«Путешествие в мир старины».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тип занятия: комплексное с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно–эстетическое творчество», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s_detmi.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ
Конспект образовательной деятельности с детьми
Составила: воспитатель Ильина О.М.
Тема занятия:«Путешествие в мир старины».
Тип занятия: комплексное с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно–эстетическое творчество», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель занятия:обеспечить возможность проявить творческие способности в ручном труде; сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи образовательных областей:
Образовательная область«Познавательное развитие»:
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас; донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Развивать любознательность детей.
Совершенствовать трудовые навыки.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду людей, участвующих в его выращивании.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать умение детей поддерживать беседу.
Обогащать и активизировать словарь детей: трактор, комбайн, сеялка, элеватор, мельница, жатва,
Закрепить знание народных пословиц и поговорок о хлебе.
Содействовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в неё продуктивной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Познакомить детей с новым материалом для лепки – солёным тестом.
Учить детей лепить из солёного теста, используя знакомые приёмы лепки.
Развивать творческое воображение, умение доводить дело до конца.
Воспитывать аккуратность в работе.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность глазомера.
Развивать психические процессы – слуховую и зрительную память, внимание, мышление.
Развивать умение детей слушать музыку, двигаться под музыку сочетая движения со словами (логоритмика).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба;
Разучивание пословиц и поговорок о хлебе;
Отгадывание загадок;
Чтение художественной литературы;
Дидактические игры;
Лепка хлебобулочных изделий из пластилина.
Оборудование:
Для педагога: изба - украшенная в русском стиле; русско-народный костюм; хлебобулочные изделия; мультимедийное сопровождение (презентация на тему:«Как предки выращивали хлеб»); серия картинок с последующим изображением выращивания хлеба в наше время; машина времени; музыкальное сопровождение.
Для детей: костюм колобка; доски для лепки; скалки; солёное тесто; формочки для вырезания печенья.
I. Содержание организованной деятельности детей.
Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей. Воспитатель обращает внимание детей на солнечный день и предлагает подарить свои солнечные улыбки присутствующим в зале.
Воспитатель:(у воспитателя в руках разнос, на нём каравай, накрытый полотенцем)Ребята, я принесла вам очень вкусный, ценный и полезный продукт. Ни один праздник, ни одно застолье не обходится без него. Люди многих профессий трудятся для того, чтобы этот продукт каждый день был на вашем столе. Как вы думаете, что это?
Дети: Хлеб.
Воспитатель:(убирает полотенце, показывает детям хлеб) Правильно, это хлеб.
Хлеб, который я вам принесла, называется каравай, так в старину называли круглый хлеб. А вы хотите узнать, как раньше выращивали хлеб?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Тогда приготовьтесь, закройте все глазки, с помощью «машины времени» мы отправляемся в прошлое.
(Включается звукозапись, загорается лампочка на «машине времени», начинается отсчёт.В это время открываются шторы, за которыми расположена изба, украшенная в русском стиле).
Хозяйка избы: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, откуда вы прибыли?
Дети: Мы прибыли из будущего.
Хозяйка избы: А с чем вы пожаловали?
Хозяйка избы: Мы хотим узнать, как в старину выращивали хлеб.
Хозяйка избы:Тогда присаживайтесь на лавочки, внимательно слушайте и смотрите.
В давние времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь у вас. Но хлеб в лесу не вырастишь!
(Демонстрация слайда №1).
И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали с помощью плуга и лошади. Работа пахаря очень тяжёлая, поэтому этим занимались в основном мужчины. Земля вспахана, теперь её нужно засеять.
(Демонстрация слайда №2).
День сева – считался торжественным днём.К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди, в котором находилось зерно, выходили в поле. Сеятель шел по полю, беря горсть зёрен, и через каждые два шага равномерно разбрасывал их веером, слева направо.
(Демонстрация слайда №3).
Наступают жаркие летние деньки.И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб.
(Демонстрация слайда №4).
Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и увязывали в снопы.
(Демонстрация слайда №5).
Колосья собранной пшеницы сначала сушили, а затем молотили цепями, чтобы зерно высвободить из колосков. Очищали от шелухи, складывали в мешки и везли на мельницу.
(Демонстрация слайда №6).
На мельнице зерно перемалывали в муку, ссыпали в мешки и везли для хранения в амбар – это такой сарай для хранения муки.
(Демонстрация слайда №7).
А потом уже из муки хозяйки замешивали тесто, формировали округлые хлеба и выпекали их в печи.
(Демонстрация слайда №8).
Хлеб был главным лакомством на столе. Круглый хлеб называли караваем. Не один праздник не обходился без каравая.
А в ваше время так же выращивают хлеб?
Воспитатель:Нет. Много лет прошло с той поры. Труд хлебороба, по-прежнему, очень тяжёлый, но в наше время людям помогает техника.
Сначала хлеборобы подготавливают почву к посеву. Как они это делают?
Ребёнок:(Дариначитает стихотворение)
Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода –
Побежит за трактористом ранним утром борозда.
(Показ картинки №1 – трактор).
Воспитатель: Правильно,трактористы вспахивают землю, рыхлят ее и начинают сеять зерно.
(Показ картинки №2 – трактор с сеялкой).
К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
Ребята, а что нужно, чтобы зерно, попав в землю проросло?
Дети:(Примерные ответы: нужны тепло, свет и влага.Тепло и свет даёт солнце, а влагу даёт дождь).
Воспитатель: Правильно,солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорас-тает. А давайте покажем, как растут зёрнышки (проводится физкультминутка)
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало(руки над головой, ладошка к ладошке)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают, покачиваясь)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (раскрывают руки в стороны над головой).
Вот и взошла пшеница!
(Показ картинки №3 – пшеничное поле).
За ее ростом следит – агроном. Летом всё поле в золотистых колосьях. А когда приходит осень, колосья созревают. Пора убирать урожай, а то зёрна могут осыпаться. Давайте вспомним, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
Ребёнок:(Азалия читает стихотворение)
Хлеб созрел, в полях моторы песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры полевые корабли.
(Показ картинки №4 – комбайн).
Воспитатель:Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри комбайна вычищает зёрна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
(Показ картинки №5).
А куда же шофёр увозит зерно? (ответы детей)
Ребёнок:(Каримчитает стихотворение)
Слышен, летом до заката гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор урожай грузовики.
(Показ картинки №6 – элеватор).
Воспитатель: Зерно везут в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.
Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей)
(Показ картинки №7 – мукомольный завод).
Правильно, на мукомольный завод. Что делают с зерном на мукомольном заводе?(ответы детей).
(Демонстрация слайда №8 – хлебозавод).
Затем муку везут на хлебозаводы и пекарни, где пекарь выпекает из нее различные хлебобулочные изделия.
(Демонстрация слайда №9 – прилавок с хлебом).
Готовые изделия доставляют в магазины, где мы их покупаем и с удовольствием едим.
Сегодня вы узнали, какой трудный путь прошёл хлеб, прежде чем оказаться у вас на столе.
Хозяйка избы:Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что еслив доме есть хлеб, то голод не страшен. В народе есть такая пословица: «Хлеб – всему голова». А вы, дети, знаете пословицы о хлебе?
Дети: «Без труда, хлеб не родится никогда»;
«Работай до поту, поешь хлеба в охоту»;
«Плох обед, коли, хлеба нет»;
«Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе»;
«Когда проголодаешься, то, как хлеба достать догадаешься»;
«Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь»;
«Пот на спине, так и хлеб на столе»;
«Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, и стол доска»;
«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре»;
«Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает»;
«Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат»;
«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»;
«Сей в добрую пору – соберёшь хлеба гору»
«В хлебе вся сила».
Хозяйка избы: Молодцы, ребята!
II. Продуктивная деятельность детей.
Хозяйка избы: Я предлагаю вам, побыть пекарями. И приглашаю всех в мою пекарню. Но вот беда, чтобы попасть туда, нужно отгадать загадку. Отгадаете?
Дети:(ответы детей).
Хозяйка избы: Слушайте. В одной из русских сказок, главный герой был сделан из муки. Как его звали?
Дети: Колобок!
Хозяйка избы: Правильно. А вот и колобок (воспитатель одевает полумаску ребёнку, заранее одетому в жёлтый костюм), который укажет нам путь в пекарню.
(Под музыку проводится логоритмика «Колобок»).
Хозяйка избы: Вот мы и на месте!
Хочу вам сказать, что обычно перед работой с тестом, пекари тщательно моют руки и одевают чистую белую одежду. Но мы с вами этого делать не будем, потому-что тесто для вас я приготовила солёное, изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Мы будем печь хлебобулочные изделия не для еды, а для игры в магазин. Занимайте места и приступайте к работе (напомнить детям, что приёмы лепки из теста те же, что для лепки из пластилина).
(Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста)
(По окончании работы Хозяйка избы хвалит детей и предлагает изделия взять с собой в будущее)
III. Итог занятия.
Хозяйка избы: Ребята, вам понравилось быть пекарями?
Дети:(ответы детей).
Хозяйкаизбы:Я думаю, что вы сегодня очень много всего узнали, и я от вас узнала много нового и интересного. Но самое главное – это то, что вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежал свежий хлеб. Хлебом дорожи, за столом бери столько, сколько сможешь съесть, и никогда не играй им!
«Человек привык трудиться – люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зёрнышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – ТРУД!
Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.
(Дети прощаются с Хозяйкой избы, благодарят её, закрывают глаза, включается звукозапись, загорается лампочка на «машине времени», начинается отсчёт.В это время шторы закрываются, дети оказываются - дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё ...
"Путешествие в далекую старину"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящих своих родител...
Викторина на тему: ”Путешествие в далекую старину”.
Цель: создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.Задачи: закрепить знания детей о жи...
Сюжетно - ролевая игра "Путешествие в музей старинных вещей"
Сюжетно - ролевая игра "Путешествие в музей старинных вещей" для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Путешествие в мир старинных вещей"
Проект по изучению истории русского быта....
Интерактивное путешествие «Посиделки в старинной избушке»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с жилищем наших предков; обобщить и систематизировать представления детей о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти...