ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО - СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алямкина Галина Николаевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРЕДМЕТНО - Социальный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-sotsialnyy_mir.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРЕДМЕТНО - СОЦИАЛЬНЫЙ МИР

Тема недели

Тема, литература

Программное

содержание

Материалы и

оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность

с детьми

Совместная деятельность с родителями

СЕНТЯБРЬ

2.

«Я и улица. Дорожная грамота»

Занятие № 1.

«Путешествие в прошлое светофора»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр.54.

Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Предметные картинки: светофор, семафор, регулировщик, шлагбаум; карта «Город оживших предметов».

Сюрпризный момент; подвижная игра «Ищу друзей»; дидактическая игра «Опасная дорога»; игровое упражнение «Хорошая дорога».

Экскурсия на пешеходный переход. Рассматривание иллюстраций по ПДД.

Нарисовать рисунки по правилам дорожного движения.

4.

Мониторинг

ОКТЯБРЬ

2.

«Осенние дары природы»

Занятие № 2.

«К дедушке на ферму»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр.56.

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудочка для пастушка. Набор игрушек «Домашние животные». Схема-алгоритм для описания домашних животных.

Дидактическая игра «Звуки деревни»; составление детьми рассказов о домашних животных по заранее составленному плану; подвижная игра «Стадо и пастушок»; чтение стихотворений «Пастух» и «Доярка». Беседа по пословицам о труде.

Беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов». Лепка овощей и фруктов. Чтение стихов по теме. IIальчиковая гимнастика на стихотворение Юлия Тувима «Овощи». Чтение сказки В.Г. Сутеева «Яблоко».

Праздник «Дары природы».

4.

«Я и моя семья»

Занятие № 3.

«Дружная семья»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр.29.

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Кукла Незнайка; выставка "Моя семья" – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Беседа по пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»; составление рассказов детьми; музыкальная пауза; знакомство с терминами родства:

прабабушка и прадедушка; пальчиковая игра «Семья»; анализ пословиц о семье.

Чтение РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассматривание фотографий. Дидактическая игра «Кто старше».

Повторить отчество и профессии родителей.

НОЯБРЬ

2.

«Поздняя осень. Деревья, кустарники»

Занятие № 4.

«В мире материалов»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 45

Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.

Песочные часы, «Чудесный мешочек», в котором лежат два предмета из разных материалов, схематические символы свойств и качеств материалов, фишки.

Беседа по картинкам; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; динамическая пауза; дидактическая игра «Бывает- не бывает»; игровое упражнение «Зачем людям нужны..».

Обыгрывание с изготовленными  предметами в сюжетно-ролевых играх. Дидактическая игра «Что из чего». Игровое упражнение

 «Расскажи о материале».

Индивидуальные беседы

4.

«День матери. Профессии»

Занятие № 5.

«Школа. Учитель»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 36.

Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя; карта «Школьная страна»;  ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.

Прослушивание песни «Учат в школе»; дидактическая игра   «Наоборот»; беседа по пословице «Учиться- всегда пригодиться»; физкультминутка; загадки о школьных принадлежностях; чтение стихотворения «Мы кому букет подарим?»

Рисование «Школа».

Составление рассказа по картинке «Школа».

Игровое упражнение «Найди лишний предмет»

Индивидуальные беседы

ДЕКАБРЬ

2.

«Зима.

Одежда, обувь, головные уборы»

Занятие № 6.

«На выставке кожаных изделий»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 39.

Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

Картинки, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы.

Беседа по картинкам «Кожаные изделия»;  дидактическая игра   «Третий лишний»; физминутка; опыт с лоскутами кожи.

Рассматривание иллюстраций одежды. Раскраска по теме. Игровое упражнение «Для чего нужны…». Дидактическая игра «Цепочка слов».

Рассматривание энциклопедии «Всё обо всём»

Консультация для родителей

«Как одеть ребёнка зимой?»

4.

«Дикие животные зимой»

Занятие № 7.

«Север- царство льда и снега»

О.А. Воронкевич Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр.360.

Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе, развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

Картина- модель

« Север», модели приспособления животных к зимним условиям, модель термометра, карточки с заданиями, силуэты зверей.

Сюрпризный момент; рассматривание модели «Солнце на Севере»; работа с моделями; беседа; итог.

Чтение рассказов о природе Севера (А.Рогожкин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо», С.Ивченко «Удивительные леса» Г.Х.Андерсен «Снежная королева»). Рассматривание различных иллюстраций.

Индивидуальные беседы

ЯНВАРЬ

2.

«Зимние забавы»

Занятие № 8.

«Скорая помощь»

Авдеева «Безопасность»

Познакомить детей с номером телефона «03». Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес).

Телефон, сюжетные картинки

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, чтение стихотворения, вопрос –ответ, обыгрывание ситуаций, обсуждение , итог.

Беседа с детьми «Зимние забавы».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Консультация для родителей

«Безопасность ребёнка на прогулке зимой»

4.

«Продукты питания»

Занятие № 9.

«Как хорошо у нас в саду»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 33.

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Беседа о детском садике; рассматривание фотографий; физминутка; разгадывание загадок о профессиях»; дидактические игры:  «Угадай профессию», «Что лишнее?»

Создание альбома «Что такое детский сад?», в который войдут стихи, сказки о детском саде и рисунки об играх, занятиях, о людях, работающих в детском саду.

Выставка альбома «Что такое детский сад?»

ФЕВРАЛЬ

2.

