Конспект НОД по правовому воспитанию для старших дошкольников "Путешествие в Простоквашино"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по правовому воспитанию для старших дошкольников "Путешествие в Простоквашино"
Опубликовано 16.11.2018 - Белоусова Елена Алексеевна.
Познакомить детей с "Конвенцией о правах ребенка", показать значимость документа. довести до сознанания детей, что они тоже имеют права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_prava.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Путешествие в Простоквашино».
Цель: Формирование у детей основ правового сознания.
Задачи:
- Продолжать расширять правовое сознание ребенка через дальнейшее знакомство в игровой форме с Конвенцией ООН о правах ребенка и с Декларацией о правах человека.
- Учить детей самостоятельно находить и реализовывать права ребенка в специально созданных проблемных ситуациях на основе рассказов Э.Н. Успенского «Трое из Простоквашино».
- Закрепить знакомые детям права ребенка и познакомить с правом на личную собственность и неприкосновенность жилища, и тайну корреспонденции.
- Закрепить умение детей решать математические примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
- Воспитывать доброжелательные контакты, координацию взаимодействия всех участников занятия–игры, умение выслушивать, работать в парах, принимать и учитывать мнение других.
- Пополнить словарь детей за счет слов: гражданство, личная собственность, неприкосновенность, семейные связи, свидетельство о рождении, тайна корреспонденции.
Области интеграции:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная
Материал и оборудование:
Экран, проектор, музыкальный центр, музыкальное сопровождение, презентация к занятию, импровизированная изба, «терминал» для покупки билетов, билеты с примерами, карточки с цифрами на местах в поезде, поезд из мягких модулей, карточки для игры «Чей домик?», мяч, письмо, пазлы, раскраски по произведению «Трое из Простоквашино», паспорт, свидетельство о рождении, карандаши, костюм для Кота Матроскина, почтальона Печкина, клей, альбомный лист на каждого ребенка, символы и картинки по правам.
Предварительная работа:
- знакомство детей с основными документами, защищающими права человека «Декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребёнка»;
- чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь» и др.;
- раскрашивание героев сказок, чьи права были нарушены;
- беседа с родителями об обязанностях детей дома;
- заучивание пословиц о семье,
- викторина по сказкам «Какие права нарушены?»
- просмотр мультфильмов;
- игра «Мои права, мои обязанности»; и др.
Ход
Стулья и мягкие модули расставлены в виде паровозика, на котором написано «Свободный – Простоквашино”. Недалеко от поезда находится терминал для покупки железнодорожного билета. Угол зала оформлен в виде избы: стол, на столе самовар, на стенах фотографии дяди Федора, кота Матроскина, родителей дяди Федора.
Кот Матроскин (взрослый) сидит на подоконнике и ест бутерброд с колбасой.
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Дети! Сегодня мы с вами разучим новую песенку…
Матроскин: (перебивает) Мяу! Все занимаетесь, да занимаетесь. Не устали?
Воспитатель. Нет, мы каждый день занимаемся и хотим иметь большой запас знаний, чтобы потом нам было легче учиться в школе. Ведь каждый человек имеет право на что, ребята?
Дети. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
Матроскин. Я жил здесь по соседству недавно вон в том доме, что из окна виден, на чердаке и часто приходил в ваш детский сад прогуляться, и видел, как вы занимаетесь. Даже на прогулке вас чему-нибудь учили и рассказывали так интересно, что я тоже слушал. А вы меня видели, ребята? Нет? Я – кот, а фамилия моя – Матроскин. А вот я вас всех знаю.
(называет детей по именам).
Воспитатель. Да, у каждого ребенка есть имя и фамилия. Даша, объясни коту Матроскину почему?
Даша. Каждый ребенок с рождения имеет право на имя и фамилию.
Воспитатель: Спасибо, Дашенька. Дети вы услышали, как я назвала Дашу? Да верно, я назвала ее ласково. А вы можете назвать себя ласково? Глубоко носом вздохните, а на выдохе назовите себя ласково.
Игровое упражнение « Назови ласково».
Саша: А еще ребенок имеет право на гражданство.
Матроскин. А что такое гражданство?
Дети. Это та страна, в которой ты родился.
Матроскин. А где вы родились и живете?
Дети. В России.
Воспитатель. Да, мы все имеем российское гражданство. Мы – граждане России, Российской Федерации.
