План конспект нод
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
План – конспект НОД
Тема: «Русская матрешка»
Составил: воспитатель
Станциер Юлия Федоровна.
с. Звериноголовское, 2018 год
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Количество детей: 6 человек.
Образовательная область «Познавательное развитие»/ Ознакомление с предметным миром.
Тема: «Русская матрёшка»
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с новой игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями матрешки, с изготовлением матрёшки.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народному искусству;
- Воспитывать умение сохранения правильной осанки.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: Рассматривание матрёшки, алгоритма изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физическая минутка, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, мастер, художник.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, плоскостные матрешки с не расписанным фартуком, цветные карандаши, мольберт, проектор или ноутбук.
Структура занятия:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) Приветствие.
II. Основная часть - 15 минут.
а) знакомство с народной игрушкой - матрешкой;
б) рассматривание иллюстраций;
в) физическая минутка;
г) расписывание фартука плоскостной матрешки.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) закрепление материала
в) анализ НОД.
Ход занятия:
Под русскую народную музыку, входят дети.
Воспитатель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас сегодня в нашей просторной светлой горнице. Я хозяйка этой горницы. И зовут меня Матрена. Вы ко мне в гости пришли?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вы не первые гости у меня. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь, присаживайтесь на стульчики, и начнем мы с вами беседу. Сядьте прямо, спинки ровные. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в моей горнице стоит сундук. Сундук мне подарила бабушка. Бабушка мне дарила, и слова заветные говорила: ты храни внучка сундук, сундук полон добра. Вот я его и берегу. А как вы ребята думаете, что в нем? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что же, ни кто ни угадал. А давайте послушаем загадку, и узнаем что там.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …..
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно. (воспитатель достает матрешку и показывает и ставит на стол)
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на экран и узнаем о том, как делают матрешку.
Воспитатель: Матрешку знают во всем мире. Она – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир.(слайд 1) Ее изготавливают из таких деревьев как липа и береза. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки.(слайд 2) Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком, чтобы краска держалась долго.(слайд 3) Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.(слайд 4)
( Во время чтения стихотворения воспитатель раскрывает матрешку и расставляет их на столе)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физминутка «Эх, матрёшечка – матрёшка!:
Воспитатель:
Ну, ребята, не зевайте,
А в кружочек все вставайте!
Хочешь поиграть немножко?
Нарядись тогда в матрешку.
Матрешка мне на ушко шепнула, что в сундуке есть наряды. (Сундук стоит на столе, воспитатель предлагает заглянуть в сундук)
Воспитатель: Этот платочек мы повяжем матрешке, а матрешкой у нас будет … (имя ребенка). Встаем в круг, беремся за руки, а матрешка садится в центр круга.
Эх, матрешечка – матрешка,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек!
(Дети и воспитатель водят хоровод)
Мы тебя кормили,
(Руки ладонями вверх направить в центр, потом на пояс)
Мы тебя поили,
(Руки ладонями вверх направить в центр, потом на пояс)
На ноги поставили,
(Руки на поясе, повороты в право – влево. Матрешка встает на ноги.)
Танцевать заставили!
(Руки на поясе, повороты в право – влево)
Танцуй сколько хочешь!
(Хлопки перед собой)
Выбирай, кого захочешь!
(Матрешка выберает себе пару и танцует под музыку, остальные хлопают)
Воспитатель: Молодцы ребята! Садитесь на свои места.
Воспитатель: Тише, тише, Матрешка мне что-то шепчет. Ребята, матрешка сказала, что ей очень понравился ваш танец. А вам?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот видите, мы с вами порадовали матрешек – станцевали для них. Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые! Но еще матрешка сказала, что у них есть подружки и они грустят. Давайте подойдем к столам и у знаем почему. (Дети подходят к столам)
Воспитатель: Ребята, почему им грустно?
Дети: У них фартук не расписан.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем фартук матрешек. Занимайте места у столов. Не забывайте спинки держите ровно.
(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и плоскостные матрешки с не расписанным фартуком.)
(Во время продуктивной деятельности воспитатель ходит между столами, контролирует осанку детей, помогает в расписывании; контролирует правила работы с карандашом.)
Воспитатель: Как красиво! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Вам нравится ваша работа?
Дети: Да!
Воспитатель: А что вы сейчас делали?
Дети: Расписывали фартук.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашим гостям, что у вас получилось. (Воспитатель размещает работы на мольберте.)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какую игрушку мы сегодня рассматривали?
Дети: Матрешку.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?
Дети: разные, маленькие и большие.
Воспитатель: Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой, яркими красками, большими дружными семьями. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других стран. Вот и мы, ребята, давайте сейчас подарим своих матрешек как сувенир, нашим гостям. (Дети встают и дарят матрешек гостям.)
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. (Дети встают полукругом около воспитателя.) Ребята, я хочу дать вам совет. Чтобы ваша игрушка прожила долгую жизнь с ней нужно обращаться бережно и аккуратно. Вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте возьмем понравившуюся вам матрешку и пойдем, поиграем в группу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)
Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель: включить детей в музыкально-театрал...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...