«В мире театра»

Занятие № 10 «Путешествие в страну музыки»

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 148

Закрепить знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек создатель и исполнитель музыки; воспитывать любовь к музыке.

Музыкальные инструменты, иллюстрация п теме

Рассматривание музыкальных инструментов.

Д/и «Угадай инструмент».

Знакомство детей с разными видами театра и профессиями режиссера, актера; драматизация сказок; упражнения на развитие дикции, мимики и жестов; артикуляционная гимнастика; игры на музыкальных инструментах.

Создать рекламу о приезде в город знаменитостей.

4.

«День защитника Отечества»

Занятие № 11.

«Защитники Родины»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 46.

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме «Наши защитники».

Просмотр фрагмента фильма о службе в армии; беседа по картинкам «День защитников Отечества»; физминутка; чтение стихотворения О.Высотской «Слава Армии»; игровое упражнение

«У кого какая форма»; продуктивная деятельность.

Рассматривание иллюстраций по теме. Игровое упражнение «Для чего нужны…». Дидактическая игра  «Если бы»

Нарисовать рисунок с изображением моряков, кораблей, катеров.

МАРТ

2.

«Мамин праздник»

Занятие № 12.

«Предметы-помощники»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 28.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Картинки с изображением различных предметов, облегчающих труд человека на производстве; фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Сюрпризный момент; дидактическая игра «Предметы- помощники»; физкультминутка; рассказ о предметах по плану; загадки о предметах- помощниках.

Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощники». Дидактическая игра «Чем помочь маме». Чтение художественной литературы.

А.Митяев «За что я люблю маму»

Нарисовать дома любимый предмет – помощник мамы.

4.

«Культура и народные традиции»

Занятие № 13.

«Две вазы»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 42.

Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка.

Сюрпризный момент; опыты со стеклом и керамикой; дидактическая игра «Что из чего?»; физминутка; дидактическая игра  «Найди лишний предмет». Продуктивная деятельность «Ваза».

Игровое упражнение «Для чего нужны…».

Дидактические игры:  «Цепочка слов»,

«Что на что похоже».

Выставка работ.

АПРЕЛЬ

2.

«Тайны космоса»

Занятие № 14.

«Космос»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 53.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картики с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.

Рассматривание иллюстраций по теме «Космос»; беседа о космосе и космонавтах; игровое упражнение «Нерешенные задачи»; продуктивная деятельность: рисование «Космос».

Изготовление макета ракеты. Рассматривание энциклопедии «Всё обо всём».

Рисование «Планеты»

Вывеска работ на стенде.

4.

«Книжкина неделя»

Занятие № 15.

«Путешествие в прошлое книги»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 35.

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Загадка про книгу; беседа «Для чего нужны книги?»; дидактическая игра «Прошлое и настоящее»; физминутка; игровые упражнения: «Что было, что будет», «Как обращаться с книгой» Чтение стихотворения «Книга - самый лучший друг»

Рассматривание книг из разных видов бумаги.

Индивидуальные беседы

МАЙ

2.

«Цветущая весна Насекомые»

Занятие № 16.

«Путешествие муравья. Разноцветные точки»

Л.Е. Белоусова Удивительные истории, стр. 106.

Обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);

упражнять в различении и назывании часто встречающихся

представителей групп насекомых по ярким признакам (величине,

окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомых. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Модель муравья,

аудиозапись «Голоса птиц», картинки из серии «Насекомые».

Игрушки (паук, жук, муравей). Игра «Чудесные вещи». Разрезные

картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетенными в

них палочками, перьями, бумажками, «сеть» — паутинка, набор

палочек (спичек, веточек) для изготовления муравейника.

Рассказ воспитателя; дидактическая игра «Собери

картинку из частей»; физкультминутка; загадки про насекомых; дидактическая игра «Угадай, кого не стало»

Игры «Комары», «Поймай жучка». Беседы по теме недели, рассматривание иллюстраций.

Выставка рисунков «Береги природу!»

4.

«Здравствуй, лето!»

Занятие № 17.

«Библиотека»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа стр. 43.

 

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Посылка с библиотечными книгами.

Сюрпризный момент; рассматривание иллюстраций; беседа «Для чего нужны библиотеки»; физминутка; игровые упражнения: «Правила поведения в библиотеке», «Правила обращения с книгой»; дидактическая игра «Можно- нельзя»; чтение стихотворения «Книга- самый лучший друг».

Составление связного рассказа «Библиотека».

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Индивидуальные беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: ОО «Познавательное развитие» (предметное и социальное окружение), ОО «Художественно - эстетическое» (рисование) на тему: «Любимые игрушки»

Задачи:Образовательные: закреплять формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения;  закреплять умение правильно держать  кисть; умение бережно отн...

Проект по ОО «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» "Покормите птиц зимой!"

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой, мало знают о зимующих птицах, о том как помочь им зимой. Тема проекта «Поко...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасатели»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасате...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП «Мы - солдаты»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП &la...

Конспект НОД по познавательному развитию (Предметно-социальное окружение) для детей младшего дошкольного возраста на тему: «В магазин, за игрушками!»

Занятие адресовано педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Целью его является систематизация знаний в предметно- социальном окружении по темам: "Игрушки","В магази...

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию (предметное и социальное окружение) «Россия – Родина моя»

Цель: обобщение представления детей о том, что такое Родина и малая родина;  о государственных символах (герб, гимн, флаг), о столице г. Москва.Задачи:1. Закрепить знания детей о символах Российс...