Краткосрочный информационно-практический проект в подготовительной группе «Люди отважных профессий»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Цыганкова Наталья Юрьевна

Цель проекта: Формирование и развитие личности воспитанников, высокого чувства долга, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.

Актуальность проекта:  Нынешнее общество переживает сложные времена. В современном  мире  изменился характер и спектр угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуаций. Они же являются самыми  незащищенными.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения не теряет своей актуальности в течение длительного времени. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников детского сада, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.  Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его  к встрече с возможными трудностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyudi_otvazhnyh_professiy.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Василек» г. Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

Краткосрочный

информационно-практический

проект в подготовительной группе         «Люди отважных профессий»

Автор:

Цыганкова Наталья Юрьевна,

воспитатель,

                             высшая квалификационная категория

Цель проекта: Формирование и развитие личности воспитанников, высокого чувства долга, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.

Актуальность проекта:  Нынешнее общество переживает сложные времена. В современном  мире  изменился характер и спектр угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуаций. Они же являются самыми  незащищенными.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения не теряет своей актуальности в течение длительного времени. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников детского сада, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.  Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его  к встрече с возможными трудностями.

 Формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать детям навыки грамотного  безопасного поведения  в той или иной чрезвычайной ситуации совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям:

  • предвидеть,
  • научить,
  • уберечь.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя лишь охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Возникла необходимость  обеспечить безопасность  детей с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Работа  нашего коллектива  строится  на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • противопожарная и техногенная безопасность;
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

     Работа, которую я провожу с детьми своей группы, включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

         Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии  с реализацией образовательной области «Безопасность» программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

         Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.  Сотрудничество с родителями начинаем с изучения знаний и умений родителей. Затем разрабатываем мероприятия с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

Задачи проекта:

1.Образовательные:

  • Формировать и расширять представление детей об особенностях  героических профессий людей, оказывающих помощь в различных жизненных ситуациях:
  • Знакомство детей с профессией «Спасатель-МЧС», популяризировать деятельности МЧС России
  • Популяризировать деятельность правоохранительных органов;
  • Расширять представления о деятельности людей связанных  с противопожарной  безопасностью; медицинской службой.
  • Учить предотвращать опасные  ситуации с помощью знаний личной безопасности.
  • Научить детей правилам вызова служб специального назначения.
  • Развивать любознательность, память, логическое мышление, способность делать выводы.
  • Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Сформировать понятие у детей о важности и необходимости данных профессий.
  • Расширить словарный запас детей
  • Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми  для действий в экстремальных ситуациях;
  • Закрепить знания о причинах возникновения ЧС;
  • Создание презентации «Отважные профессии»

2.Развивающие:

  • Развивать  умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развивать черты характера, свойственные представителям мужского пола (смелость, отвагу, желание защищать слабых и беззащитных);
  • Формировать гендерные представления, умения соотносить себя с определенным полом (мужским, женским) и его характерными особенностями;
  • Формировать начальные предпосылки безопасной жизнедеятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.
  • Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  • Воспитывать чувство гордости за людей данных профессий, быть         благодарными им за самоотверженный труд        
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
  • Воспитывать  у старших дошкольников ответственность за личную         безопасность,  безопасность общества и государства;
  • Воспитывать  ответственное отношение к личному здоровью, как         индивидуальной и общественной ценности;
  • Воспитывать ответственное отношение к сохранению окружающей          природной         среды, как основы в обеспечении безопасности         жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • Развивать  потребность  ведения здорового образа жизни ;
  • Активизировать  двигательную  активность, развивать физические         качества: ловкость, быстрота, смелость;
  • Воспитание взаимопомощи, доброжелательности по отношению друг к         другу, гордость за людей данных профессий;

Практические:

  • Сформировать у детей понятие общечеловеческих ценностей,        побуждать детей к их  осмыслению, к выработке личного отношения к         ним, к освоению собственной внутренней позиции
  • Сформировать у детей понятие «опасная ситуация»;
  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль         педагога) ;
  • Активизировать желание искать пути разрешения проблемной         ситуации.
  • Вовлечение специалистов  (родителей) из  пожарной части города;         отдела полиции, представителей МЧС и медицинской службы города в        образовательный процесс ДОУ
  • Формирование навыков коммуникативного общения;
  • Формирование эмоциональной заинтересованности.

