Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шоколадный интерес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данное занятие позволит расширить и обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о шоколаде и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shokolad_konspekt.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи деятельности:
Образовательные задачи:
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активация словаря: шоколадье, какао боб, какао дерево.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий
Методические приемы: словесные,наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.
Материал и оборудование: Фартуки для детей, ноутбук, телевизор, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, клеенка на стол, плитка шоколада, минеральная вода, подносы, одноразовые тарелки, палочки для канопе, 10 одноразовых ложек, магниты, прихватка, посуда для нагревания, горелка, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И занятие начнём!
- Ребята, послушайте загадку.
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (Шоколад)
- Молодцы! Это действительно щоколад.
Подарите мне билетик
В Шоколадную страну,
Где молочный гонит ветер
Шоколадную волну.
Где плывёт под крики чаек
Шоколадный пароход,
А на пристани встречает
Шоколадный бегемот.
Где растут на загляденье
Шоколадные леса,
И ложится на растенья
Шоколадная роса.
Где гордится опереньем
Шоколадный какаду,
Шоколадные олени
Шоколадной ласки ждут.
С шоколадными глазами
Шоколадный кенгуру
Забавляет всех прыжками
И зовёт в свою игру.
Я искал без остановки
В шоколадный мир билет
И узнать был бы рад
Где растет шоколад?
- Ребята, а вы знаете, где растет шоколад?
- А шоколад - это вредно или полезно?
- А почему от шоколада пачкаются руки?
- У нас к вам предложение. Давайте вместе попробуем ответить на все эти вопросы.
Дети садятся на стульчики.
II. Основная часть.
- И так, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел? » Давайте попытаемся её решить.
Рассказ с использованием слайдов презентации.
- А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Может кто-то из вас знает, где растет шоколад? (Ответы детей) Родина шоколадного дерева – Америка. Его не выращивают люди, оно растет в тропических лесах.
- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. И выглядит вот так (слайд 2). На этом дереве растут большие плоды. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 3). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, их отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают семечки. Затем их сушат и складывают в мешки (слайд 4,5). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, они и попадают (слайд 6). На фабриках их очищают от кожуры, дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 7). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». (слайд 8).
- Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.
- А теперь давайте с вами выясним, полезен шоколад или вреден? Как вы думаете?
Польза (слайд 9).
- Шоколад поднимает настроение, своим приятным запахом, ароматом.
- В шоколаде есть полезные вещества, которые делают наши мышцы сильными и крепкими. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом (слайд 10).
- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад (слайд 11).
- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2,. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка (слайд 12).
- Еще шоколад улучшает работу сердца и мозга. В шоколаде содержится железо, которое необходимо для крови нашего организма. (слайд 13).
- Горький шоколад повышает иммунитет. Это хорошее лекарство от гриппа и простуды. А маслом какао можно смазывать слизистую носа, оно защитит от попадания инфекции. При сильном кашле лучше рассосать пару долек шоколада, чем пить таблетки. (слайд 14).
- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память, что очень важно для занятий в школе (слайд 15).
- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?
Вред (слайд 16).
- Если есть много шоколада, то от него можно поправиться. (слайд 17).
- Он может вызвать аллергию (слайд 18).
- Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу (слайд 19).
Выводы:
- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!
- Самый полезный – это горький шоколад.
- В день детям можно съесть 2 – 3 кусочка шоколада.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем. (слайд 20)
Вот мы с вами и узнали о пользе и вреде шоколада.
А чтобы ответить на остальные вопросы нам нужно провести несколько опытов.
Но сначала немного отдохнем.
Физминутка.
Отдохнули? А теперь просим вас пройти в нашу лабораторию.
Перед тем, как проводить опыты, нужно протереть руку влажными салфетками.
Опыт 1. Свойства какао.
- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)
- А какой вкус имеет какао? Быть может оно кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)
- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) - Совершенно верно, какао имеет горький вкус.
- А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)
- Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада.
- А теперь давайте определим свойства шоколада.
- У меня в руках плитка шоколада, она твердая, но если на нее надавить, то он сломается. Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
Перед вами два вида шоколада - воздушный и черный. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.
- А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.
- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.
Для этого нам понадобиться горелка, которую используют для проведения химических опытов.
- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?
Вывод: шоколад может быть как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь если его нагреть.
- Теперь мы можем ответить на вопрос? Почему от шоколада пачкаются руки?
- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В жидкости растворяется.
- Ребята, а не хотите ли вы сами попробовать сделать шоколад? Но сначала предлагаем вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Пройдите в наш кондитерский цех.
III. Самостоятельная работа.
1-ая часть эксперимента (слайд 22).
- На подносе стоят продукты, которые необходимы для приготовления щоколада. Давайте их назовем.
Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.
- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?
- А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)
- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)
- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Предложения детей).
- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.
- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).
2-ая часть эксперимента - Фрукты в шоколаде (слайд 23).
Предлагаю взять любые фрукты (бананы, клубника, чернослив, мандарин, виноград, ананас, яблоко, груша, персик). Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку или орешки.
IV. Итог деятельности:
- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера по изготовлению шоколада.
(слайд 24)
Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий шоколад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Шоколадные истории"
Конспект познавательно-исследовательской детельности "Шоколадные фантазии"...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» на тему: «Шоколадный интерес»
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах....
Конспект познавательно – исследовательской деятельности «Виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику».
laquo;Виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику».Цель: Познакомить детей с процессом приготовления шоколада.Задачи: развивать интерес детей к познавательно – исследовате...
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...