Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
консультация (старшая группа) на тему
Как построить познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду на основе ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_starshih_doshkolnikov.docx | 181.36 КБ |
prezentatsiya_poz-issled_deyatelnost.pptx | 611.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Познавательно - исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Согласно требованиям ФГОС (2.6.) программное содержание должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности, и охватывать 5 образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие».
Понятие деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Понятие познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
В процессе познания участвуют:
– объект познания, то есть то, на что направлено познание,
– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),
Уровни познания:
- ощущения (воздействие на органы чувств человека – цвет, запах, звучание..)
- восприятие – совокупность ощущений передающих целостный образ предмета.
- представления - это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий (понятия, суждения, умозаключения).
Практика является источником познания.
Понятие исследование - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо.
Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
Согласно ФГОС (2.7.) конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности:
Младенческий возраст (2 месяца-1 год) | Ранний возраст ( 2-3 года) | Дошкольный возраст (3 года - 8 лет) |
|
|
|
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
К.Е.Тимирязев.
Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Анализ литературы позволил выявить основные функции познавательно-исследовательской деятельности:
- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
- освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений;
- освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающегo мира);
- развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Технология А.И. Савенкова
Технология А.И. Савенкова отвечает требованиям ФГОС, а именно обеспечивает:
- собственное добывание знаний ребенком;
- субъектность присвоения знаний;
- учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
- радость от детского творчества.
Исследовательская деятельность предполагает: (по А.И. Савенкову):
Алгоритм действий | Умения |
|
|
I этап - обучающий
- Провести 2-3 тренировочных фронтальных занятий.
- Подготовить 2 ребенка (познакомить с карточками исследования), остальные зрители.
II этап – самостоятельные учебные исследования
- Готовят карточки исследователя на каждого ребенка.
III этап – исследовательская практика ребенка в детском саду.
- Дети самостоятельно работают в группе (индивидуально, подгруппами), дома.
Методика проведения
Подготовка
Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Образцы карточек представлены на рис. 1. Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона. Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4). Изображения лучше всего выполнить из цветной бумаги и наклеить на картон. На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.
Рис. 1. Карточки с изображением методов исследования
На таких же по размеру листочках картона надо заготовить специальные надписи и картинки — «темы» будущих исследований. Для этого наклейте на картон изображения животных, растений, зданий и картинки по другой тематике. Примеры представлены на рис. 2.
Рис. 2. Карточки с изображением тем исследования
Кроме того, для занятий понадобятся ручки, карандаши, фломастеры.
Для записей исследователей понадобятся маленькие листочки бумаги размером примерно 7х7 сантиметров.
Проведение тренировочного занятия
Подгруппа (12–13 детей) располагается вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых мы впоследствии будем раскладывать карточки с темами и методами исследования. Можно посадить детей кружком на ковре. Дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее. В этом случае карточки с темами будущих исследований и другие материалы будут выкладываться в центре круга, образованного детьми.
Как только все удобно устроились, раскладываем все приготовленные материалы и объявляем: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца». Им предстоит вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа.
В качестве добровольцев лучше выбирать энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники.
Выбор темы
Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им ранее заготовленные карточки с различными изображениями — темами исследований. Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске. В обсуждение по поводу выбора темы надо включить всех участвующих в занятии детей.
После короткого обсуждения, направляемого взрослым, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку. При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать. А интересное исследование возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов.
Например, мы можем взять тему «Поведение слона» или «Разработка космического корабля для туристических поездок». Но эти темы не позволят нам использовать, например, метод наблюдения или провести собственные эксперименты. Поэтому на первых тренировочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.
Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно пока убрать.
Составление плана исследования
К примеру, дети, выделенные нами в качестве главных участников исследования, выбрали карточку с изображением попугая (морской свинки, черепахи, вороны, воробья и др.). Таким образом, тема нашего исследования — «Попугай». Это будет особенно действенно, если в живом уголке действительно живет попугай (черепаха или кто-то еще).
Если живого уголка нет или в нем нет попугая, мы можем взять любую тему из области неживой природы. Например: «луч света», «магнит», «вода» и т.п.
Объясним исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.
Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Естественно, что эти вопросы обращены не только к выделенной нами паре детей. Они адресованы всем детям, участвующим в занятии.
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, ответившего ребенка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названы такие методы, как наблюдение или эксперимент, положите в круг карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые дети не назовут, на первых порах следует подсказать.
Опыт показывает, что дети часто называют методы: наблюдение, эксперимент, посмотреть в книгах, обратиться к компьютеру и даже задать вопросы специалисту, но нередко забывают о том, что «надо подумать самостоятельно». Это естественно и нормально. На первом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации.
Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре), — не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.
Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».
Следующий вопрос — «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».
Можно добавить в арсенал методов исследования такие, как, например, «получить информацию у компьютера», «позвонить по телефону специалисту» (маме, папе, бабушке или еще кому-нибудь), «отправить письмо специалисту по электронной почте», и другие. Набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем шире возможности, тем больше методов можно задействовать, тем лучше и интереснее пойдет работа.
Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники — все участники занятия — готовы к поиску. От плана взрослого исследователя наш план отличается только лишь формой выражения: он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.
Сбор материала
Следующий, третий, шаг — сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.
Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Несмотря на то, что дошкольники не умеют писать, сделать это технически несложно. Мы можем использовать пиктографическое письмо.
Подскажем детям, что на маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.
При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях эта потребность у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.
Известно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок активно воспринимает чувственнообразную информацию, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т.п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.
Обратимся к примерам.
Как мы помним, первый из выделенных нами методов — «подумать самостоятельно».
Например, подумав, приходим к выводу: наш попугай — «домашняя декоративная птица». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке домик или клетку, человечка и попугая. Домик (клетка) и человечек будут служить напоминанием о том, что попугай живет в домашних условиях, рядом с человеком.
Следующая пришедшая исследователям идея, например, такая: «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала — один большой, другой маленький. К каждому пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется.
Затем, подумав, дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнообразном, ярком оперении попугаев».
Как показывает наш опыт, этих несложных заметок оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации на короткий срок.
Естественно, могут возникнуть идеи, которые сложно зафиксировать с помощью рисунков. Однако выход всегда есть. Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая. Причем подчеркиваем: не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь приучать ребенка к тому, чтобы значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно.
Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Наш экспериментальный опыт показывает: дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.
На тренировочном занятии все дети участники помогают выделенной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как ее проще и точнее изобразить.
«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете. Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым. На первых порах это вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом на пути к формированию навыков успешного обучения ребенка. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать учителя и друг друга. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.
Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Первое время следует особенно четко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, в нашем случае, кто-то может подсказать, что попугаи только в северных странах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком.
Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем соответствующие им схематические изображения. Например — несколько пальм, солнце и попугая. Пальмы будут напоминать нам о дикой природе, солнце — о теплом климате, а нарисованный рядом попугай будет дополнять общую картину, свидетельствующую о том, что перед нами дикая, а не домашняя птица.
Затем, например, на вопрос исследователей о том, где же живут дикие попугаи, нам подсказали идею о том, что они, как все птицы, устраивают себе гнезда. А на вопрос о том, чем они питаются, получен ответ, что птицы сами находят съедобные зернышки, орешки и корешки.
«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. В ходе занятия, кроме педагога, ребенку исследователю мало кто может помочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым к возможным вопросам.
В настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований. Прочитайте исследователям нужный текст вслух. Помогите зафиксировать новые идеи.
«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Попугаи — не редкость в живых уголках наших детских садов, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этой птицы.
Нам никто не мешает подойти с нашими исследователями к клетке попугая и поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.
Можно провести даже эксперименты. Например, любит ли попугай музыку или звучащую человеческую речь? Чем он питается, какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное, отличающееся от продуктов, используемых для приготовления человеческой пищи? Можно ли обучить попугая чему-либо?
Способность концентрировать внимание у дошкольника не высока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», не страшно: можно не акцентировать на этом внимание. Помогите детям сгруппировать то, что они уже имеют. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично, на «одном дыхании».
Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.
Выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно — надо, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…
В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. Ничего страшного: откладываем этот листок в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.
Конечно, начать лучше всего с попытки дать определения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Только не следует требовать от ребенка строгого соблюдения правил логики. Вполне достаточно и того, что он будет пытаться пользоваться приемами, сходными с определением понятий. Например, такими, как описание, характеристика, описание посредством примера и др.
С одной стороны, для детей это очень трудная задача, с другой, если не сковывать их инициативы, они часто делают высказывания весьма близкие к существу дела. Конечно, многие известные специалисты вполне справедливо утверждали, что дети дошкольного возраста не могут давать определения понятиям, но не менее очевидна и другая мысль: это неумение — не повод для того, чтобы их этому не обучать. Ведь если не делать пропедевтическую работу на доступном ребенку уровне сейчас, он этому никогда не научится.
Дети не отягощены «грузом определений классиков», поэтому на вопрос о том, что это, они обычно отвечают смело, легко и нередко точно. Во всяком случае, уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно.
Научить ребенка смело высказывать свои определения — очень важная задача обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена.
Доклад.
Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о попугае».
Практически это выглядит так: выбранные нами в начале занятия два добровольца исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи пиктограммы, делают доклад. Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествование, опираясь на собранный материал.
Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.
Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индикатором уровня общей подготовки ребенка, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения.
После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве взрослого. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой очень важной части занятия требует особого педагогического мастерства.
Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования собственных навыков и умений. Количество коллективных занятий тренировочного плана в нашем эксперименте обычно не превышало одного-двух в каждой группе. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наши занятия продолжаются на более сложном уровне. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.
Подготовка
Нам вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований. Их количество должно равняться (либо превышать) количеству детей в группе. Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого ребенка.
Устройство папки исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки. На них, как и в ходе тренировочного занятия, будет фиксироваться собираемая информация.
