке, заблудившийся голубь легко найдёт её. К стае часто присоединяются новые голуби. Вот почему в некоторых местах так много этих птиц.

А знаете ли вы, что голубята питаются молоком, которым их кормят отец и мать. Молоко вырабатывается в зобу взрослого голубя. Птенец засовывает голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока.

8. Но есть птицы, которые не торопятся к кормушке, потому что находят корм на соснах елях. Что там можно найти? (Шишки.)

-Тихо в лесу зимой и только слышна громкая барабанная дробь – её выбивает крепким клювом большой пёстрый … дятел.

(Воспитатель выставляет фигурку дятла на ель.)

- Для чего дятлу такой крепкий клюв? (Ответы детей.)

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре.

Клюв помогает дятлу смастерить жилище. Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.

Зимой красавцы-дятлы из наших краёв не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет её в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семена. Место, где пировал дятел, легко обнаружить по множеству усеивающих снег под деревьями золотистых чешуек и стерженьков объеденных шишек.

9. А ещё я хочу вам рассказать про удивительную птицу. Вот она.

(Воспитатель выставляет фигурку клеста на ель.)

-Это клёст.

Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. Такой клюв позволяет птице легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов.

Удивляет в клестах и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утеплённое ковром из пуха, пёрышек и волосков.

Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы, а зимней порой?

-Да потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек!

К концу осени семена шишек созревают, а ближе к весне под первыми лучами мартовского солнца, плотно сжатые чешуйки шишек слегка приоткрываются, становятся мягче. Как раз в это время птенчики клестов вылетают из гнезда и могут самостоятельно справиться с приоткрытой шишкой.

-Ребята, посмотрите, как много птиц нуждается в нашей помощи!

Птицы – наши друзья! А друзей надо беречь! Помогите птицам пережить зимнюю пору, устраивайте для них кормушки, подкармливайте их. Помните, что голодная птица может погибнуть и от лёгкого мороза, а сытой и стужа не страшна.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Не богаты их корма-

Горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Тема: «Волшебница вода»

 

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания о круговороте воды в природе,
  • закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее и какую роль играет вода в жизни всего живого на Земле, (или – уточнить значение воды для всего живого и ее предназначение),
  • познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;

развивающие:

  • развивать наблюдательность детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы,
  • совершенствовать внимание детей, память, логическое мышление,
  • развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

воспитательные:

  • воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира,
  • воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в коллективе,
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности,
  • воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа:

  • чтение рассказов, стихов о воде,
  • разгадывание загадок о воде,
  • рассматривание энциклопедий, иллюстраций,
  • прослушивание музыкальных записей,
  • проведение опытов, исследований,
  • просмотр видеофильмов «Значение воды в жизни человека», «Вода в природе», «Презентация о воде», «Круговорот воды в природе», мультфильма «Заяц Коська и родничок».

Развивающая среда:

  • презентация «Волшебница вода»,
  • оборудование для опытов,
  • схема-панно «Круговорот воды в природе».

 

Ход ОД:

Педагог: Ребята, сегодня утром со мной произошла удивительная история. Когда я открыла кран, одна Капелька вдруг со мной заговорила. Вы хотите узнать, что она мне поведала?

Дети: Да! Хотим!

Педагог: Вы услышите эту удивительную историю, если правильно выполните задание. Давайте с вами проверим, частью какого вещества является Капелька.

1.

2.

3.

4.

Перед вами кроссворд. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».

Частью какого вещества является Капелька?

Дети: Капелька является частью воды.

Педагог: Вы прекрасно справились с заданием, поэтому слушайте историю, которой со мной поделилась Капелька. Внимание на экран! В некотором царстве, в некотором государстве жили-были веселые капельки. (Слайд 2). Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облачком по небу (Слайд 3), потом дождиком падали на землю (Слайд 4), проходили через песок, толщу земли (Слайд 5) и выныривали в речку (Слайд 6), в море (Слайд 7), в океан (Слайд 8). От веселых игр капелек (воды) все вокруг расцвело. (Слайд 9) Весело пели птицы, прыгали звери. Все они любили купаться, плескаться (Слайды 10 – 12). В реке плескалась рыба (Слайд 13), благоухали цветы на полянах. (Слайд 14).

Понравилась вам история Капельки?

Дети: Понравилась.

Педагог: Как вы думаете, о чем был рассказ Капельки?

