ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО - СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕДМЕТНО - Социальный мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-sotsialnyy_mir.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕДМЕТНО - СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
Тема недели | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | |
СЕНТЯБРЬ | |||||||
2. «Я и улица. Дорожная грамота» | Занятие № 1. «Путешествие в прошлое светофора» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр.54. | Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. | Предметные картинки: светофор, семафор, регулировщик, шлагбаум; карта «Город оживших предметов». | Сюрпризный момент; подвижная игра «Ищу друзей»; дидактическая игра «Опасная дорога»; игровое упражнение «Хорошая дорога». | Экскурсия на пешеходный переход. Рассматривание иллюстраций по ПДД. | Нарисовать рисунки по правилам дорожного движения. | |
4. Мониторинг | |||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
2. «Осенние дары природы» | Занятие № 2. «К дедушке на ферму» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр.56. | Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудочка для пастушка. Набор игрушек «Домашние животные». Схема-алгоритм для описания домашних животных. | Дидактическая игра «Звуки деревни»; составление детьми рассказов о домашних животных по заранее составленному плану; подвижная игра «Стадо и пастушок»; чтение стихотворений «Пастух» и «Доярка». Беседа по пословицам о труде. | Беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов». Лепка овощей и фруктов. Чтение стихов по теме. IIальчиковая гимнастика на стихотворение Юлия Тувима «Овощи». Чтение сказки В.Г. Сутеева «Яблоко». | Праздник «Дары природы». | |
4. «Я и моя семья» | Занятие № 3. «Дружная семья» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр.29. | Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Кукла Незнайка; выставка "Моя семья" – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.). | Беседа по пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»; составление рассказов детьми; музыкальная пауза; знакомство с терминами родства: прабабушка и прадедушка; пальчиковая игра «Семья»; анализ пословиц о семье. | Чтение РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассматривание фотографий. Дидактическая игра «Кто старше». | Повторить отчество и профессии родителей. | |
НОЯБРЬ | |||||||
2. «Поздняя осень. Деревья, кустарники» | Занятие № 4. «В мире материалов» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 45 | Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей. | Песочные часы, «Чудесный мешочек», в котором лежат два предмета из разных материалов, схематические символы свойств и качеств материалов, фишки. | Беседа по картинкам; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; динамическая пауза; дидактическая игра «Бывает- не бывает»; игровое упражнение «Зачем людям нужны..». | Обыгрывание с изготовленными предметами в сюжетно-ролевых играх. Дидактическая игра «Что из чего». Игровое упражнение «Расскажи о материале». | Индивидуальные беседы | |
4. «День матери. Профессии» | Занятие № 5. «Школа. Учитель» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 36. | Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе. | Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя; карта «Школьная страна»; ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец. | Прослушивание песни «Учат в школе»; дидактическая игра «Наоборот»; беседа по пословице «Учиться- всегда пригодиться»; физкультминутка; загадки о школьных принадлежностях; чтение стихотворения «Мы кому букет подарим?» | Рисование «Школа». Составление рассказа по картинке «Школа». Игровое упражнение «Найди лишний предмет» | Индивидуальные беседы | |
ДЕКАБРЬ | |||||||
2. «Зима. Одежда, обувь, головные уборы» | Занятие № 6. «На выставке кожаных изделий» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 39. | Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира. | Картинки, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы. | Беседа по картинкам «Кожаные изделия»; дидактическая игра «Третий лишний»; физминутка; опыт с лоскутами кожи. | Рассматривание иллюстраций одежды. Раскраска по теме. Игровое упражнение «Для чего нужны…». Дидактическая игра «Цепочка слов». Рассматривание энциклопедии «Всё обо всём» | Консультация для родителей «Как одеть ребёнка зимой?» | |
4. «Дикие животные зимой» | Занятие № 7. «Север- царство льда и снега» О.А. Воронкевич Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр.360. | Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе, развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата. | Картина- модель « Север», модели приспособления животных к зимним условиям, модель термометра, карточки с заданиями, силуэты зверей. | Сюрпризный момент; рассматривание модели «Солнце на Севере»; работа с моделями; беседа; итог. | Чтение рассказов о природе Севера (А.Рогожкин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо», С.Ивченко «Удивительные леса» Г.Х.Андерсен «Снежная королева»). Рассматривание различных иллюстраций. | Индивидуальные беседы | |
ЯНВАРЬ | |||||||
2. «Зимние забавы» | Занятие № 8. «Скорая помощь» Авдеева «Безопасность» | Познакомить детей с номером телефона «03». Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес). | Телефон, сюжетные картинки | Беседа, рассматривание сюжетных картинок, чтение стихотворения, вопрос –ответ, обыгрывание ситуаций, обсуждение , итог. | Беседа с детьми «Зимние забавы». Рассматривание иллюстраций по теме. | Консультация для родителей «Безопасность ребёнка на прогулке зимой» | |
4. «Продукты питания» | Занятие № 9. «Как хорошо у нас в саду» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 33. | Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. | Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы. | Беседа о детском садике; рассматривание фотографий; физминутка; разгадывание загадок о профессиях»; дидактические игры: «Угадай профессию», «Что лишнее?» | Создание альбома «Что такое детский сад?», в который войдут стихи, сказки о детском саде и рисунки об играх, занятиях, о людях, работающих в детском саду. | Выставка альбома «Что такое детский сад?» | |
ФЕВРАЛЬ | |||||||