Ожидаемые результаты: Проводя работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей, мы стремимся добиться  следующих результатов:

  • Чтобы у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
  • Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (работа с родителями)

Цель:  

повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о профессиях людей  спасающих нас в чрезвычайных ситуациях.

  • Анкетирование;
  • Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «огонь друг или враг», «Чтобы не было бед, лучшее учение собственный пример» «В стране Светофории», «Скоро ваши дети пойдут в школу –научите их предвидеть опасные ситуации»;
  • Создание презентации для детей и родителей «Люди отважных профессий»;
  • Художественное творчество;
  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность.

2.Практический (реализация проекта):

Работа с детьми проводится на протяжении всей недели. Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цель дня, в конце дня подводятся итоги.

Темы дня:

Понедельник:  «Где могут жить неприятности»

  • Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и         здоровья предметах, которые встречаются в быту;
  • Научить соблюдать определенные правила поведения дома, на улице, на природе и т.д.
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
  • Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения;

        Вторник:  «Профессия пожарный»

  • формировать представление детей о профессиях людей, оказывающих помощь в различных жизненных ситуациях, где свирепствует огонь;
  • дать понятие, какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем.
  • Какие  правила нужно знать и  соблюдать, чтобы дружить с огнем.

        Среда:   «Профессия полицейский»

  • Расширять представления воспитанников о  разнообразии специальностей этой профессии.
  • Закреплять знания о поведении на улице, в общественных местах, в различных ситуациях.
  • Воспитывать уважительное отношение к защитникам правопорядка.

        Четверг:   «Профессия спасатель»

  • знакомство с профессией «спасатель»
  • воспитание уважительного отношения к людям, работающим спасателями;
  • формирование понятия чрезвычайная ситуация и МЧС;
  • знакомство с различными видами чрезвычайных ситуаций и их причинами;
  • закрепление правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Пятница:  «Профессия военный врач»

  • Обогатить и расширить представления детей о профессии врача;
  • Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
  • Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях совершаемых докторами, о результатах их труда  об оборудовании.

                                        

Наименование мероприятия

Тема мероприятия

Понедельник

«Где могут жить неприятности»

1

Беседы

  • «Один в комнате»
  • «Опасные домашние помощники»
  • «Таблетки не конфетки»
  • «Опасный незнакомец»

2

Подвижные игры

  • «Высота»
  • «Огонь и вода»
  • «Искорка»
  • «Убеги от беды»
  •  Игра с мячом « Свой. Чужой. Знакомый ».

3

Словесные игры

  • «Вопрос-ответ»
  •  «Можно – нельзя»
  • «Доскажи словечко»
  • « Если правда – крикни - да»

4

Сюжетно-ролевые

  • «Больница»
  •  «Магазин электроприборов»
  •  «В аптеке»
  • «На прогулке возле дома»
  •   «Путешествия по городу».
  •  «В лесу»

5

Дидактические игры

  • «Что случиться если…?»
  • «Где живут неприятности»
  • «Что перепутал художник»
  • «Четвертый лишний»

Вторник

«Пожарная безопасность»

1

Беседы

  • «Зачем нужна пожарная служба»
  • «Важная профессия - пожарный»
  • «Огонь друг или враг»
  • «Эта спичка невеличка»

2

Подвижные игры

  • «Огонь»  
  • «Пожарные на учениях»
  • «Полоса препятствий»
  •  «Искорка и капелька»(с лентами)
  •  «Поймай огонек»

3

Словесные игры

  • «Кросс- вопрос»
  • «Разрешается- запрещается»
  • «О чем спрошу угадай»(загадки)
  • «Да и нет»

4

Сюжетно-ролевые

  • «Ателье» (шьем одежду для пожарных)  
  • «Корреспондент-интервью у пожарного»
  • «Пожарные на вызове»
  • «Построй ангар для пожарного транспорта»

5

Дидактические игры

  • «Огнеопасные предметы»
  •  «Потуши пожар» (средства тушения пожара)
  •  «Где живет огонь»  
  •  «Собери пожарного на вызов»

Среда

«Профессия полицейский»

1

Беседы

  • «Опасные ситуации на дорогах»
  • « Дорожная грамота». «Безопасная улица» «Обходи опасные места»
  • «7 правил поведения на улице»
  • «Незнакомые предметы»

2

Сюжетно-ролевые игры

  • Рисование дорожных знаков
  • «На автобусе по городу»
  • «Ты сегодня - пешеход»
  • «Большая прогулка»