Дети: Капелька нам рассказала о круговороте воды в природе.

Педагог: Расскажите, как происходит круговорот воды в природе?

Дети: Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжелыми для облака и выпадают дождем (снегом) на землю.

Педагог: Давайте, ребята, вспомним, для чего нужна вода, и как человек использует воду?

Дети: Вода нужна, чтобы готовить обед, мыть посуду стирать, умываться, просто пить, поливать цветы. Вода нужна на гидроэлектростанциях для выработки электрического тока; по рекам и морям на кораблях перевозят грузы, вода используется человеком для орошения полей, садов. Много воды идет в производство.

Педагог: А кому, кроме людей нужна еще вода и для чего?

Дети: Вода нужна птицам, чтобы пить, купаться.

Вода нужна животным, чтобы пить,

В воде живут рыбы, им вода нужна для жизни.

Вода нужна деревьям, кустарникам, цветам, траве, всем растениям. Если

растения не будут получать воду, они засохнут и погибнут.

Педагог: Какой вывод мы можем с вами сделать?

Дети: Всем на Земле нужна вода.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, звери, человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Педагог: Вода – самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой очень хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше и узнаем, какими свойствами обладает вода. Ребята, нам встретилось новое слово – вещество. Какие вещества вы знаете?

Дети: Песок, глина, камни, лед, снег.

Педагог: Правильно, ребята. И песок, и глина, и камни, и лед, и снег, и вода – это вещества. Это разные или одинаковые вещества?

Дети: Это разные вещества.

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: У каждого вещества свои свойства.

Педагог: Правильно. У каждого из этих веществ свои свойства. Сегодня я предлагаю вам стать учеными-исследователями и исследовать одно вещество – воду. Но, прежде чем мы отправимся в лабораторию, я предлагаю вам немного отдохнуть, потому что нам предстоит очень серьезная работа.

Физкультминутка «К речке быстрой мы спустились»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Педагог: Отдохнули, а сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. Станем учеными-исследователями.

А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Педагог: Ребята, как вы думаете, кто такой ученый-исследователь?

Дети: Это образованный человек, много знает. Он проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.

Педагог: Давайте мы тоже с вами превратимся в таких учёных-исследователей и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Вы согласны?

Дети: Согласны!

Педагог: Наука – это не тяжкое бремя,

Наука – соль жизни, знания суть.

Сегодня я буду вам помогать,

Мир науки постигать.

Занимайте свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Педагог: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы. Что нам необходимо для опытов?

Дети: Стаканчики, тарелочки, краска, кисточки, соль, сахар, мука, масло..., вода.

Педагог: Уважаемые коллеги! Приступим к нашему исследованию. Вначале нам необходимо определить «Какой формы вода?»

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Педагог спрашивает, какой формы эти предметы.

(Ответы детей).

Педагог: А имеет ли форму вода?

Дети:

Педагог: Давайте проверим. Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Это значит…

Дети: Это значит, что вода – это жидкость. Она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Педагог: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, мы выяснили, что вода не имеет формы. Теперь нам необходимо определить «Какого цвета вода?»

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода прозрачная жидкость.

Педагог: Правильно, вода прозрачная. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Вы пьете воду каждый день. Есть ли вкус у воды?

(Дети пробуют воду и высказывают свое мнение).

А теперь, давайте мы с вами определим, все ли растворяется в воде, и как меняется при этом вкус воды?

Опыт 3. Вода – растворитель.

Предлагаю одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Педагог: Что изменилось? Появился у воды вкус?

Дети: Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Педагог: Какой можно сделать вывод?

Дети: Своего вкуса у воды нет.

Педагог: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

(Ответы детей.)

Дети: Все вещества: сахар, соль и кислота растворились.

Педагог: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

(Дети выполняют это задание.)

Педагог: Что же мы видим?

(Ответы детей.)

Педагог: Правильно, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Какой же вывод из этого следует?

Дети: Не все вещества могут растворяться в воде.

Педагог: А теперь я предлагаю вам определить, есть ли запах у воды.

(Дети нюхают воду и делают вывод, что вода не пахнет)

Опыт 5. Вода не имеет собственного запаха.

Педагог: Давайте размешаем в воде травяной настой и мятные капли. Понюхайте. Что изменилось?

Дети: У воды появился запах.

Педагог: Так что же мы выяснили, если в воду добавить различные вещества?

Дети: Растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Педагог: Все верно. Предлагаю вам выяснить еще одну способность воды.

Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

Педагог: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? Дети: Таз с водой.

Педагог: Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

Дети: Своё лицо, отражение.

Педагог: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Дети: В зеркале, в витрине магазина и т.д.

Педагог: Какой напрашивается вывод?

Дети: Вода может отражать предметы, так же, как зеркало.

Педагог: Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Дети: Очень плохо, оно размытое.

Педагог: Значит, спокойная вода…

Дети: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало.

Педагог: А если вода неспокойна.

Дети: Когда вода неспокойна, то отражение предметов нечетко и размыто.

Педагог: Уважаемые коллеги, наша исследовательская деятельность подошла к концу. Сегодня вы сделали много открытий, открыли много интересного, исследуя воду. Что же вы можете сказать о воде, какие выводы после своих открытий вы можете сделать?

Какой формы вода?

Вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Какого цвета вода?

Вода прозрачная.

Какой вкус у воды?

Вода не имеет вкуса.

Все ли вещества растворяются в воде?

Одни вещества: сахар, соль, кислота растворяются в воде. Другие вещества: мука, масло не растворяются. Они тонут в воде или плавают на поверхности.

Есть ли запах у воды?

Вода не имеет собственного запаха.

Какую способность имеет вода?

Спокойная вода отражает предметы, как в зеркале.

Педагог: Вот как много мы сегодня сделали открытий, как много узнали о воде. За ваш труд в исследовании воды вы награждаетесь поощрительными призами.

Тема: «Как мы помогали Буратино»

 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о последовательности дней недели.

2. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

3. Упражнять в счёте в пределах 20, называть последующее и предыдущее число.

4. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

5. Закреплять знания детей о составе числа 9 и 10 из двух меньших чисел.

6. Закрепить знания детей в умении составлять слова из слогов.

Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности.

2. Разввивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

2. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

3. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь друг другу.

Предварительная работа:

1. Чтение рассказа Н. Носова «Репка».

2. Решение с детьми задач на смекалку, логику.

Методические приёмы и методы:

1. Наглядные (использование наглядного материала): использование карточек, таблиц.

2. Словесные (напоминания, указания, беседы, вопросы, индивидуальные ответы детей).

3. Игровые (игра, сюрпризный момент).

4. Поощрение: конфеты для детей, подарок в виде раскраски.

5. Практическая деятельность (решение задач, примеров).

6. Индивидуальный подход.

7. Использование литературного произведения: Н. Носов «Репка».

8. Рефлексия.

Демонстрационный материал:

1. Таблицы с геометрическими фигурами.

2. Конверт с письмом.

3. Посылка с сюрпризом.

4. Мяч.

5. Таблички с цифрами, числовые «домики».

Раздаточный материал:

1. Счётные палочки.

2. Простые карандаши.

3. Листочки в клетку.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент (чтение письма от Буратино);

2. Разминка («Не зевай, быстро на вопросы отвечай»);

3. Решение логических задач;

4. Физкультурная минутка;

5. Решение арифметических задач;

6. Игра (счёт в пределах 20);

7. Графический диктант;

8. Рефлексия;

9. Сюрпризный момент (чтение 2 писем от Буратино, угощение и вручение подарков).

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование;

2. ИКТ.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. Хотите узнать, что в нём и кто его написал?

Дети: Да.

Чтение письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня, пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. Я плохо учился, сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино».

Восп-ль: Ребята! Как мы поможем помочь Буратино?

(Ответы детей.) (На доске висят задания с номерами 1 – 7. Дети по очереди выбирают задания по желанию и выполняют.)

Вопит – ль: (Ребёнок выбрал задание №1.) – Задание называется: »Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Про какие дни недели мы говорим « рабочие дни»?

7. Как называются выходные дни недели?

8. Назовите первый зимний месяц.

9. Назовите второй весенний месяц.

10. Перечислите осенние месяцы.

11. Какой летний месяц перед августом?

12. Сколько месяцев в году?

Работа с ИКТ:

Какая геометрическая фигура лишняя? Обоснуйте! (На сенсорной доске таблицы с геометрическими фигурами.)

А) квадрат, треугольник, круг, прямоугольник?

Б) круг, овал, треугольник?

В) 2 -3 фигуры жёлтые, она – оранжевая?