Матроскин. Какие вы умные, так много знаете. Это, конечно, хорошо получать знания, чтобы потом стать полезным членом общества. Вот я раньше, когда жил на чердаке, тоже был необразованный котом. А когда я познакомился с дядей Федором, то он меня даже научил писать и читать. И теперь – я самый умный кот в округе. И живу я сейчас в деревне Простоквашино вместе с дядей Федором и Шариком в большом красивом доме. Мы его сами выбрали, он ничей был. Помыли, покрасили, у нас даже телевизор есть. А еще огород и корова с теленочком Гаврюшей. Дядя Федор сказал, что у нас есть право на …, ой, забыл!
Дети: Это право на жилище, на дом.
Воспитатель. Ребята, вы ведь тоже живете в своих домах, квартирах, у вас тоже есть свои личные вещи (обращение к ребенку) Сережа, вот у тебя какие есть лично твои вещи?
Сережа. Игрушки, книжки, моя кровать, зубная щетка, одежда…
Воспитатель. А может кто-то чужой зайти в вашу квартиру и забрать себе вашу игрушку?
Дети. Нет, потому что мы имеем право на личную собственность и неприкосновенность жилища.
Воспитатель: Ребята, вы наверно знаете, что не только люди имеют свой дом, но и у животных есть свои жилища. Я вам предлагаю выполнить упражнение «Чей домик?»
Матроскин. Ой, как много нового я узнал, что немного даже устал. Отдохнуть даже захотелось.
Ой! Придумал!! А хотите поехать к нам в гости в Простоквашино? У нас там такой экологически чистый воздух и продукты свежие. А вы имеете право на отдых?
Дети. Мы имеем право на отдых и досуг.
Матроскин. Вот здорово! Тогда пойдемте скорее на вокзал покупать на поезд билеты.
(дети подходят к терминалу, слышится голос из репродуктора:
«Внимание! Скорый поезд “Свободный – Простоквашино” отправляется с 4 перрона через 5 минут». Дети и воспитатель рассаживаются на стульчики с номером места, какой ответ получился, решив пример в билете на вычитание или сложение; звучит песня, дети имитируют поездку в поезде. По окончании песни дети встают, выходят). Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино».
Матроскин. Приехали! А вот и наш дом. (стучит в дверь).
Грачонок (картинка в окне). Кто там? (в записи)
Дети. Это мы, ребята из детского сада, приехали с котом Матроскиным к вам в гости.
Матроскин. Да, это мои друзья! Проходите, пожалуйста, в дом, располагайтесь поудобнее. Сейчас я вас парным молочком угощу от нашей коровы.
(угощает детей молоком, разливая его по чашкам. Дети пьют.)
Воспитатель. Матроскин, а где же твои друзья?
Кот. Шарик ушел в лес с ружьем на фотоохоту, а дядя Федор уехал в гости в город к своим родителям. Скучно без него. Вот я, лично, не хотел его отпускать, потому что мне скучно. В следующий раз он соберется, а я его не отпущу к его родителям.
Воспитатель. Дети, правильно поступит кот Матроскин, если не отпустит дядю Федора?
Дети. Нет, неправильно.
Воспитатель. Конечно, неправильно. Почему?
Дети: Ребенок не должен быть разлучен со своими мамой и папой, потому что он имеет право на семейные связи.
Воспитатель: Вы с кем живете, ребята?
(дети по очереди отвечают).
Воспитатель. А с кем из родственников можете встречаться или ходить в гости?
Дети. С дедушкой и бабушкой, с двоюродными сестренками и братишками, с тетями и дядями.
Игра с мячом «Кто ты?»
Воспитатель. Ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви. Ребята, а ваши папы и мамы вас любят? Как вы чувствуете любовь, как она проявляется по отношению к вам?
Дети. Заботятся о нас, целуют нас на ночь, покупают одежду, игрушки и т.п.
Воспитатель. Из ваших рассказов видно, что ваши родители очень любят вас и заботятся о вас.
Матроскин. Меня тоже дядя Федор любит, он мне расчесывает шерсть, кормит рыбкой и колбаской.
Воспитатель. У каждого человека, помимо прав, есть еще и обязанности перед родителями. Какие это обязанности? Кто может ответить?
