Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности
консультация по окружающему миру на тему
Как организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.pdf | 1.81 МБ |
kommentarii_k_slaydam.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комментарии к слайдам
Слайд 2
Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Слайд 3
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт».
Задачи экспериментальной деятельности:
Развитие мыслительных способностей: умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать.
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
Развитие у детей представления о химических свойствах вещества.
Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.)
Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
Слайд 4
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям.
- « Живая природа” (дети знакомятся с характерными особенностями сезонов в разных климатических зонах, с многообразием живых организмов, их приспособлении к окружающей среде)
- “Неживая природа” (изучают свойства воздуха, воды, почвы, минералов)
- узнают о “Физических явлениях” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и других явлениях)
- “Человек” (дошкольники получают сведения о функционировании организма и др.)
- “Рукотворный мир” (у детей формируются представления о свойствах материалов).
Слайд 5
Классификация детского экспериментирования
- по характеру используемых объектов (опыты с растениями, животными, объектами неживой природы)
- по причине их проведения (случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка)
- по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические – проводимые от случая к случаю, систематические)
- по месту проведения опытов (в группе, на участке)
- по количеству детей (групповые, индивидуальные, подгрупповые),
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные, многократные или циклические)
- по продолжительности (кратковременные 5-15 минут, продолжительные –более 15 минут)
Слайд 6
При проведении экспериментов выделяются этапы:
- Постановка, формулирование проблемы, которую нужно решить
- Целеполагание (что нужно сделать для решения)
- Выдвижение предложений (гипотез) поиск возможных способов решения
- Проверка гипотез (непосредственное проведение опыта)
- Анализ полученного результата (подтвердилась гипотеза или нет, обсуждение результатов увиденного)
- Фиксация результатов
- Формулировка выводов
При организации опытно – экспериментальной деятельности нужно учитывать следующие требования:
-безопасность для жизни и здоровья детей;
-достаточность возрасту и уровню развития;
-доступность расположения материала.
Слайд 7
В младшей группе необходимо оборудовать мини – лабораторию для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.
Слайд 8
В старшей и подготовительной группах формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Слайд 9
1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,
2. В уголке экспериментирования необходимо иметь основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Слайд 10
В результате организации детского экспериментирования
- У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
- Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы и их свойствах; о свойствах различных материалов ,
о применении их человеком в своей деятельности.
- Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
- Ребенок чувствует себя первооткрывателем. Все это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое и стремящегося к самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».
Ø Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Тема: «Необходимые условия для жизни растений». Тема: «Посев семян гороха».
Систематизировать знания детей о процессе посадки семян....
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоват...
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, познавательно-исследовательская деятельность это – сквозной механизм развития ребенка. На протяже...
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Как построить познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду на основе ФГОС?...
Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)
СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Формы работы при создании организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....