Музейная педагогика как средство ознакомления с родным городом
статья по окружающему миру на тему
Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призванные формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Но в современных условиях наблюдается противоречие, обусловленное нежеланием родителей уделять должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников вследствие отсутствия единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по музейной педагогике | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Умка»
«Музейная педагогика как средство
ознакомления с родным городом».
Воспитатель:
Кашаева Екатерина Ивановна
г. Елизово
2017
«Любовь к родному краю, родной
культуре,
родной речи начинается с малого – любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постоянно расширяясь,
эта любовь переходит к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему
ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками считаю возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, интерес к истории своего края, города.
Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призванные формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Но в современных условиях наблюдается противоречие, обусловленное нежеланием родителей уделять должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников вследствие отсутствия единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.
Мной были выявлены следующие проблемы: дети владеют недостаточной информацией о родном городе; отсутствует интерес к истории города, культурным ценностям, гордость за свой родной город.
Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу, которую строила по блокам, от простого к сложному, от знакомого к неизвестному, учитывая возрастные особенности детей.
Одной из главных форм формирования познавательного интереса к родному городу считаю музейную педагогику. Именно она является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность образовательного учреждения (музейной комнаты).
Так что же подразумевает понятие «Музейная педагогика»?
Музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, а
понятие «музейная педагогика» сформулировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX – начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н. А. Гейнике, И. М. Гревс, Б. Е. Райков и др.) и сторонников образования педагогических, школьных и детских музеев (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленков, М. В. Новорусский, М. С. Страхова, Н. А. Флёров и др.).
В конце XX столетия (1990) на базе Государственного Русского музея создаётся Российский центр музейной педагогики и детского творчества, главной задачей которого являлась интеграция музея в систему народного образования.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, виртуальных музейных посещений, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, активный деятель. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
Дети совместно с родителями изготавливали макеты памятных и культурных мест нашего города. Приносили исторические фотографии города, бережно хранимые теперь в стенах нашего мини-музея в группе детского сада. Часть фотографий легла в основу авторской книги «Пою тебя, Елизово». Постоянное его пополнение формирует детский интерес, воспитывает такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой Родине. Пробуждает у детей желание получить как можно больше информации о родном городе.
Сущность моего опыта заключается в создании творческо-исследовательской среды при ознакомлении дошкольников с родным городом, которая будет способствовать возможности непосредственно прикоснуться каждому ребенку и его семье к своей истории и культуре родного города.
Опыт использования мини - музея в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают о том, какую ценность несет музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной, продуктивной, исследовательской, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Елизово, историческом, культурном, природном своеобразии родного края.
Музейная педагогика — один из самых перспективных направлений
музейного дела в мире. Именно в этом контексте и должна создаваться новая музейная структура — музейно-педагогическая служба социально-досуговой ориентации с привлечением педагогов-активистов, которая призвана: преодолевать традиционную консервативную музейную среду, развивать детские общественные программы в рамках взрослого музея, переориентируя его на зрителя-ребенка. Благодаря этой структуре музеи не будут умирать, к ним будут приходить и «прикасаться» неравнодушные и подготовленные юные посетители.
Список литературы:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...
Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"
Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...
Воспитание патриотизма по средствам ознакомления с родным городом.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « СИМВОЛЫ РОССИИ » ...
Роль музейной педагогики в воспитании любви к родному краю.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что ...
ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»
Данный проект адресован работникам дошкольных образовательных учреждений с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, формирования у детей любви к Ро...
«Использование средств музейной педагогики в воспитании любви к родному краю и его жителям».
Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования, среди которых - активизация познавательного интереса к истории родного города, традициям народной культуры Люди...
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...
- Мне нравится (1)