Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Воздух вокруг нас».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе.
Тема: «Воздух вокруг нас».
Подготовила воспитатель: Девятерикова М.А.
Цель: Развивать познавательную активность, речь в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
Ход совместной деятельности
- Ребята, я хочу вам загадать загадку
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю (воздух)
- Правильно, а почему вы так решили?
- Что мы уже знаем о воздухе?
- Мы можем потрогать воздух?
- Мы можем его попробовать?
- Какого цвета воздух?
- Предлагаю вам стать учеными и провести исследование воздуха.
- Вы знаете кто такие ученые – исследователи?
-Нам предстоит трудная задача –узнать: что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
- Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт 1 (с пакетом)
-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать?
- А его можно поймать?
- Как?
Воспитатель показывает пустой пакет, затем раздает каждому ребенку по пакету.
-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух?
Дети вместе с воспитателем попробуют поймать воздух.
-Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.
Вывод: Воздух действительно вокруг нас.
Опыт 2 (с водой)
-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая вода?
- Что умеет делать вода?
- Что же такое вода?
- Назовите другие жидкости?
- Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость.
Вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.
Опыт 3 (с соломинкой)
-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).
-А можем ли мы его увидеть?
- Возьмите соломинку и вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали?
- А теперь посмотрите, я выдыхаю воздух через соломинку, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…
-А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)
Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.
-Что мы видели в стакане с водой?
- Откуда взялись пузырьки?
- Что с ними произошло?
- А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)
Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Воздух легкий, легче воды.
Физминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт 4 ( с кусочками земли)
Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:
-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите.
- Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.
Воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Воздух собирается в пузырьки и поднимается наверх.
- Что вы увидели?
- А что в них?
- Откуда он взялся?
- Куда поднялись пузырьки?
Вывод: Воздух есть даже в земле.
Опыт 5 (с камнем)
Воспитатель раздает каждому ребенку по камешку.
-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?
- Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
- А можно ли взять в руки воздух, сжать его?
Вывод: Воздух – это не твердое тело.
Опыт 6 (со свечой)
-Ребята, а что это? (свеча)
- Как вы думаете, полезный ли это предмет?
-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух?
- А мы сейчас проверим.
Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям.
- Что стало с блюдцем? Почему?
Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух. А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?
- Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? (проветрить, влажную уборку)
- А воздух на улицах нашего города чистый?
- Что загрязняет его?
- Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?
Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.
- Ребята, кем мы сегодня с вами были? Что изучали? Что узнали о воздухе?
1. Воздух действительно вокруг нас.
2. Воздух – это не твердое тело.
3. Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.
4. Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Воздух легкий, легче воды.
5. Воздух есть даже в земле.
6. Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: Воздух вокруг нас.
в работу...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»
Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".
Цель: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...