2. «В мире театра» | Занятие № 10 «Путешествие в страну музыки» О.В.Дыбина «Что было до…» с. 148 | Закрепить знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек создатель и исполнитель музыки; воспитывать любовь к музыке. | Музыкальные инструменты, иллюстрация п теме | Рассматривание музыкальных инструментов. Д/и «Угадай инструмент». | Знакомство детей с разными видами театра и профессиями режиссера, актера; драматизация сказок; упражнения на развитие дикции, мимики и жестов; артикуляционная гимнастика; игры на музыкальных инструментах. | Создать рекламу о приезде в город знаменитостей. | |
4. «День защитника Отечества» | Занятие № 11. «Защитники Родины» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 46. | Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них. | Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме «Наши защитники». | Просмотр фрагмента фильма о службе в армии; беседа по картинкам «День защитников Отечества»; физминутка; чтение стихотворения О.Высотской «Слава Армии»; игровое упражнение «У кого какая форма»; продуктивная деятельность. | Рассматривание иллюстраций по теме. Игровое упражнение «Для чего нужны…». Дидактическая игра «Если бы» | Нарисовать рисунок с изображением моряков, кораблей, катеров. | |
МАРТ | |||||||
2. «Мамин праздник» | Занятие № 12. «Предметы-помощники» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 28. | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия. | Картинки с изображением различных предметов, облегчающих труд человека на производстве; фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки. | Сюрпризный момент; дидактическая игра «Предметы- помощники»; физкультминутка; рассказ о предметах по плану; загадки о предметах- помощниках. | Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощники». Дидактическая игра «Чем помочь маме». Чтение художественной литературы. А.Митяев «За что я люблю маму» | Нарисовать дома любимый предмет – помощник мамы. | |
4. «Культура и народные традиции» | Занятие № 13. «Две вазы» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 42. | Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. | Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка. | Сюрпризный момент; опыты со стеклом и керамикой; дидактическая игра «Что из чего?»; физминутка; дидактическая игра «Найди лишний предмет». Продуктивная деятельность «Ваза». | Игровое упражнение «Для чего нужны…». Дидактические игры: «Цепочка слов», «Что на что похоже». | Выставка работ. | |
АПРЕЛЬ | |||||||
2. «Тайны космоса» | Занятие № 14. «Космос» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 53. | Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. | Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картики с изображением летательных аппаратов, в том числе космических. | Рассматривание иллюстраций по теме «Космос»; беседа о космосе и космонавтах; игровое упражнение «Нерешенные задачи»; продуктивная деятельность: рисование «Космос». | Изготовление макета ракеты. Рассматривание энциклопедии «Всё обо всём». Рисование «Планеты» | Вывеска работ на стенде. | |
4. «Книжкина неделя» | Занятие № 15. «Путешествие в прошлое книги» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 35. | Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам. | Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам. | Загадка про книгу; беседа «Для чего нужны книги?»; дидактическая игра «Прошлое и настоящее»; физминутка; игровые упражнения: «Что было, что будет», «Как обращаться с книгой» Чтение стихотворения «Книга - самый лучший друг» | Рассматривание книг из разных видов бумаги. | Индивидуальные беседы | |
МАЙ | |||||||
2. «Цветущая весна Насекомые» | Занятие № 16. «Путешествие муравья. Разноцветные точки» Л.Е. Белоусова Удивительные истории, стр. 106. | Обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомых. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей. | Модель муравья, аудиозапись «Голоса птиц», картинки из серии «Насекомые». Игрушки (паук, жук, муравей). Игра «Чудесные вещи». Разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетенными в них палочками, перьями, бумажками, «сеть» — паутинка, набор палочек (спичек, веточек) для изготовления муравейника. | Рассказ воспитателя; дидактическая игра «Собери картинку из частей»; физкультминутка; загадки про насекомых; дидактическая игра «Угадай, кого не стало» | Игры «Комары», «Поймай жучка». Беседы по теме недели, рассматривание иллюстраций. | Выставка рисунков «Береги природу!» | |
4. «Здравствуй, лето!» | Занятие № 17. «Библиотека» О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 43.
| Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Посылка с библиотечными книгами. | Сюрпризный момент; рассматривание иллюстраций; беседа «Для чего нужны библиотеки»; физминутка; игровые упражнения: «Правила поведения в библиотеке», «Правила обращения с книгой»; дидактическая игра «Можно- нельзя»; чтение стихотворения «Книга- самый лучший друг». | Составление связного рассказа «Библиотека». Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | Индивидуальные беседы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: ОО «Познавательное развитие» (предметное и социальное окружение), ОО «Художественно - эстетическое» (рисование) на тему: «Любимые игрушки»
Задачи:Образовательные: закреплять формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения; закреплять умение правильно держать кисть; умение бережно отн...
Проект по ОО «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» "Покормите птиц зимой!"
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой, мало знают о зимующих птицах, о том как помочь им зимой. Тема проекта «Поко...
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасатели»
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасате...
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП «Мы - солдаты»
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП &la...
Конспект ОД. Познавательное развитие (предметно- социальное окружение). Старшая группа
laquo;Моя малая Родина – Краснодар»....
Конспект НОД по познавательному развитию (Предметно-социальное окружение) для детей младшего дошкольного возраста на тему: «В магазин, за игрушками!»
Занятие адресовано педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Целью его является систематизация знаний в предметно- социальном окружении по темам: "Игрушки","В магази...
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию (предметное и социальное окружение) «Россия – Родина моя»
Цель: обобщение представления детей о том, что такое Родина и малая родина; о государственных символах (герб, гимн, флаг), о столице г. Москва.Задачи:1. Закрепить знания детей о символах Российс...