Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №1 детский сад, здание №1 Новосибирской области Чулымского района.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Старшая группа
Тема: «Забота о зимующих птицах нашего края»
Выполнила: Воспитатель I категории
Семенова Галина Николаевна.
Экологический проект для старшей группы
«Забота о зимующих птицах нашего края»
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
А.Яшин
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Проблемы:
Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.
Цель проекта:
Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи:
- Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
- Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
- Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.
Тип проекта:
1. По доминирующему методу: познавательно - практический.
2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.
3. По количеству участников: со всеми воспитанниками старшей группы.
4. По продолжительности: декабрь, январь.
Участники проекта:
Дети старшей группы, сотрудники детского сада, родители.
Этапы проекта:
- Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и иллюстраций.
- Исследовательско - практический: наблюдения на прогулке, ННОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми других группы.
- Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.
Домашнее задание родителям:
- Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
- Изготовить совместно с ребенком кормушку.
- Подобрать корм для птиц.
- Выучить стихотворение о зимующих птицах.
- Подобрать загадки о зимующих птицах.
- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Работа по проекту: ННОД
Познание
- РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве), «Сколько птиц к кормушке прилетело?» (счёт);
- ФЦКМ Разрезные картинки «Зимующие птицы нашего края», домино «Птицы», дидактические игры «Польза птиц», подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Снегири», «Воробушки и кот»;
- беседы: «Как живут наши пернатые друзья?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц», «Как дети с родителями заботятся зимой о птицах?»;
- решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкормить птиц зимой?».
Коммуникация
- заучивание стихотворений И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;
- чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М.Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей»;
- просмотр мультфильма «Высокая горка»:
- рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по картинам);
- беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;
- обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах;
- отгадывание загадок о зимующих птицах;
- творческое рассказывание «Как я спасал птичку зимой»;
- слушание записи «Голоса зимующих птиц»;
- викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»;
- проведение итогового мероприятия «Покормите птиц зимой».
Художественно – эстетическое творчество
- аппликация «Птичка»;
- рисование «Птичка на ветке», «Синичка»;
- лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».
Чтение художественной литературы
- песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;
- сказка обраб. В. Даля «Ворона»;
- рассказ Н.Романова «Умная ворона»;
- загадки о зимующих птицах.
Наблюдение
- «Птицы за деревьями»;
- «Птицы на деревьях»;
- «Птицы на кормушках»;
- «Следы птиц на снегу».
Работа с родителями
- изготовление кормушек;
- рисунки «Птицы зимой»;
- памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой», «Основы экологического воспитания», «Народные приметы»;
- консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», - организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Прогнозируемые результаты:
- Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.
- Приобщение родителей к жизни группы.
- Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
- Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.
описание работы по проекту
Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»
Наблюдение за кормушками: День первый – птиц не было замечено.
День второй – прилетела одна синица.
День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.
Последующие дни – птиц много (даже корма не оставалось после кормежки).
Результаты проекта:
•Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
•Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение
Наблюдения.
Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: « Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».
Голуби.
Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби,
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?
Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».
Наблюдают за повадками голубей:
Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.
Вместе с голубями кормятся и другие птицы.
Воробьи.
Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки. После этого сравним птиц. ( Тело голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)
Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про воробьёв:
Жили – были два воробушка,
Два маленьких, два хорошеньких,
Один Чик, другой Чирик,
Оба вместе Чик – Чирик!
После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».
Дети делятся на три группы: одна – голуби, другая – воробьи, третья – дети.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.
Рассказ: « Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».
Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится
игра «Кто прилетел на кормушку?».
Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.
5-6 детей надевают на голову атрибуты птиц.
Ставится кормушка и по сигналу, дети- «птицы» летят на неё.
Остальные дети говорят, какие птицы прилетели на кормушку.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Приложение
Совместная работа детей и родителей
Изготовление кормушек - «Птичьих столовых».
Рисование "Зимующие птицы нашего края"
Приложение
НАШ ВЕРНИСАЖ
Зимующие птицы
Голубь. Воробей.
Ворона. Синица.
Сорока. Клёст.
Снегирь. Дятел. Свиристель.
Приложение
Художественно – эстетическое творчество
Аппликация
Рисование
«Синица»
Лепка
Приложение
Загадки о птицах
Эта птица символ мира,
Чердаки её квартира.
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно. (Голубь)
Эти птички с хохолком
И красивые при том.
На рябину прилетели
Птички эти… (Свиристели)
Прилетели на базар,
Громко всем сказали «Кар!»
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я … (Ворона)
Не взирая на морозы,
В красных яблоках берёзы.
Подошёл поближе… ай!
Разлетелся урожай. (Снегири)
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я.
Всем известная вам птица,
А зовут меня… (Синица)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока,
Белобокая … (Сорока)
Не дровосек,
Не плотник,
А первый в бору охотник. (Дятел)
Приложение
НА ПРОГУЛКЕ
Кормим птиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192188-1359550553.jpg)
Проект «Зимующие птицы нашего края»
Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой". Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490890-1412258117.jpg)
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-708341-1447420898.jpg)
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905719-1489684121.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-944558-1504681003.jpg)
Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"
В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1157675-1666185222.jpg)
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1067682-1565038738.jpg)
Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...