Конспект НОД "В гости к Деду Морозу"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Иванова Наталия Сергеевна

Приобщение детей к национальной культуре, расширение кругозора и представления детей о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gosti_k_dedu_morozu.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

в подготовительной логопедической группе

«В гости к Деду Морозу»

Цель: Приобщать детей к национальной культуре, расширять кругозор и представления детей о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

1)Закреплять: умения дифференцировать признаки и приметы времен года, знания о зимних месяцах, днях недели.

2)Расширять представления детей о свойствах снега.

3)Закреплять: знания о геометрических фигурах, умения решать простые математические задачи в пределах 10.

4)Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зима».

5)Совершенствовать грамматический строй во время самостоятельной речевой деятельности.

6)Развивать умения вести диалог, закреплять навык составления ответа на вопрос в виде развернутого предложения.

  1. Развивающие:

1)Развивать фонематические представления, анализ, синтез и слуховое восприятие.

2)Развивать умения уменьшать и увеличивать число на 1

3)Совершенствовать умения выделять в процессе восприятия несколько качеств (цвет, форма, величина).

4)Развивать координации движений, профилактика плоскостопия.

5)Развивать наблюдательность, воображение, любознательность, память, логическое мышление.

  1. Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

2)Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, готовности детей к совместной деятельности.

3)Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение друг к другу.

Технологии: здоровьесберегающие (логоритмика, профилактика плоскостопия), игровая, ИКТ.

Оборудование: игра «Собери снежинку », СД проигрыватель, аудиозапись из к/ф «Чародеи» - «Три белых коня», аудиозапись «скрип снега», ворота, палочки, обтянутые белой тканью, для выкладывания дорожки, белые простыни, снежинки, экран, проектор, презентация, подушки, коробка с рукавицами, несколько елочек разной величины и из различных материалов, коробка с шариками, музыкальные молоточки, мешок с сюрпризом, схемы для выкладывания снежинок, фломастеры, карандаши, соль, столовые ложки, конверт, ленточки.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о зиме, о Новогодних праздниках в разных странах. Беседа о традициях празднования  Нового года на Руси. Просмотр мультфильмов: Двенадцать месяцев, Снегурочка, Снеговик-почтовик, Когда зажигаются ёлки, Дед Мороз и Серый волк, Новогодняя ночь, Дед Мороз и лето.

Просмотр слайдов, фотографий, картин по темам: зима, празднование Нового года в разных странах.

Слушание звуков природы: метель, пурга, вьюга, скрип снега. Слушание музыки П. И. Чайковского. «Времена года».

Д/И Назови соседей, Что сначала, что потом? Что я пропустила? Исправь предложение. Подскажи словечко. Где спрятался звук.

Решение занимательных задач, задач-загадок, примеров, составление задач.

Наблюдение за зимними явлениями в природе. Ведение календаря.

Игровые упражнения по профилактики плоскостопия.

Ход занятия:

Деятельность взрослого

Деятельность детей

На экране слайд с зимним пейзажем.

- Сегодня утром почтальон принес нам письмо. Не пойму от кого оно, конверт не подписан. Давайте откроем его, может быть станет понятно, кто прислал нам письмо.

Открываем письмо, из него выпадают кристаллы снежинок.

 - Ой, что это? (показывает на кристаллы)  Что нам делать?

Приходим к выводу о том, что нужно собрать предмет из частей.

Игра «Собери снежинки»

-Посмотрите внимательно на кристаллы. Что на них изображено?

-Какие кристаллы лишние?

-Почему вы так решили?

-Соедините кристаллы между собой по кругу, на которых изображены признаки зимы. 

- Что у нас получилось?

- В конверт попала снежинка, интересно, кто же нам прислал письмо?

- Подождите, подождите, как же я сразу не увидела! (показывает на конверт) Здесь загадка, может быть, теперь мы узнаем, чьё это письмо?

В валенках и в шубе,

С ёлкой и с мешком.

 Все его мы любим,

 Все его мы ждём.

 Борода седая,

 Усы и красный нос,

 Все его мы знаем.

 Это ... .