Дети. Слушаться и не огорчать плохим поведением родителей, не разговаривать с мамой и папой грубо, помогать маме по дому, хорошо учиться в школе, а когда будем уже взрослыми, то тоже о них заботиться, потому что они уже будут старенькими.
(стук в дверь)
Галчонок (из окна) Кто там?
Печкин (взрослый). Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от дяди Федора для кота Матроскина.
(входит, обращается к коту) У вас документы есть?
Матроскин. Вот мои документы- усы и хвост.
Печкин. На документе печать должна быть. А где у тебя печать?
(обращается к детям)
Я извиняюсь, а вы кто такие будете? А документы у вас есть?
Дети.
(возможны ответы и «да» и «нет»)
Воспитатель. Каждому человеку с момента рождения выдается документ (показывает свидетельство о рождении). А потом, когда ребенок подрастет, ему исполнится 14 лет, ему выдается вот такой документ (показывает свой паспорт) Дети, вы знаете, как называется этот документ?
Дети. Паспорт.
Воспитатель. Это паспорт гражданина Российской Федерации, здесь есть фотография и печать
(показывает и детям и Печкину)
Печкин. Да, печать есть, ну тогда получите письмо.
Воспитатель. (берет письмо) Давайте поскорее распечатаем письмо и узнаем, что пишет дядя Федор. Давайте откроем. Ну, что? Открываем? (возможные ответы детей: да, нет).
Матроскин. Неправильно делаете, неправильно! Это письмо не вам адресовано, а мне. Каждый имеет право на тайну корреспонденции и переписки. И я – тоже.
Воспитатель. А ведь правильно Матроскин говорит. Извини нас, пожалуйста, и возьми свое письмо. Ребята, запомнили право, которое мы чуть не нарушили?
Дети: Право на тайну корреспонденции.
Воспитатель: Что оно означает?
Дети: Что нельзя читать чужие письма, переписку.
Матроскин (распечатывает конверт и читает)
«Здравствуйте мои дорогие кот Матроскин и Шарик! Мне так грустно без вас, я сильно скучаю, но приехать не смогу. А почему вы сможете узнать, если правильно сложите эти пазлы».
(Матроскин достает из конверта пазлы, сложив которые дети видят картинку, на которой дядя Федор изображен с градусником). Дети работают в парах.
Дети. Дядя Федор заболел, наверное, он простудился.
Воспитатель: А как же можно, дети, помочь ему быстрее выздороветь? Что вы можете посоветовать?
Дети. Выпить горячее молоко с медом, вызвать врача, сделать укол, выпить таблетку, поставить горчичники и т.п.
Воспитатель. Да, дети, вы правильно говорите. Какое право есть у вас, когда вы заболеете.
Дети: Каждый имеет право на медицинское обслуживание.
Матроскин. Ребята, вот наш Шарик осваивает искусство фотографировать красивые пейзажи и зверей. А вы, ребята, чем любите заниматься в детском саду, какие развлечения проводятся в садике? (ответы детей).
Матроскин: Ой вы на это имеете право?
Дети: Да. Ребенок имеет право на досуг: участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, заниматься искусством.
Матроскин: Я тоже люблю играть. Вот у меня тоже есть любимая игра, давайте поиграем? Игра на внимание «Усы, хвост, лапы».
Матроскин: Ребята, я сегодня узнал так много нового и интересного, что боюсь все и не вспомню, когда Шарик придет. А так хочется, чтобы он тоже умным был.
Воспитатель. Дети, как же можно помочь Матроскину?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Я согласна с тобой, Ира. Давайте сделаем альбом с картинками, чтобы Шарику было понятнее.
Продуктивная часть.
Дети выполняют аппликацию на альбомных листах. Собирают альбом. Дарят Матроскину.
Воспитатель: Нам очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо за гостеприимство. До свидания!
Матроскин. Погодите, ребята! Я тоже хочу подарить вам подарок. (раскраски из мультфильма)
(Дети и воспитатель прощаются, садятся на стульчики поезда и под музыку возвращаются в детский сад, идут в свою группу.
Воспитатель: Дети, где мы с вами были? О чем говорили? Со всеми заданиями справились? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе детского сада
И другие конспекты по правовому воспитанию...
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру...
Конспект занятия по правовому воспитанию для старшего дошкольного возраста "Я- гражданин".
Занятие содержит материал по ознакомлению детей с правами каждого человека на имя, фамилию, отчество, семью....
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...
"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)
Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"
Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....