3

Подвижные игры

  •  «Иду по безопасной дорожке»
  • «Стоп»
  •  «Оцени поступок»
  •  «Трамвай»

4

Дидактические игры

  • «Что нужно для работы»  
  •  «Волшебник» (о транспорте)    
  • «Светофор»
  •  «Дорожное лото»
  • «Дорога к бабушке»
  • «Разрезные картинки»
  • «Разложи правильно»
  • «Найди улики»
  • «Модели ситуаций» 

5

Словесные игры

  • «Запрещается- разрешается»
  •  «Песенка дорожных знаков»
  • «Парные картинки»
  •  «Найди нужный знак»
  • «Верно-неверно»

Четверг

Профессия спасатель

1

 Беседы

  • «Где работают спасатели?»
  • «Дети – спасатели»
  •  «Стихийные бедствия»
  • «Где живут неприятности»

2

Сюжетно-ролевые игры

  • «Спасатели»
  •  «Всегда в  готовности»
  •  «Семья – Чрезвычайные ситуации»
  •  «Отдых на природе»

3

Подвижные игры

  • «Спасение утопающих»
  • «Спасатели на учениях»
  • «Выручи животных из беды»
  • «Подбеги, нужный телефон найди»

4

Дидактические игры

  • «Собери картинку»
  •  «Чего не стало»
  •  «Говорящий кубик»
  •  «4-ый лишний»

5

Словесные игры

  • «Кто это»
  •  «Кому это нужно»
  •  «Выбираем работу»
  •  «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Пятница

«Профессия доктор»

1

Беседы:

  •  «Что значит врач?»
  •  «Как сберечь свое здоровье»
  • «Кто животных лечит»
  • «Какими качествами должен обладать доктор?»

2

Сюжетно-ролевые игры

  • «Поликлиника»
  •  «Аптека»
  •  «Скорая помощь»
  •  «Ветеринарная клиника»

3

Подвижные игры

  • «Помоги  пострадавшему»  
  • «Неотложная помощь »
  • «Тренировка на стадионе»
  • «Найди витаминки»

4

Дидактические игры

  • «Что сначала что потом»
  •  «Кто что лечит»
  •   «Кому без них не обойтись?»
  • «Собери чемоданчик доктора»

5

Словесные игры

  • «Так-не так»
  •   «Собираемся на работу»  
  •   «От слова к слову»
  •  «Угадай кто это?»    

Полученные результаты: 

Взаимодействие педагогов МДОУ, родителей  работающих в   полиции, МЧС, пожарной части, врачей,  позволило внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей. 

  • Сформированы  и развиты личностные качества  воспитанников: чувства долга и ответственности за близких и слабых, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.
  • Дети осознают саму суть понятий: «опасно» и «безопасно» - уяснили, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснили суть здоровья и повреждения организма. Знают общую информацию о себе (фамилию, телефон и т.д.).
  • Дети знают основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т.д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель), открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т.д.
  • Дети усвоили  основные правила безопасности при нахождении на улице - о том, что нельзя подымать с земли шприцы, острые предметы, например, осколки стекла, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т.д.
  • Дети усвоили  основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д.), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.)
  • Дети знают  базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД.
  • Дошкольники понимают правила поведения в основных ситуациях:            «на природе»,  «на солнце», «на воде», «во время гололеда» «во время наводнения», «если видишь смерч»  и т.д. (особенный акцент сделан на явления присущие данной местности.) 

         Планомерная и систематическая деятельность  взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

Используемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. _ С.П..1992
  3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000
  4. Богданов В.В. История обыкновенных вещей. – М., 1993
  5. Козлов С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996
  6. Стеркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – С-П., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "В мире профессий"

Проектная деятельность в подготовительной группе....

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Социально-значимые профессии нашего села»

Автор: Журкова Ольга Николаевна (воспитатель подготовительной группы) Продолжительность: среднесрочный (2 месяца) Вид проекта: познавательно – творческий Возраст детей: подготовительная группа Уч...

Конспект НОД в подготовительной группе «Люди героических профессий»

Цель: систематизирование знаний детей о людях героических профессий....

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»...

Проект в старшей группе Люди военных профессий

Актуальность проекта:В настоящее время очень мало времени уделяется воспитанию детей как патриотов своего Отечества. А ведь именно при воспитании чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине.В основ...

Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»

Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»...