Наши пернатые друзья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рагулева Марина Владимировна

Конспект ООД. Образовательная область - "Познание"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ д/с № 119 Советского р-на г. Воронежа

Конспект ООД:

«Наши пернатые друзья»

                                                                 Воспитатель: Рагулева М.В.

2014г.

Цель:

Формирование знаний о пользе птиц, которую они приносят человеку, животным и растениям.

Задачи:

Образовательные:

-  Закрепить и расширить знания о птицах, и их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные, водоплавающие. Учить выделять характерные особенности птиц в зависимость их от среды обитания.

 Развивающие:        

- развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи,

-активизировать словарь по теме орнитология, развивать речевую активность;

 - развивать инициативу детей в природоохранной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.

   

Заходят дети и останавливаются на середине зала, там их ждет уже воспитатель(одет в зеленую рубашку, на плече сидит сова)

  Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я Флорик, хранитель музея птиц. Я  знаю о птицах все, ну или практически все. До меня дошли слухи ,что многие из людей совсем забыли про птиц ,и думают, что они им вовсе не нужны. И поэтому я прилетел сюда со своим другом тетушкой Совой ,чтобы  доказать вам, что птицы -это наши пернатые друзья! А еще я знаю, что в этом детском саду дети тоже очень многое знают о птицах и помогают им. Это правда? (ответы детей) Отлично! Тогда мы сейчас это и проверим. И если это окажется правдой, то я вас возьму в свою команду знатоков птиц -Юных орнитологов. А вот кстати и мой первый вопрос -кто же такие орнитологи? ребята ,а кто же такие птицы?

Ответы детей.

Флорик: молодцы, с первым моим вопросом справились. Посмотрим что будет дальше.

А дальше я хотел бы с вами немного поиграть, а вы ?  

Для этого нам нужно разделиться на две команды, я предлагаю вам подойти к столу и выбрать себе птичку, а затем подумать на какие команды вы смогли бы разделиться.

  На столе карточки с птицами,5 перелетных и 5 зимующих.Дети берут карточки и называют птицу, которая там изображена.

Флорик: Ребята,а скажите на какие же 2 группы мы можем разделить этих птиц?

Дети: перелетные и зимующие.

Флорик: Правильно. Команда «перелетных» проходит за один стол, команда «зимующих» за другой.  А теперь, мое первое задание командам. На экране будут появляться изображение птиц, а вы мне должны сказать к какой группе они относятся, а за каждое выполненное  вами задание вы будите получать волшебное перо Жар-птицы, чья команда соберет больше перьев, та и победила. Если команда не знает ответ на вопрос или ответила не правильно, то соперники могут дать ответ и если он окажется верным ,то они получат перо.  Смотрим внимательно на экран, первая картинка команде «зимующих»

   1.утка,лебедь,-водоплавающие

Флорик: молодцы, вы получаете свое первое перо. Следующая картинка для  команды «перелетных»:

   2.индюк,курица-домашние

Флорик:И вы получаете свое перышко, теперь снова внимание на экран, отвечает команда «зимующих»:

   3.орел,сова-хищные

Флорик: Молодцы,и последняя картинка для «перелетных»

   4.павлин,фламинго-экзотические.

Флорик: Правильно! Действительно, ребята  птиц очень много и все они разные. Они отличаются друг от друга например чем? Второй мой вопрос для команды  «зимующих».Посмотрите на экран(на экране появляются изображения синицы и цапли). Каких двух птиц вы там видите? Назовите самое яркое отличие этих двух птиц?  

На экране появляются изображения цапли и синички.

Ответы детей.

Флорик:Молодцы, вы это сразу заметили, и правда у птиц разные ноги. Давайте с вами вместе подумаем почему?

Ответы детей:   в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Если дети не находят правильного ответа, Флорик задает наводящие вопросы(Назовите среду обитания этих птиц?)

Флорик: Что же еще у птиц разного? Теперь предстоит ответить команде «перелетных»

На экране изображение пеликана и клеста.

Дети(команда зимующих): У птиц клювы разной формы.

Флорик: правильно, а давайте подумаем вместе почему?

Дети: Потому что они едят разную пищу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий, загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Фллорик: правильно.  клюв птицы устроен так ,что он помогает ей в добывании пищи. Смог бы ,допустим пеликан своим клювом расщелкнуть семечки, а клест поймать на лету рыбу? Конечно же нет! Молодцы, обе команды за эти сложные вопросы получают по волшебному перышку.

А знаете ли вы, что птицы благодаря своему клюву являются помощниками  животных.

Рассказ Флорика сопровождается показам слайдов на проекторе.

1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.

2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.

3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.

Не только животным, но и растениям помогают птицы.

1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире. Ребята это единственная птичка, которая может летать хвостом вперед.

2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, которые они прячут в разные места.  Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.

3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят. Так что птицы –это наши пернатые друзья и помощники.

Посмотрите, пока мы с вами беседовали, мой друг приготовил для вас замечательное задание. Перед вами на доске висят изображения различных мест обитания птиц, а у вас на столах конверты с птицами вам нужно по одному участнику подойти и найти птички ее место обитания.

На доске изображение леса, водоема, города. Дети по очереди, по одному из каждой команды подходят, называют птицу и на магниты закрепляют под рисунком, где эта птица обитает.