- Правильно – ну и шутник Дед Мороз! А где же письмо?  Конверт пуст.

- Давайте посмотрим. (подходим к снежинкам, находим послание, читаем) «Дорогие ребята, вот я и завершил свои зимние дела и приглашаю вас в свой сказочный терем».

- Кто помнит, где находится его терем?

- Правильно, в Великом Устюге у Дедушки свои владения, там и стоит его гостеприимный терем, куда мы сейчас и отправляемся.

- На чем можно отправиться в путешествие?

- Путь к Деду Морозу долгий, поэтому отправимся в путь на волшебных санях.

Быстро в саночки садитесь

Эй, поехали, держитесь!

- Привезли нас сани, куда не знаем сами. На экране слайд Великого Устюга.

(Появляется снеговик)

Снеговик: - Здравствуйте! Вы оказались в сказочных владениях Деда Мороза. Но, чтобы попасть в терем Деда Мороза, нужно пройти через волшебные ворота и правильно ответить на вопросы.

Игра «Да – нет» («Верно – неверно»)

Снеговик: - Если ответите правильно,– можно проходить, если нет – нужно встать последним и попробовать еще раз.

  • У Деда Мороза шуба зеленого цвета?
  • Снегурочка – внучка Деда Мороза?
  • Дед Мороз живет в Африке?
  • Дед Мороз передвигается на санях, запряженных тройкой лошадей?
  • Дед Мороз передвигается по небу?
  • Дед Мороз дарит детям подарки на 8 марта?
  • Дед Мороз носит очки?
  • На ногах у Деда Мороза валенки?
  • На руках у Деда Мороза надеты перчатки?
  • В руках Дед Мороз держит мешок с подарками и посох?
  • На голове у него кепка?

Снеговик: - Молодцы ребята, впереди вас ждет «Тропинка-невидимка», пройдете по ней и попадете в терем Деда Мороза.

Взрослый: - Как же нам увидеть тропинку?

Снеговик: - Чтобы тропинку увидеть, нужно ее построить из волшебных палочек. Палочки у меня есть. Я вам дам их, если скажите, как называли зимние месяцы раньше.

Как называли раньше декабрь?

- Как называли раньше январь?

- Как называли раньше февраль?

Дети получают за ответы палочки для выкладывания тропинки.

- Какая длина у нашей тропинки? Сосчитайте.

Аудиозапись: Скрип снега. Взрослый прислушивается:

- Тише-тише, ребята вы слышите? (останавливаются, запись выключается)

Идут дальше, запись включается.

- Что же это такое, вы слышите? (продолжают идти, прислушиваются)

- Действительно, это снег скрипит. Интересно, а почему он скрипит, вы знаете?

Опыт «Почему снег хрустит?»

- Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках.

- Подумайте, на что похож снег?

- Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Вывод: 

- Что вы слышите?

(ломаются кристаллики соли).

- Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Из чего состоит снег?

- Когда ломается одна снежинка можно услышать звук?

- Хотя кристаллики снежинок очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Почему?

- Где же терем Деда Мороза? Мы не заблудились? Давайте посмотрим вокруг внимательно.

На экране  слайд №3 – терем Деда Мороза.

- Посмотрите, какой большой и уютный дом у Дедушки Мороза, в нем 12 комнат, как вы думаете почему?

- Правильно. Предлагаю совершить экскурсию по терему.

На экране  слайд №4 – гардеробная комната.

- У Деда Мороза есть разные костюмы: зимние и летние, нарядные и спортивные. Как вы думаете, где хранит свои костюмы Д.М.?

- Хранятся они в гардеробной комнате.

- А здесь у Д.М. целая коллекция рукавиц (показывает коробку). Ой, а рукавицы перепутаны. Давайте сделаем сюрприз, поможем Д.М. разложить рукавицы по парам.

Игра «Наведи порядок» - подобрать пары рукавиц. Детям раздать по одной рукавице, нужно подобрать пару в соответствии с цветом и геометрическим рисунком.

На экране  слайд №4 – спальня Деда Мороза.

- А сейчас мы с вами перенесёмся в другую комнату. Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, как называется эта комната? 

- Обратите внимание, кровать не простая, а сказочная, она украшена резьбой по дереву. Покрывало вышито морозным узором.

- Давайте посчитаем, сколько подушек на кровати Д.М.

- Как вы думаете, зачем Д.М. столько подушек?

- В первый день недели Д.М. спит на маленькой подушке, а в последний день – на самой большой. А вы помните названия дней недели? Давайте вспомним и назовем.

Игра «1,2,3,4,5 – дни недели нужно знать!». На экране появляются по очереди подушки.

- А спит Дед Мороз на снежной перине. Из чего она сделана?

- Перина-то совсем прохудилась! Добавим снежинок в перину, чтобы Дедушка Мороз спал на пушистой мягкой перине.

Игровое упражнение «Собери снежинку»

(Собрать снежинку по образцу: дети получают карточки с изображением разных снежинок по цвету и количеству лучиков)

На экране  слайд №5 – комната важных дел  Деда Мороза

- Перед рабочим кабинетом Сказочного Волшебника есть приемная. Это Комната важных дел. Здесь личный помощник Дедушки Мороза работает – наши письма разбирает, да «Морозные новости» рассылает о встречах и визитах.

На экране  слайд №6 – кабинет Деда Мороза

- А вот и сам кабинет Дедушки. Что мы видим в кабинете.

- Как вы думаете, что делает Дед Мороз в кабинете?

- Да, конечно, в рабочем кабинете стоит стол, за которым Зимний Волшебник читает письма от детей со всего мира, да добрые дела совершает.

На экране  слайд №7 – библиотека Деда Мороза

- Дальше мы попадаем в самую «умную» комнату волшебного дома. Как она называется?

- Да, это библиотека. Книг здесь превеликое множество. Есть книги - подаренные, есть написанные в Доме Дедушки Мороза, а есть книги особенные – книги-великаны. Дедушка и сам любит сочинять стихи, и для вас сочинил задачи в стихах. Попробуйте их решить.

 Отгадывание математических загадок:

Шесть снежинок закружились

На ладонь мне опустились.

А потом ещё одна

Опустилась и легла.

Подскажите мне немножко

Сколько снежинок на ладошке?

***

Снегурочка ёлку наряжала

Шесть шариков она достала.

Вдруг Кощей проказник

Решил испортить праздник

Ветер злобный напустил

Одну игрушку он разбил.

Но не будем горевать

Ведь осталось ещё...

На экране  слайд №8 – комната ёлочек

- Это – комната ёлочек. Почему она так называется?

- Посмотрите, сколько здесь ёлочек! Какие они?

- Из чего же сделаны ёлочки?

- А вот эта елочка не украшена (показывает на елочку)! Давайте сделаем сюрприз, украсим ёлочку.

Игра «Укрась елочку».

 - Ребята, чем можно украсить ёлочку?

- Кажется, в этой коробке что-то есть, (показывает коробку с шариками). Повесим на елку только те шарики, на которых изображены картинки, название которых начинается со звука [а]

На экране  слайд №9 – комната желаний

- А эта комната называется - Комнатой желаний. Подумайте, почему?

- Здесь все желания исполняются! Нужно закрыть глазки и под звон волшебного молоточка загадать желание. Главное, чтобы желание было добрым. Давайте загадаем желание. А теперь нужно повторить волшебные слова и в ритм отстучать молоточком, желание обязательно исполнится!

Логоритмическое упражнение «Отстучи ритм»

- Вы желанье загадали?

  Да-да-да!

  Молоточки в руки взяли?

  Да-да-да!

  Скажем важные слова?

  Да-да-да!

  Крибли-крабли-крибли-кра,

  Тара-тара-тара-ра

  Бом-бом-бом

  Хлоп-хлоп-хлоп

  Чтобы все у нас сбылось!

- Есть в сказочном доме и комната подарков, которые Д.М. получает от гостей. Посмотрите, как много разных подарков! Каждый год эту коллекцию пополняют подарки от сказочных героев из разных стран.

Но дарить подарки ему нравится больше, вот и вам подарки приготовил. Загляните-ка в мешок.