Для того чтобы эти записки делать, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку (карандаш или фломастеры).
Проведение занятия
На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.
В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по комнате. Это надо сразу учесть.
Выбор темы. Начинается занятие так же: выбираем тему исследования. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на невысоком столике (или на ковре). И каждый ребенок выбирает то, что хочет.
Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий, предусмотренных программой. Но вместе с тем эту игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. В этом случае заготовленные вами заранее карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.
Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования в данном случае проговаривать не обязательно. Этот план у нас изложен и уже зафиксирован на кармашках нашей папки.
Сбор материала. Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одного занятия.
Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает это в своем темпе, перемещается по группе так, как ему хочется. Это вносит элемент необычности в процесс работы, но никаких непреодолимых сложностей обычно не возникает.
Взрослому, для того чтобы действовать эффективно и успешно, надо помнить несложные правила.
Правила сопровождения детского исследования
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей.
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Доклады. Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удается. Ведь надо не только дать ребенку возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Если каждому докладчику дать по пять минут на сообщение и несколько минут на вопросы и ответы, то понадобится больше часа, чтобы выслушать всех. Конечно, старшие дошкольники этого не выдержат. Поэтому часть детей можно прослушать индивидуально — пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три детских доклада.
Для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, способных подготовить интересные сообщения.
Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик. Предоставляем исследователю слово.
Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для нас в данном случае важно, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.
Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если они с чем-то не согласны. Эти моменты очень важны, на них следует «акцентировать» собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Подчеркнем еще раз, что изложенная выше педагогическая технология может быть использована практически на всех предметных занятиях. Ее можно применять на разных занятиях, по разным предметам. Эти занятия расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем. Важно также учитывать, что работать в этом ключе дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа в парах или в тройках. Организация такой работы связана с дополнительными трудностями, но и открывает дополнительные воспитательные возможности.
И в завершении хотелось бы привести слова В.А. Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Список использованных источников
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2002. -№ 1. С. 24-33.
2. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
3. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во -2008. -256с.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте/ Л.С. Выготский// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2003г.
5. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
6. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
7. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. Москва: Педагогическое общество России. -2003. -80с.
8. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Киреева О. В.; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.: ил.
9. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.
10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. -1982. -№ 4. -С. 18-35.
11. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 3(6). – С.1180-182.
12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
13. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4—6 лет. —Волгоград: Учитель, 2009.
14. Нахалова М.А., Якушева С.Д. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. Ч. 3. – 2010. – № 5 .
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004г.
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.
17. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. -2006. -С. 51-58.
18. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
19. Парамоновой Л.А. Развивающие занятия с детьми. -М.: ОЛМА Медиа Групп. - 2010г.
20. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.
21. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электр.ресурс]. -Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru/metodicheskaya-kopilka/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov
22. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003.
23. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.
24. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ Савенков А.И.// Дошкольное воспитание - № 4 2006г. – с.10.
25. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
Уровни познания : ощущения (воздействие на органы чувств человека – цвет, запах, звучание ..) восприятие – совокупность ощущений передающих целостный образ предмета. представления - это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий (понятия, суждения, умозаключения).
источником познания является ПРАКТИКА .
Исследование - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо . Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
Согласно ФГОС (2.7.) конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей , определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности.
Младенческий возраст (2 месяца-1 год) Ранний возраст ( 2-3 года) Дошкольный возраст (3 года - 8 лет) непосредственное эмоциональное общение со взрослым манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия восприятие музыки, детских песен и стихов двигательная активность тактильно-двигательные игры предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К.Е.Тимирязев.
функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности ); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающегo мира); развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Технология А.И . Савенкова
обеспечивает: - собственное добывание знаний ребенком; - субъектность присвоения знаний; - учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций; - радость от детского творчества .
Исследовательская деятельность предполагает: ( по А.И. Савенкову): Алгоритм действий Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Составление предварительного плана исследования. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Умения Видеть проблему. Умение формулировать и задавать вопросы. Выдвигать гипотезу. Делать выводы и умозаключения. Доказывать и защищать свои идеи. Самостоятельно действовать в процессе исследования.
I этап - обучающий Провести 2-3 тренировочных фронтальных занятия. Подготовить 2 ребенка (познакомить с карточками исследования), остальные зрители.
II этап – самостоятельные учебные исследования Готовят карточки исследователя на каждого ребенка.
III этап – исследовательская практика ребенка в детском саду Дети самостоятельно работают в группе (индивидуально , подгруппами ), дома.
Завершающий этап - презентация, защита проекта. альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться ». В.А . Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».
Ø Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Тема: «Необходимые условия для жизни растений». Тема: «Посев семян гороха».
Систематизировать знания детей о процессе посадки семян....
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоват...
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, познавательно-исследовательская деятельность это – сквозной механизм развития ребенка. На протяже...
Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)
СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...
Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности
Как организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии....
Познавательно-исследовательский проект «Плоскостопие в детском саду» Р.Дима 6 лет
Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей....