Конспект занятия по окружающему миру "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;
Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов;
Конкретизировать представления детей об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников;
Развивать правильное звукопроизношение;
Обогатить речь детей новыми словами;
Развивать эстетические чувства;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе. Жители России
Цель: формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии;
— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование: географическая карта России, настольно-печатные игры «Одень куклу в национальный костюм», «Собери пейзаж», «Четвертый лишний», иллюстрация с изображением пограничников, аудиозаписи песен о России («Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, «Гляжу в озера синие...», муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана), слайды с изображением природы России, проектор, аудиопроигрыватель, платок.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, ко мне в гости собиралась приехать племянница Олеся, которая живет в Белоруссии. Она никогда не была в России, поэтому ей хочется все посмотреть, узнать, как живут здесь люди, какие у нас красивые города и села, какая у нас природа. Но случилось так, что она заболела и в ближайшее время не сможет приехать. Вчера я получила от нее письмо. Адресовано оно вам, ребята. Я рассказывала Олесе о том, что вы так много знаете о России, людях, которые живут на ее территории, у вас в группе есть много альбомов с картинками о природе, вы знаете много игр. Олеся просит вас рассказать ей в письме о нашей стране. Расскажем Олесе о России?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, послушайте замечательное стихотворение о России.
Я скажу «Россия»,
В этом слове синем
Шум ветров, шорох трав,
Шелест рощиц и дубрав.
В этом слове блещут росы,
Скрип снегов, метель, морозы.
В этом слове голос мамы,
Соловьиных трелей гаммы.
В нем я слышу смех друзей,
В нем улыбки теплых дней.
Это слово навсегда
Полюбил всем сердцем я.
М. Новикова
Покажите на карте Россию.
Дети выполняют задание.
Россия — большая страна. Она занимает огромную территорию. Ребята, какие цвета преобладают на карте нашей Родины?
Дети. Зеленый, синий.
Воспитатель. Что означают эти цвета?
Дети.Зеленый цвет — это леса, синий — реки, моря и озера.
Воспитатель. Ребята, а хотите узнать, какого цвета наша родная страна? Послушайте стихотворение, которое так и называется «Какого цвета страна родная?».
Ребенок
Какого цвета страна родная?
Я сам про это пока не знаю.
Какой в ней самый красивый цвет?
Что скажешь, мама, ты мне в ответ?
Ну что красивей березок пряди?
Снопы на ниве, как на параде,
Как небо, синий цветущий лен,
Иль белый иней, иль белый клен?
Что лучше, краше? Я жду ответа.
И мама скажет: «Люби все это.
И ветки мая, и море льна.
Страна родная у нас одна!»
Э. Селемнис
Воспитатель. В России есть реки, моря и озера, горы и степи, леса. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что у нас очень богатая и красивая природа.
Игра «Собери пейзаж»
Дети делятся на группы. Каждая группа собирает совместно картины (из пазлов или разрезных картинок) с изображением пейзажа в разное время года.
Воспитатель вместе с детьми любуется получившимися картинами.
Воспитатель. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...», — так писал о России поэт С.А. Есенин много лет тому назад. А вот эти строки о нашей стране написаны недавно современной поэтессой И. Векшегоновой.
Ребенок
Ромашки весь луг засыпали,
А клевер — пушистый шмель,
И пахнет сосной и липою,
И машет крылами ель.
Вот здесь, где все дышит сказкою,
Родились мы и живем,
Поэтому край наш ласковый Родиной мы зовем.
Воспитатель. Много песен придумано о России. Послушайте одну из них.
Звучит аудиозапись песни «Гляжу в озера синие...» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана), параллельно демонстрируются иллюстрации с изображением природы в разное время года.
Предлагаю еще поиграть в одну игру, которая напомнит вам о том, что природа в России отличается от природы других стран.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель предъявляет детям карту с четырьмя картинками, на которых изображены деревья (животные, пейзаж). Одна из четырех картинок не относится к природе России. Дети должны сказать, что лишнее, и ответить, почему они так решили.
Воспитатель. Вот мы и поиграли в игры, которые напомнили вам о том, что природа России очень богатая и ценная. Люди берегут ее, заботятся о ней. Посмотрите на карту России. Ребята, как узнать, где заканчивается территория нашей страны?
Дети. По ее границе.
Воспитатель. Правильно, у России есть граница.
Воспитатель проводит указкой по линии границы на карте.
Кто охраняет границу?
Дети. Пограничники.
Воспитатель. Верно, границу России охраняют воины-пограничники.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением пограничников.