Флорик: правильно. Вы снова получаете по волшебному перышку. А знаете ли вы, почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды? Действительно, искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой. “Как с гуся вода” – есть такая поговорка. Дети, я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и жиром.

Опыт 1: дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

Флорик: Что же произошло? Как вода стекает с рук?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук.

Флорик: То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается. Ребята, а  кто знает  почему водоплавающие птицы не тонут?

Ответы детей.

Флорик: Потому что у них есть еще один секрет, сейчас мы его раскроем.

Опыт 2. С водой и шариками.

Флорик: Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут.

Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они то их и удерживают на воде.

А что помогает водоплавающим птицам плавать? как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

Флорик: Молодцы ребята, а скажите как же вы заботитесь о птицах?

Ответы детей: вешали на зиму кормушки, запасали корм(семечки, хлебные крошки, семена арбуза дыни, ягоды рябины )   Флорик:Правильно, а знаете ли вы что не только зимой нужно строить кормушки ,но и весной делать домики для птиц. Посмотрите вам знаком этот домик? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.

Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты.

     А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы. Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

   Флорик:Ребята, мне тут тетушка Сова на ушко прошептала, что ей тоже хочется домик какой нибудь необычный. Ведь она все время у меня на плече сидит, говорит, что я ей надоел совсем. Давайте порадуем нашу Тетушку Сову и попробуем сделать макет домика для нее. Каждая команда получает одинаковое количество деталей, ваша задача дружно построить домик, пока последняя песчинка не упадет в наших песочных часах.

Флорик: Ну, что Тетушка Сова какой домик тебе понравился. Тетушка Сова говорит ,что оба домика оказались хороши и она вручает каждой команде по перышку.

Дети: Не разорять гнезда.

Не ловить и не убивать птиц.

Не трогать яйца и птенцов.

Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода

Делать кормушки.        

Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.) .

Флорик :Молодцы ,какие вы оказывается еще и шустрые.Ребята, а скажите мне пожалуйста а зачем нам нужно помогать птицам? Готовить им корм? Делать кормушки и скворечники? Какую пользу они приносят? Может они нам вовсе  не нужны? Посмотрите на моем столе лежат небольшие для вас подсказки, по одному из каждой команды подходим берем предмет и пробуем сказать как же он связан с птицами.

На столе лежат авторучка, подушка, почтовый ящик, шапочка врача, самолет, семена растений, брошка.

Дети: Раньше птиц использовали для охоты, они при полете выслеживали добычу и охота  так и называлась соколиная, голуби являлись почтальонами, так как раньше не было телефонов. Наблюдение за птицами привело к тому что люди изобрели первые летательные аппараты.   Они являются помощниками для человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают во множестве мелких грызунов – вредителей полей и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Еще птиц разводят специально они нам дают продукты питания мясо и яйца. Пух используется для изготовления подушек и одеял. Красивые перья используют для украшений (делают брошки, шляпки)А еще птицы красиво поют и их очень приятно послушать они нам нужны еще и для красоты природы. За ними приятно посмотреть как они летают. Они переносят семена деревьев и различных растений, помогают животным.

Флорик: посмотрите, как оказывается важны для нас с вами птицы. Они являются помощниками не только людей, но и животных, растений. Ребята, так можем мы сказать ,что птицы –это наши с вами пернатые друзья?

Ответы детей.

Флорик: А что нам нужно делать чтобы сохранить нашу с ними дружбу? Какие правила надо соблюдать?

 Дети: Не разорять гнезда.

Не ловить и не убивать птиц.

Не трогать яйца и птенцов.

Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода

Делать кормушки.

 Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.)

Ответы детей сопроваждаютя слайдами на экране.  

Флорик: Ребята, а напоследок хочу вам что-то сказать и показать, а вас и наших гостей попрошу запомнить это и передать своим друзьям.

 Солнце - ты светишь над моей головой. "Руки вверх, в стороны"

Звезды - вы сияете над полем и над городом. "Махи руками над головой"

Растения - вы поднимаетесь силой воздуха. "Сесть и встать с поднятыми руками"

Звери - вы движетесь по матушке земле. "Прыжки по кругу"

Камни - вы поддерживаете зверей и растения. "Присесть и собрать камни"

Вода - ты умываешь матушку землю и меня человека. "Умыть лицо"

Птицы - вы летаете над лесами и полями. " Движения руками как крыльями"

Человек - я человек, я маленькая частица природы, я в ответе за все вокруг. "Движения руками"

        Флорик: Спасибо, большое! Вы нас с Тетушкой Совой очень порадовали,  давайте теперь подсчитаем, чья же команда оказалась сильнее. И за это вы награждаетесь почетной шапочкой орнитолога. Вторая команда награждается медалью знатока птиц. Теперь мы с Тетушкой Совой можем вернуться к себе с уверенностью, что эти ребята всегда помогут нашим пернатым друзьям. И расскажут все людям о значимости птиц на нашей земле. Большое всем спасибо! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Наши пернатые друзья»

закрепление знаний у детей по лексичсекой теме "Зимующие птицы"...

Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»

Цель. Формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

презентация "Наши пернатые друзья".

презентация подготовлена к непосредственно образовательной деятельности  "Наши пернатые друзья"...

Занятие по теме "Наши пернатые друзья"

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду....