Планирование экспериментальной деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Планирование занятий по экспериментальной деятельности с детьми старшего и подготовительного возраста, разработанное на основе пособия Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование экспериментальной деятельности
Месяц | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Старший возраст | ||||
сентябрь | Живой кусочек | Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений. | Рассматривание овощей, фруктов Д/и «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Отгадай по запаху» Чтение художественной литературы об овощах и фруктах | Рисование овощей, фруктов (раскраски, по трафаретам, шаблонам) |
Почему осенью листья желтеют? | Показать взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды. | Наблюдение на прогулках (листопад, разноцветные листья) Д/и «С какого дерева лист?» Чтение художественной литературы М.Ивенсен «Падают листья» НОД по ИЗО «Осенние листья» | Составление букетов из осенних листьев. Изготовление поделок из природного материала Аппликации из листьев Рисование листьев (по трафаретам, шаблонам) | |
октябрь | Свойства воды | Показать значение воды для всего живого, формировать представление о свойствах воды: текучая, жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы. | Наблюдение на прогулке за дождем, за лужами Чтение художественной литературы «Поэзия дождя» К.Паустовский, «Живительный дождик» и «Сытые пузыри» М.Пришвин, «Хотела галка пить…» Л.Толстой Д/и «Что шумит?» | Игры с водой |
Познакомить со свойством воды – прозрачность, показать значение чистой воды. | ||||
ноябрь | «Твердая вода» | Формировать представление детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах льда. | Наблюдение на прогулке: как вода превращается в лед Украшение участка цветными льдинками | Игра «Арктическое морское путешествие» Игры с льдинками |
Свойства воды | Дать представление о свойстве воды растворять некоторые вещества, способность отражать окружающие предметы | Интерактивная игра «Свойства воды» Чтение «Сказка о воде» И.Урядовой | Игры с водой | |
Дать представление о том, что вода может быть разной температуры | Наблюдение на прогулке за снегом Интерактивная игра «Три состояния воды» | |||
декабрь | Путешествие Капельки | Дать элементарные представление о круговороте воды в природе. | Просмотр м/ф «Заяц-Коська и родничок», «Капитошка», «Возвращайся, Капитошка», Чтение «Сказки о дождинке», «Глупый зайчик и ручеек», «Заяц-Коська и родничок» | |
Вода – источник жизни | Показать значение воды в жизни живой природы, формировать привычку бережно и разумно ее использовать. | Чтение художественной литературы экологическая сказка «Жила-была вода»; «Сказка о живой воде» | ||
январь | Мир пластмасс | Формировать умение узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. | Просмотр презентации «Мебель» | |
Мир металлов | Формировать умение узнавать предметы из металла, определять их качественные характеристики и свойства. | Рассматривание коллекции металлов | ||
февраль | Мир дерева | Формировать умение узнавать вещи из древесины, познакомить с ее качествами и свойствами. | Рассматривание деревянных изделий | |
Мир бумаги | Дать сведения о различных видах бумаги, дать возможность сравнить их качественные характеристики и свойства, понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Рассматривание коллекции бумаги Интерактивная игра «Из чего что сделано?» Аппликация с использованием разных видов бумаг Конструирование из бумаги | Конструирование из бумаги | |
март | Мир тканей | Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, представление о том, что одежда их тех или иных тканей может иметь свое назначение. | Рассматривание коллекции тканей Чтение художественной литературы В.Осеевой «Иголочка» Д/и «Когда что надевать?», «Чего не стало?», «Угадай профессию» Интерактивная игра «Из чего что сделано?» Аппликация из тканей | С/р игра «Ателье» Д/и «Я – модельер» |
Мир резины | Формировать умение узнавать предметы из резины, определять их качественные характеристики и свойства. | Чтение стих А.Барто «Резиновая Зина» Д/и «Из что сделано?» | ||
апрель | В мире стекла | Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства. | Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе»; А.Барто «Стекло» Д/и «Кукла Катя обедает», «Найди такую же» Просмотр презентации «Посуда» Д/и «Что шумит?» | |
Волшебные стеклышки | Познакомить с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, биноклем, телескопом, подзорной трубой, объяснить для чего они нужны человеку. | Рассматривание различных предметов при помощи микроскопа в группе, лупы – на прогулке | ||
Чем можно измерять длину? | Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения, познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. | Просмотр м/ф «38 попугаев» | ||
май | У кого какие клювы? | Формировать умение устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. | Чтение художественной литературы рассказы В.Бианки Д/и «Где чей клюв?» Наблюдение на прогулке за птицами Просмотр презентации «Птицы» Интерактивные игры «Чем питается птица?», «Где чей клюв?» | Наблюдения в природе, кормление птиц. Изготовление поделок. Рисование птиц |
Почему комар пищит, а шмель жужжит? | Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Наблюдение на прогулках за насекомыми Составление коллекции насекомых Создание и рассматривание макета «Насекомые» Просмотр презентации «Насекомые» Д/и «Кто где спрятался» | Рисование насекомых | |
Подготовительный возраст | ||||
сентябрь | Какими бывают камни | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. | Рассматривание коллекции камней Интерактивная игра «Свойства камня» | Игры с камешками «Выложи картинку» |
Свойства глины и камня | Сравнить свойства веществ камня и глины. | Д/и «Отгадай на ощупь» Интерактивная игра «Свойства глины», «Свойства камня» | Лепка из глины | |
октябрь | Живые камни | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных. | Просмотр презентации «Живые камни» | Выполнение отпечатков листьев на влажном песке, глине, на пластилине, в гипсе |
Что такое горы | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. | Моделирование гор из пластилина | Постройка гор, пещер из камней во время прогулки. | |
ноябрь | Почему горы разрушаются | Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы. | П/и «Гора и камешки» | |
Откуда взялись острова? | Познакомить с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Рассматривание географических карт, глобуса | ||
Как происходит извержение вулкана? | Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Рассматривание макета вулкана | ||
декабрь | Воздух повсюду | Формировать представления о свойствах воздуха, показать значение воздуха для всего живого. | Интерактивная игра «Свойства воздуха» Д/и «Узнай по запаху» | Игры с лодочкой, шариками |
Почему дует ветер? | Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах воздуха. | Наблюдение на прогулках за ветром, определение направления ветра | Игры с вертушками | |
январь | Что отражается в зеркале? | Формировать представление о свойстве предметов – отражение. | П/и «Повтори наоборот» | |
Почему предметы движутся? | Формировать представления о силе трения. | |||
февраль | Сила тяготения | Формировать представления о силе тяготения. | Рассматривание глобуса | |
Упрямые предметы | Формировать представления о силе инерции. | |||
март | Что такое масса? | Выявить свойство предметов – масса, познакомить с прибором для измере-ния массы – чашечными весами, со способами их использования. | С/р игра «Магазин» | |
Испытание магнита | Формировать представления о явлении магнетизма, о том, какие предметы им обладают. | Определение сторон света на прогулке П/и «Север-юг» Интерактивная игра «Что магнитится» | Игры с магнитами: «Закати шарик», «Рыбалка», «Волшебная перчатка» | |
Компас | Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный, расска-зать об использовании магнита в ком-пасе, о необходимости компаса людям. | |||
апрель | Электричество в нашей жизни | Дать первоначальное представление об электричестве, электрической лампе и электроприборах | Д/и «Свет бывает разный» Наблюдение на прогулке за фонарями Закрепление правил пользования с электроприборами Теневой театр | Н/и (с электрической схемой проверки) «Изучаем мир» |
Что такое молния? | Объяснить причину образования молнии, формировать основы безопасного обращения с электричеством. | |||
май | Солнце, Земля и другие планеты | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы о том, почему происходит смена дня и ночи, времен года, о том, что Земля – уникальная планета. | Рассматривание макета Солнечной системы П/и «Найди свое место в Солнечной системе» Чтение художественной литературы К.Чуковский «Краденое солнце» | Рисование на тему «Моя голубая планета Земля» Игры с солнечными зайчиками |
Радуга в небе | Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет. | Д/и «Превращение цветов» | Рисование радуги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование экспериментальной деятельности
Материал для подготовительной группы, содержит описание опытов с водой, воздухом, почвой, песком....
Планирование экспериментальной деятельности
Планирование для всех возрастных групп по экспериментальной деятельности...
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками
Представлено перспективное планирование по каждой возрастной группе детского сада по экспериментальной деятельности....
Календарно-тематическое планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Календарно-тематическое планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Консультация для воспитателей «Планирование экспериментальной деятельности»
Консультация для воспитателей «Планирование экспериментальной деятельности» (консультация сопровождается показом слайдов)Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного ин...
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить прис...
Планирование экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной группе для детей с ТНР
Перспективное планирование дважды апробировано в работе по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью. Опыты и эксперименты адекватны возрасту старших дошкольников, а также отвечают зада...