Армией своей Россия славилась всегда. Россияне очень любят свою страну и защищают ее. Как и любое другое государство, Россия имеет определенную территорию; границу, которая показывает, где заканчивается ее территория; армию, которая охраняет эту границу; люди, которые на ней живут. Как называют людей, которые живут на территории России?
Дети. Россияне.
Воспитатель. Люди, которые живут на территории России, называются россиянами, независимо от их национальности. Ребята, представители каких национальностей живут в России? Дети. Русские, татары, башкиры, удмурты, чуваши и др. Воспитатель. На территории России в городах и селах, кишлаках и аулах живут люди разных национальностей — русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие другие. Люди, проживающие на одной территории, должны уважать друг друга, быть, как братья, как пальцы вашей руки в новой интересной игре «Братцы», с которой я хочу вас познакомить. Представьте, что каждый палец на руке означает людей разных национальностей, например: большой палец — башкиры, указательный — русские, средний — татары, безымянный — удмурты, мизинец — коми-пермяки.
Пальчиковая игра «Братцы»
Засиделись в избушке братцы,
(Дети отводят мизинец в сторону — в плоскости ладони.)
Захотел меньшой прогуляться,
(Покачивают мизинцем и возвращаются в и. п.)
Да скучно ему гулять одному,
Зовет он братца вдвоем прогуляться,
(Отводят мизинец и безымянный палец в сторону, затем возвращаются в и.п.)
Да скучно им гулять вдвоем,
Зовут братца втроем прогуляться,
(Отводят вбок три прижатых друг к другу пальца.)
Грустно старшим сидеть в избе,
(Соединяют подушечки большого и указательного пальцев (4 раза). )
Зовут они братцев домой к себе.
(Соединяют все пальцы в щепоть.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что сильнее: один палец или пальцы, собранные вместе?
Дети. Собранные вместе пальцы.
Воспитатель. Вот так и с людьми разных национальностей, проживающих на территории России: чем крепче дружба, тем они сильнее. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам об особенностях национальной одежды народов России.
Игра «Одень куклу в национальный костюм»
Дети делятся на группы, одевают бумажные куклы в национальную одежду (русскую, татарскую, удмуртскую). После выполнения задания рассказывают об основных особенностях, элементах, орнаментах национальной одежды.
Воспитатель. Ребята, у каждого народа, проживающего на территории России, есть не только национальная одежда, но и любимые игры. Какие любимые игры русских людей вы знаете?
Дети. «Лапоть», «Горелки»,«Дрема», «Лапта»,«Долгая Арина», «Плетень».
Русская народная игра «Плетень»
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест-накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают, произнося слова:
Есть старинная игра,
Называется «Плетень»,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем.
С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.
Выигрывает та команда, которая быстрее правильно построится.
Воспитатель. Ребята, а какие игры других народов вы знаете?
Дети. Башкирскую игру «Юрта», татарскую игру «Скок- перескок».
Башкирская народная игра «Юрта»
Дети делятся на группы по четыре человека, образуют круги около свернутых платков, которые лежат на земле. Взявшись за руки, идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Когда музыка смолкает, дети должны развернуть платок и поднять его за четыре конца высоко над головой. Выигрывает группа детей, первой поднявшая платок, — «построившая юрту».
Воспитатель. Все люди, живущие на территории России, имеют равные права, традиции, культуру; все это нужно ценить и уважать. Россия — очень сильная, культурная страна, ее знают во всем мире. Ребята, все ваши рассказы я записала, мы их отправим в письме моей племяннице Олесе. Что еще можно ей послать?
Дети. Картинки с изображением природы России, игры о природе, игру «Одень куклу в национальный костюм», описание любимых игр разных народов, стихи, песни о нашей стране.
Воспитатель. Молодцы, ребята, как вы все хорошо придумали! Думаю, что Олеся обрадуется, когда получит наше письмо. А закончить наше занятие я хотела бы красивой песней.
Звучит аудиозапись песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста
Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью....
Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”
Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...
Проект по теме: "Море и морские тайны" Методическая разработка по окружающему миру (экология) (Для детей старшего дошкольного возраста)
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интерес...
Ознакомление с окружающим миром и природой детей старшего дошкольного возраста
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательно...
Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира + движение для детей старшего дошкольного возраста
Расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта; совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на плоскос...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...
Конспект занятия по окружающему миру + Аппликация для детей старшей группы «Мир животных».
Закреплять представления детей о многообразии животного мира, формировать умение определять класс по признакам, упражнять в описании знакомых представителей животного мира по признакам на основе биоло...