- Вот и пришла пора нам возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Какая комната понравилась больше всего? Какое задание понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового узнали сегодня? Что вам было уже известно?

Прощаемся с гостями, уходим в группу под музыку

Дети под музыку входят в зал, здороваются.

Дети соглашаются.

Варианты ответов детей.

- На кристаллах изображены осень, лето, зима, весна.

- На кристаллах изображены времена года.

- Лишние кристаллы с изображением осени, весны, лета.

- Потому что кристаллов с изображением зимы больше.

- Потому что сейчас зима.

Дети выбирают из кристаллов только те, на которых изображены признаки зимы и собирают снежинку.

- У нас получилась снежинка.

Варианты ответов детей:

- Матушка Зима, Снеговик, Снегурочка, Дед Мороз….

- Дед Мороз.

- Кто-то похитил письмо.

- Дед Мороз зашифровал письмо.

- Дед мороз написал письмо на снежинках.

- В лесу.

- На севере.

- В городе Великий Устюг.

- На самолете, на корабле, на поезде, на машине, на автобусе….

Дети исполняют упражнения с ленточками под музыку из к/ф «Чародеи» - «Три белых коня».

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Лютень, студень, стужайло

- Ветрозим, перезимье, лютовей, трескун

- Ветродуй, бокогрей, вьюговей, снежень

Выкладывают из палочек тропинку,

Называют длину (мерка палка), за взрослым идут по тропинке.

- Нет, ничего не слышно?

- Обувь скрипит.

- Кто-то идет.

- Это снег скрипит.

Варианты ответов детей.

- Сахар, соль......

Дети выполняют опыт.

Делают вывод.

- Слышен скрипящий или хрустящий звук.

- Снег состоит из множества снежинок.

- Когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно.

- Под ногами ломаются сотни тысяч снежинок, и мы слышим скрип.

- Вот терем!!! (показывают на картинку)

Подходят ближе к экрану, садятся

- По количеству месяцев в году.

- В году 12 месяцев.

- В шкафу.

Дети выполняют задание. 

- Большую кровать.

- Спальня Деда Мороза.

Дети считают. 

- Подушек семь штук.

- На каждый день недели - своя.

Дети называют день недели, в который Д.М. спит на этой подушке.

- Из снега.

- Из снежинок.

Дети соглашаются.

Дети выкладывают снежинки из фломастеров или карандашей по образцу при помощи ног.

- В кабинете стоит письменный стол.

- Читает письма детей.

- Отвечает на письма детей.

- Это библиотека.

- Семь

- Пять.

Варианты ответов детей.

- В этой комнате много ёлок.

- В этой комнате хранятся ёлочки.

- Ёлочки разные, они сделаны из разного материала.

- Сделаны они из шишек, бумаги, пластиковых пакетов, печенья, ткани и даже кружева.

- Ёлочку можно украсить мишурой, колокольчиками, шариками, бантиками…

Дети выполняют задание.

Варианты ответов детей.

- В этой комнате можно загадать желание.

- Если загадать желание в этой комнате, то оно сбудется.

Дети отстукивают ритм стихотворения.

- Да-да-да! (хлопают в ладоши)

- Да-да-да! (стучат молоточком)

- Да-да-да! (стучат молоточком)

Стучат 4 раза

Стучат 4 раза

Стучат 3 раза

Хлопают 3 раза

Стучат 4 раза

Взрослый выслушивает ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия: "В гостях у Деда Мороза"

Конспект открытого занятия для младшей группы...

Конспект занятия по математике "В гостях у деда Мороза"

Цель занятия : закреплять знания о составе числа 10, способствовать навыкам ориентировки в пространстве и на листе бумаги, создавать условия для решения логических задач с математическим содержанием...

Конспект занятия по ФЭМП "В гости к Деду Морозу"

Область Познавательное развитие...

Конспект НОД " В гостях у Деда Мороза"

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие". " Музыка"...

Конспект «В гости к Деду Морозу» по нравственному воспитанию детей подготовительной группы

Конспект «В гости к Деду Морозу» по нравственному воспитанию детей подготовительной группы...