На облаках написаны слоги. Нужно найти облака одного цвета, прочитать слово:

1 облачко – Вес – на ( ква-драт);

2 облачко – Лу-жа, (циф –ра);

3 облачко – Ручь-и, (чис-ло);

4 облачко – Поч - ки, (ко-нус);

5 облачко - 5 облачко – Не – бо, (приз-ма).

Воспитатель: - Молодцы! Миша, выбери задание. Задание №2 называется «Засели домики». Оно на доске, нам помогут счётные палочки. В первом домике на каждом этаже 10 жильцов, 6 уже живут. Сколько жильцов мы заселим в соседнюю квартиру? Молодцы! (Аналогично заселяем все квартиры).

Воспитатель: - Нас ждёт следующее задание. (Ребёнок выбирает задание №3). Оно сложное, требует от вас внимания, называется «Сначала подумай, потом отвечай!»

  1. У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Пушок, собака Дружок

Сколько у бабушек внуков? (1)

2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные голуби. Сколько голубей? (2).

3. 9 грибов нашёл Вадим, А потом ещё один Сколько он принёс грибов? (10).

4. Петух на одной ноге весит 4 кг А сколько он весит на двух ногах? (4)

5. С одного берега на другой переплывают утята и цыплята. Кто первым доплывёт до берега? (утята, цыплята не плавают).

6. В поле сосна, на сосне 3 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (На сосне яблоки не растут).

Молодцы! И с этим заданием справились! Устали? Давайте отдохнём.

Физминутка.

Воспитатель: - Задание №4 называется просто «Решение задач».

Воспитатель: - Давайте вспомним, что такое задача? Из каких частей она состоит? Для этого я вам предлагаю собрать пирамидку!

Воспитатель:

1. Арина, что такое условие? (Условие, это то, что уже известно);

2. Слава, что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам не известно, и то, что нужно найти);

3. Алина, что такое решение? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить);

4.Дима Б., что такое ответ? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам.)

- Хорошо! Закройте глаза. (Воспитатель меняет составляющие части пирамидки местами.)

- Посмотрите, красивая получилась пирамидка?

На доске примеры:

7+1=

6-1=

Воспитатель: - Кто хочет составить задачки?

Воспитатель: - Молодцы! Справились и с этим заданием.

Воспитатель: - Следующее задание №5 (после выбора ребёнком) называется «Назови соседей чисел». Встаём в круг. Я буду бросать мяч и называть число. (Берутся числа в пределах 20.)

Воспитатель: - Молодцы ребята, справились и с этим заданием!

Воспитатель: - Садимся на свои места, смотрим следующее задание №6 (после выбора ребёнком), оно почему – то без названия?! Положите перед собой листочки, возьмите карандаши, поставьте карандаш на точку.

Графический диктант

Воспитатель: - Я предлагаю Алине

8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 5 клеток вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,1 клетка вниз, 1 клетка влево,3 клетки вверх,1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Воспитатель: - Что у нас получилось? Все справились? Молодцы!

- Посмотрите! Осталось последнее задание, это -….?!

Дети (хором): - «Золотой Ключик!».

Воспитатель: -Мы помогли Буратино? Наверное, Лиса Алиса и Кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли Золотой Ключик.

(Стук в дверь).

Воспитатель: - Ребята, подождите! Кто- то стучится к нам! Пойду, посмотрю.

Нам принесли коробку. Как вы думаете, что это?

Посылка?! А что в ней? Может быть, репки?

Помните, мы читали рассказ Н. Носова «Репка»?

Может и нам в садик прислали репку?

Посмотрим вместе! (открываем). А здесь письмо. Прочитаем? Кто хочет прочесть?

Письмо №2

(Читают дети):

«Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки: мой портрет, раскрасьте его, и угощение Конфеты. До свидания. Ваш Буратино».

Воспитатель:- Молодцы, ребята, помогли Буратино.

А что же мы сегодня сделали, чтобы помочь Буратино?

Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

Почему?

Какое задание было для вас трудным?

Почему? А какое задание для вас было лёгким? Почему? Молодцы! Вы – добрые друзья. Можно помыть руки и угоститься конфетами от Буратино.

Спасибо большое всем за работу!

Тема: «Спасение планеты»

Цель: Закрепить знания детей о космосе.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания о космосе.
  • Сформировать у детей понятие «Космос», «Космическое пространство».

Развивающие:

  • Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию.
  • Учить свои действия, учитывать мнение других, договариваться.
  • Закрепить складывание из бумаги ракету.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру.

