Наши соседи-насекомые
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тимонина Ирина Александровна

Краткосрочный проект: «Наши соседи – насекомые».

Образовательная область: экологическое воспитание.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

 

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;
  • воспитывать бережное отношение к живому;                                                                              
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;

 

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых;
  •  иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида: форма тела, количество ног, наличие крыльев; способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  •  знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  •  находить сходства и различия;
  •  владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  •  составлять описательный рассказ о насекомом с использованием  опорной схемы.

 

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка», «Паучок – пилот», Г.Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий  «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок.
  •  просмотр мультфильмов «Как муравьишка домой спешил», «Пчёлка Майя», «Под грибом».

 

Работа с родителями.

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, «бабочка» для украшения участка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект: «Наши соседи – насекомые».

Образовательная область: экологическое воспитание.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;
  • воспитывать бережное отношение к живому;                                                                              
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых;
  •  иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида: форма тела, количество ног, наличие крыльев; способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  •  знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  •  находить сходства и различия;
  •  владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  •  составлять описательный рассказ о насекомом с использованием  опорной схемы.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка», «Паучок – пилот», Г.Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий  «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок.
  •  просмотр мультфильмов «Как муравьишка домой спешил», «Пчёлка Майя», «Под грибом».

Работа с родителями.

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, «бабочка» для украшения участка.

Занятие по экологическому воспитанию

«Какие бывают насекомые».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов. Уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Оборудование: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин, карандаши, бумага.

Ход занятия

Перед началом занятия дети рассматривают карточки и иллюстрации с насекомыми.

В. - Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д.- О насекомых.

В.- Правильно! Ребята, посмотрите у всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко. А что ещё есть у насекомых?

Д.- На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

В.- Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д.- С помощью хоботка они питаются, крылья нужны, чтобы передвигаться.

В.- Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Д.- Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

В.- Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Д.- Цветочным нектаром, листьями.

В.- Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

Д. Потому что они выделяют "молочко".

В. Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

Теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка Бабочка – красавица

                               Всем цветочкам нравится. ( Наклон головы поочередно к левому и правому плечу, одновременно плавное поднятие рук).         

                            Божья коровка, алая спинка,

                          Уцепилась ловко коровка за травинку,

                           Вверх неспешным ходом ползёт по стебельку

                          К пахнущему мёдом яркому цветку. ( Поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтем правой руки, поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки).

                           Муравьишка в чаще дуб тяжелый тащит.

                             Эй, товарищи-друзья, выручайте муравья. (Руки впереди, опущены и сжаты в кулаки. Наклон вперед, выпрямиться, руки поднять к правому плечу. Наклон вперед выпрямиться, руки поднять к левому плечу).

          Поднимайте плечики,  прыгайте кузнечики.  (Подскоки на двух ногах).

игра "КТО ГДЕ ЖИВЁТ".

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен).

Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

В.- Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций). У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Почему? (ответы детей)

В.- Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые?

Д.- В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

В.- Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

игра "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

В.-  Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

В заключении детям предлагается вылепить или нарисовать понравившееся насекомое.

«В гости к хозяйке луга».

Задачи:

  • закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
  • развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;
  • учить отгадывать загадки о насекомых;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Материал:

Игрушки - насекомые: бабочка, божья коровка, комар, муравей, жук, стрекоза, кузнечик, оса, листы цветного картона, наборы картинок «Насекомые», «Животные», «Птицы», зелёная скатерть.

          Ход занятия:

 -Ребята, давайте мы сегодня отправимся  на солнечную полянку, в гости к насекомым!

Дети подходят к столу, накрытому зелёной скатерть. Их встречает хозяйка луга.

Х.л. Доброе утро, дорогие дети. Как я рада, что вы меня сегодня навестили. Вы, наверно, хотели поиграть  на  нашей весенней полянке с моими друзьями?  К сожалению, веселье придётся отложить. Посмотрите, моя полянка опустела.  

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница  и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.

1. На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза).

2. А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.          (Муравей.)

3. Модница крылатая,
 Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, 
Укусит — будет плохо.   ( Оса).

4. Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

 А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.    (Пчёлы.)

5. Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.   (Бабочка)

6. Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.  (Божья коровка)

7. Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький … (кузнечик)
8. Его поймал я на цветке,
   Зажал, как следует в руке.
  Жужжит он: «Попрошу без рук,
   Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж –    (жук)

Х.л. Какие вы молодцы!  Сколько маленьких жителей этой полянки вы расколдовали.

Физминутка.  Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась,

                        Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась.

                        Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.

Х.л. Ребята,  злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать.  Собрала   всех вместе и насекомых, и птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать насекомых из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.

- Ребята,  ведь мы с вами не сдадимся?

Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых.  

 -У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок. Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им? (ответы детей)

-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них  есть и лапки.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы! (Дети выбирают из предложенных картинок только насекомых.)

Х.л.  Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Х.л.  Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения). Воспитатель выкладывает на стол угаданных игрушечных  насекомых.

Х.л. Маленькие жители благодарны вам за спасение и  хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала и на какой листик? (Кузнечик на зелёный лист бумаги, жук – коричневый лист и т.д.) Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Х.л. А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)    

Х.л. А от кого они прячутся? (ответ)

Х.л. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно! Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

 Х.л. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Х.л.  А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель. Мы много нового увидели и узнали про насекомых. Нам пора прощаться с жителями этой маленькой  солнечной полянки.  

Мы от всей души  благодарим гостеприимную хозяйку  луга.

Дидактические игры и упражнения

                                                                                             Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,              У пчелы полно забот:

Весело порхая,                                  Над цветком пчела кружит,

Собирает мёд                                     Добывать ей надо мёд,

Пчёлка полевая.                                 Про дела свои жужжит –

                                Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -  ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели – ж-ж-ж,                       «Пчёлки» летают.

Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,    

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

                                 

                                                                                       Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук   -з-  в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

                                                Подвижная игра  

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

                                                                                     Дидактическое упражнение на внимание

                                                                                                    «Найди ошибку художника»
Цели:
 развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

                                                                                     Подвижная игра

«Поймай комара».

 Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, 
ловкость.

                                                                               Упражнение

«Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела,                Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека.         Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит                    Указательные пальцы выставляют 
Укусить скорей спешит      вперед, остальные поднимают,
                                                                                            делают ритмичные выбросы рук
                                                                              Пальчиковая гимнастика

«Насекомые».                            
Прилетела к нам вчера полосатая пчела  (Машут ладошками).
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, два жука и стрекоза, (на каждое название насекомого загибают один пальчик, делают кружки из пальцев)  
Как фонарики глаза. (подносят к глазам) Пожужжали, полетали,(машут ладошками).

От усталости упали (роняют руки на стол). 

                                                                                      Подвижная  игра

 «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.
                                                                                         Подвижная игра

 «День и ночь»
                                                                                                 («Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

                                                                Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

                                                                                                                Дидактическая игра
                                                                                                                     «Собери цветок» 
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.                                                                          
                                     

             

Викторина «Что мы знаем о насекомых»  

Цель: Обобщить знания о насекомых, развивать память, внимание, вызывать интерес к игре.

Задание 1  Загадки

  Самого не видно, а песню слышно,

  Летит, пищит, случай не упустит:

  Сядет и укусит.                (Комар)

 Кто нектар цветочный пьёт,

 Полосатый, а не кот?         (Шмель)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка)

                                                                         

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

                               (Бабочка)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

                            (Муравей)

 На поляне возле ёлок

 Дом построен из иголок.

 За травой не виден он

 А жильцов в нём миллион.

                            (Муравейник)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

                                      (Кузнечик)

Разрешенья не спросил,

 Подлетел - и укусил!
                                               (Комар)                                                Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец.   (Паук)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…      ( Стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её…  (Пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда сажусь. (Жук)

 Кто над нами вверх ногами

 Ходит - не страшится,

 Упасть не боится,

 Целый день летает,

 Всем надоедает.   (Муха)

  Над цветком порхает, пляшет,

  Веером узорным машет. (Бабочка)

   Домовитая хозяйка,

   Пролетела над лужайкой,

   Похлопочет над цветком

   Он поделится медком. (Пчела)

                               

  Не солнце, не огонь, а светит.

                                      (Светлячок)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.  

                                          (Кузнечик)                                                    

Вокруг носа вьётся,                                            

А в руки не даётся. (Муха)

                                                                           В лесу у пня суета, беготня –

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит.     (Муравьи)    

   

Не зверь, не птица и нос как спица,

Летит – кричит, сядет – молчит.

Кто его убьёт, кровь свою прольёт.  

                                                (Комар)                                                                                                  

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,                                      Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.  (Бабочка)

                                                                          Прыгает пружинка – Зелёная спинка.  (Кузнечик)

                                                                              Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …   (Муравей)

                                                                                                         


Задание 2

                                       Ответь на вопросы

  • Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
  • Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
  • Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
  • Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
  • Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).
  • Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
  • Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
  • Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
  • Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)
  • Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
  • Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
  • О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
  • На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
  • Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)
  • Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)
  • Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду)
  • Где у комара уши? (В усах)
  • Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)
  • Где живут тараканы? (В домах)
  • Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? ( Разносят инфекции)
  • Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)

Задание 3

                                   Игра  «Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • заяц, ёж, лиса, шмель;
  • трясогузка, паук, скворец, сорока;
  • бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
  • таракан, муха, пчела, майский жук;
  • стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Задание 4

                                 «Игра в слова»

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

Подведение итогов.

Продуктивная деятельность «Бабочка».

Цель: Способствовать развитию воображения, фантазии, мелкой моторики.

           Закреплять знания о насекомых.

Оборудование: Изображение бабочек, картон, цветная бумага, клей, ножницы.  

Ход работы:        Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

                                                           

    Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

-Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

-Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

-Начнём сначала!

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

- Посмотрите, сколько бабочек, и какие они разные. У каждой свой рисунок.

Сейчас мы с вами сделаем своих бабочек.

- Перед вами лежит шаблон «бабочка» и различные фигуры из цветной бумаги.

- Возьмите в руки бабочку.

- При помощи цветных фигурок и клея украсьте крылья своей бабочки.

        Завершив работу дети во время прогулки «сажают» свою бабочку на цветок или куст.

Консультация для родителей

 «Любовь к природе воспитываем с детства».

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существование экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняется вода в реках и морях. Не потому ли мы «вносим природу» в городские квартиры, служебные помещения, офисы, инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сейчас редкая семья не содержит кошки или собаки, попугайчика или черепахи, аквариума или комнатного цветка. Это не удивительно, ведь мы устаём от потока людей и машин, от компьютера и телевизора, от шума, спешки и одиночества в толпе большого города. Вы имеете возможность всесторонне развивать ребёнка: расширять кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы - показывая их необычность, взаимосвязь. Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. Обращать внимание ребёнка на красоту природы, разнообразие форм и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных.

Взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы. Вовлекать ребёнка в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давать посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей, вы развиваете в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждать ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывать готовность помогать делом. Читайте детям книги о природе, смотрите телепередачи.

Помните!, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. Главное вызвать в ребёнке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Консультация для родителей

"Первая помощь при укусах насекомых"

  Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

 Единичные укусы пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

 Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

    В том случае, когда реакция на укус  насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи насекомые.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие реб...

проект "наши соседи - насекомые".

проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...