Предварительная работа: беседа о космосе; разгадывание загадок по теме; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о космосе; заучивание физкультминутки; просмотр презентации; творческая деятельность.

Материал: разрезанные картинки, телефон, большой лист бумаги, ножницы, карандаши цветные (зеленый, красный, синий), аудиозапись, коробка с подарками, конверт с заданиями.

 Ход занятия:

Организационный момент

(Дети встают полукругом. )

Воспитатель. – Дорогие гости, мы рады вас видеть в подготовительной группе «Улыбка»!

Дети, давайте поприветствуем наших гостей.

Ребенок. – Давайте, друзья, улыбаться друг другу,

Улыбку подарим, улыбчивым людям

Если каждый улыбнется

Дети вместе. – Утро доброе начнется!

Основная часть

Воспитатель. – Дети, меня сегодня разбудил телефонный звонок. Я поднимаю трубку и слышу необычный голос:

«Здравствуйте, жители планеты Земля! Меня зовут Крит звездный. Я живу на далекой планете Тирадор. На нашей планете случилась беда.

Помогите! Помогите! Нашу планету захватили и заколдовали злые инопланетяне. Чтобы нам помочь, нужно выполнить задания.

Помогите! Помогите!

(Звонит телефон. )

Воспитатель. – Ребята, кто - то звонит?

(Включаем громкую связь. )

Жители планеты, Земля . Помогите! Помогите! Нашу планету захватили!

Воспитатель. – Ребята, поможем Криту, спасем планету Тирадор?

Дети – Да, поможем.

Воспитатель. – Для этого, нужно выполнить все задания.

Задания находятся, вот в этом конверте.

1 задание

Дети, злые инопланетяне разрезали и уничтожили все любимые фотографии Крита. Фотографии планеты, любимых мест в космическом пространстве, где он летал на своей ракете. Давайте соберем из фрагментов, фото любимых фотографий Крита, где он летал на своей ракете по космическому пространству.

(Воспитатель. открывает конверт, читает. )

1 задание

Разделитесь на команды и сложите фото, любимых мест в космическом пространстве Крита.

(Фрагменты картинок выкладываем на стол, разрезанные по количеству детей, на трех столах круги (синий, зеленый, красный).

Воспитатель. - Ребята, подойдите к столу, выберите один фрагмент, обратите внимание на рубашку, какого цвета РУБАШКА, к такому столу подходите .

У нас собрались три команды, у каждой команды должен быть кто?

Дети. - Капитан.

Воспитатель. - Кто такой капитан?

Дети. – Капитан – это тот, кто организовывает, помогает, отвечает за команду.

Воспитатель. - Предлагаю, вам самим выбрать капитана.

(Команды совещаются и выбирают. )

Воспитатель. – Когда команда будет готова, капитан поднимает руку.

Команды, приступить к заданию!

(Дети собирают картинки из фрагментов. Командир выбирает того, кто будет рассказывать, что изображено. )

Воспитатель. – Умнички! С первым заданием вы справились.

Проходите на ковер, садитесь поудобнее.

Давайте посмотрим, какое следующее задание.

2 задание

Ответьте на вопросы правильно.

Игра – Викторина.

- Что такое космос? (Космос — это пространство которое окружает планеты. )

- Как называется площадка для взлета космических ракет ? (Площадка для взлета ракет называется космодром. )

- Как называется одежда для космонавта? (Одежда для космонавта называется скафандр. )

- Как называется окно в ракете? (Окно в иллюминаторе называется иллюминатор. )

- Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Впервые облетели вокруг Земли собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике. )

- В какой день отмечают день Космонавтики и почему? (12 апреля 1961г. в этот день, в первые полетел человек в космос Ю. А. Гагарин, он облетел вокруг земли и вернулся на землю. )

- Как называлась ракета на котором полетел Ю. А. Гагарин? (Ракета на которой полетел Ю. А. Гагарин называлась «Восток - 1»

- Как звали первую женщину –космонавта? (Первую женщину космонавт звали Валентина Терешкова)

- Что такое Солнечная система? (Солнечная система это планеты, которые вращаются вокруг Солнца. )

- Сколько планет вращаются в Солнечной системе? (В Солнечной системе вращаются 9 планет. )

- Как называется спутник планеты Земля (Спутник планеты Земля называется Луна. )

- Почему происходит смена дня и ночи и времени года? (Смена дня и ночи происходит потому что, Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца)

- Как называется аппарат на котором наблюдают за космосом? (Аппарат на котором наблюдают за космосом называется телескоп)

(Дети поднимают руки, отвечают полным ответом. )

Воспитатель. – Умнички, вы успешно справились и со вторым заданием!

Чтобы приступить к следующему заданию, давайте разомнемся .

Физкультминутка «Космодром»

Все готовы для полета? (поднять руки вперед, затем верх)

Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета, (марш на месте)

Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на поясе)

Наклонились вправо, влево, (наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон. (наклоны вперед)

Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром. (присесть на корточки, подняться)

Воспитатель. – Садитесь поудобнее на ковер и приступаем к следующему заданию.

3 задание

Игра «Третий лишний»

Воспитатель. - Я читаю слова, вы говорите какое слово лишнее и почему?

- Марс, Юпитер, космонавт. (Марс, Юпитер планеты, космонавт — это человек.)

- Космический корабль, луноход, солнце. (Луноход и космический корабль сделано человеком, космическая техника, солнце - это звезда.)

- Уран, Нептун, солнце. (Гигантские планеты, звезда.)

- Ракета, спутник, мотоцикл. (Космические аппараты, наземный транспорт.)

- Солнце, звезды, Африка. (Находятся в космосе, материк.)

- Луноход, космическая станция, лодка. (Космические аппараты, водный транспорт.)

- Комета, метеорит, глобус. (Космические тела, модель земли сделанная человеком.)

Воспитатель. – И с этим заданием вы справились успешно.

Следующее задание.

4 задание

Игра «Скажи на оборот»

Воспитатель. – Я говорю слово, вы говорите противоположное.

Далеко – близко.

Высоко – низко.

Улететь – прилететь.

Взлететь – приземлиться.

Ярко – тускло.

Тесно – просторно.

Воспитатель. – Молодцы!

Дети, на планете Тирадор, злые инопланетяне уничтожили все космические ракеты, чтобы жители планеты не смогли никуда Улететь.

Читаем следующее задание.

5 задание

Воспитатель. - Дети, как нам помочь жителям Тирадора?

Дети. – Давайте, сконструируем ракету!

Воспитатель. – Как называется профессия человека, который конструирует ракеты?

- Назовите самого известного конструктора, который сконструировал ракету «Восток-1» для Ю. А. Гагарина, сконструировал искусственный спутник Земли?

Ответ детей полный.

Воспитатель. – Предлагаю вам стать конструкторами и сконструировать ракеты для жителей планеты Тирадор.

Берем необходимый материал и приступаем к конструированию.

Конструирование из бумаги «Ракета»

(Дети самостоятельно берут материал, складывают.)

Воспитатель. - Дети, мы жители какой страны? Какого государства?

Ответ детей.

Воспитатель. – Значит, на нашем корабле должен быть изображен российский флаг.

- Какие цвета у российского флага?

- Что еще можно дорисовываем ракете?

(Дети дорисовывают флаг, иллюминатор, лопасти.)

Воспитатель. – Замечательно! И с этим заданием вы справились.

Наведите порядок на столе и

проходите на ковер.

(Звонит телефон.)

Воспитатель. –Дети, мне кто-то звонит!

(Включаем громкую связь.)

Привет земляне! Вы спасли нашу планету Тирадор!

Спасибо! Спасибо!

Сегодня в вашу честь на нашей планете будет праздник!

Посылаем вам космический подарок!

Ждите! Ждите!

Заключительная часть

Воспитатель. – Дети, пока летит к нам подарок, давайте вспомним:

- Кому мы с вами помогли?

- С какой планеты Крит?

- Что случилось с планетой?

- Какие задания мы с вами выполняли, чтобы спасти планету.

Ответы детей полный.

(Делились на команды, выбирали капитана. Складывали любимое фото Крита. Отвечали на вопросы «Викторина». Играли в игру «Скажи на оборот». Играли в игру «Какое слово лишнее». Делали разминку «Космодром». Конструировали ракету из бумаги для жителей планеты Тирадор.)

Мы с вами умнички!

Мы сделали доброе дело, спасли планету, помогли Криту.

(Стук в дверь.)

Воспитатель. - Дети, нам доставили подарок.

(Приносят коробку с эмблемами и сувенирами.)

За спасение планеты, Крит и его друзья прислали нам эмблемы спасателей и сувениры.

Дети, давайте поблагодарим наших гостей за внимание и вручим на память о нашей встречи, эмблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)

Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января -  день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...