ПРОЕКТ « ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей
Приморского района г.Санкт – Петербурга
ПРОЕКТ
« ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА»
Авторы проекта:
Воспитатель: Щуцкая Т.Е.
Воспитатель: Шалыгина Н.В.
2018 учебный год
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: познавательно-игровой, исследовательский
Участники проекта:
- дети младшей группы: участвуют в познавательной опытно - экспериментальной деятельности;
- воспитатель: организует совместную опытно - экспериментальную деятельность, консультирование родителей о пользе игр с водой;
- родители: совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, делают поделки на тему «Вода».
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
1. Проблема:
Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода вызывает особый интерес у детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации. И еще вода есть всегда и везде.
2.Актуальность темы:
В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение к окружающей среде один из залогов дальнейшего существования планеты Земля. Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
3. Цель проекта:
Рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где, в каком виде существует вода, о значении воды в нашей жизни, формируя наблюдательность через игры с водой, закладывая основы экологической культуры личности и воспитывая бережное отношение к воде.
4. Задачи проекта по участникам:
Дети:
- Дать детям понятие, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
- Стимулировать у детей процесс познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная)
- Учить детей проводить несложные опыты с водой.
- Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, рек…).
- Развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой;
- Освоение способов изображения воды и все, что с ней связано.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Педагоги:
- Составить единый план работы воспитателей и специалистов ГБДОУ по работе в проекте
- Подобрать дидактические материалы, наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте. Обогатить развивающую среду по теме проекта.
- Познакомить детей опытным путем со свойствами воды. Убедиться в процессе экспериментирования.
- Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
- Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом. Включать родителей в совместное изготовление поделок и работ.
- Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
- Повышение уровня речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью, экологической культуры личности.
Родители:
- Участвовать в совместной реализации проекта.
- Оказывать помощь детям в выполнении творческих заданий, в процессе эксперементирования и опытов с водой.
- Приобщать родителей к сотрудничеству с воспитателем и детьми через игры и занятия с водой;
5. Этапы проекта
5.1. Организационный этап.
1. Родительское собрание по ознакомлению с темой проекта и планирование работы по проекту.
2.Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта
из различных интернет-ресурсов, газет, журналов, энциклопедий:
картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта, настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.
3.Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по темам, затрагиваемым проектом.
4.Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления детьми творческих работ и книжек по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.
5. Оснащение развивающей среды:
- организовать место для экспериментирования, в котором детям обеспечена возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения;
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Физическое развитие. | Физминутки: « Дождик , лейся», «Над водой летят стрижи», Подвижная игра « Солнышко, дождик». Пальчиковые игры: «Рыбки» Игровое упражнение: « Побродим по лужам» |
Социально- коммуникативное развитие. | Игра –забава с водой «Здравствуй водичка» «Рыбалка» «Купание куклы» « Мы стираем маме помогаем» « Поймай пузырь на ладошку», игры с резиновыми игрушками, игра «Покатай лягушонка на лодочке», «Что как плавает». Игры с мыльными пузырями: «Чей пузырь больше», «Поймай пузырь на ладошку». Пальчиковые игры: «Вот бегут босые ножки прямо по дорожке.», «Рыбки весело играют». Дидактические игры: «Снежинки – капельки», «И цветы хотят пить» |
Художественно- эстетическое развитие | Нетрадиционная техника рисования : » Ладошки – осьминожки» - рисование ладошкой «Дождик , дождик – кап, кап, кап» - рисование пальчиками Аппликация «Рыбки плавают в воде»; пластилинография. Слушание звуков «Шум ручья», Слушание музыкального произведения «Дождик» – игра «Дождик». |
Речевое развитие | Речевые игры «На полянку, на лужок тихо падает снежок», «Дождик, дождик». Беседа с детьми «Кто любит воду», «Правила безопасности при игре с водой». Игра «Капитаны» (дуть на кораблик, оттягивая губы трубочкой). Беседа на тему: «Опыты с водой» Чтение Р.Н. С. « Снегурочка» К. И. Чуковский « Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая» Потешки « Водичка, водичка». « Ай лады , лады не боимся мы воды» « Ах водичка хороша» « Мы пойдем купаться» Потешки«Водичка –водичка...», «Кран откройся», «Зайка начал умываться», «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды», «Гуси –лебеди летели», «Ах, водичка хороша», «Мы пойдем купаться». |
Познавательное развитие. | Наблюдение за явлениями природы на прогулке; Беседа для чего нужна вода?«Тонет не тонет»,»Цветная вода»,« Горячая , теплая, холодная вода», «Вода жидкая ,она течет», «Лед–это твердая вода», «Превращение в воду» |
5.2. Практическая часть проекта . Деятельностный этап.
Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Познавательное развитие.
- Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях.
- Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
- Обобщить сведенья детей о воде в природе. Воспитывать бережного отношения к воде.
- Стимулировать интерес к играм с водой.
- Формировать элементарные исследовательские умения.
Художественно-эстетическое развитие.
- Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, стихами, загадками по теме «Вода».
- Учить выполнять индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме.
- Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, реки, ручейка, моря и т.п. Прослушать детские песенки о дожде, реке, море.
- Развивать начальные навыки детского творчества.
- Прививать детям эстетический вкус ко всему красивому, что нас окружает.
- Развивать интерес к музыке.
- Развивать активность детей при подпевании и пении.
- Побуждать выполнять простейшие танцевальные движения.
Речевое развитие.
- Формировать умения отвечать на простейшие вопросы, вести диалог со взрослым.
- Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные, коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
- Расширять словарный запас детей, обогащать и активировать словарный запас по теме:
- стимулирование зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения.
Социально-коммуникативное развитие.
- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на воп-росы.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, общения. Желание заботиться о близких.
- Развивать желание обыгрывать роли.
- Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной исследовательской деятельности.
- Развивать творчество и инициативу при выполнении поручений по желанию детей.
Физическое развитие.
- Разучить подвижные игры, физминутки, динамические паузы под музыку по теме “Вода”.
- Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.
- Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье. Соблюдая личную гигиену.
- Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. Познакомить с правилами поведения на воде.
- Развивать двигательную активность. Умение согласовывать движения со словами.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Развивать координацию движений и двигательную активность детей.
Методы, используемые педагогами:
- Беседы.
- Наблюдение .
- Чтение сказок, детских рассказов, стихов.
- Художественное творчество.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, потешек о воде.
- Занятия по оброзовательным облостям.
- Сюрпризные моменты.
- Сюжетные игры.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры и пальчиковые игры.
- Прослушивание аудиозаписи звуков воды в природе.
- Физминутки, динамические паузы под музыку.
- Рассматривание иллюстраций и картинок.
- Серия игр – эксперементов по ознакомлению со свойствами воды.
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Печатная информация для родителей.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная: отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры.
Восприятие художественной литературы: чтение и обсуждение рассказов и сказок, разгадывание загадок, слушание стихов, пословиц и поговорок.
Двигательная: речь с движением, физ. минутки, дыхательная, пальчиковые игры, подвижные игры по теме проекта.
Изобразительная: рисование, лепка, аппликация.
Конструирование: различные виды конструкторов и материалов.
Игровая: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры на основе готовых сюжетов.
Познавательно-исследовательская: наблюдения, опыты, эксперименты.
5.3. Заключительный этап.
5.3.1. Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
- Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах.
- Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
- Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
- Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.
У педагогов:
- Разработан практический и методический материал по проекту.
- Пополнены картотеки дидактических игр, стихов, загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.
- Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.
- Привлечены родители к совместной реализации проекта.
У родителей:
- Привлечение родителей к жизни детского сада.
- Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
- Оказывать помощь детям в выполнении творческих заданий, в процессе эксперементирования и опытов с водой.
- Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями
6.Рефлексия проекта (выводы):
Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов, пополнили словарный запас детей. Способствовали формированию у детей стремления к познанию. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воды, дети проявляли интерес. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
7. Продукт проекта:
Игровой досуг «Волшебница-Вода»
Настольная игра «Капельки воды»(камешки-Марблс)
8.Информационно-методическое обеспечение проекта:
Техническое обеспечение:
- Аудиоцентр
- DVD – плеер
- Ноутбук
- Телевизор
Ресурсное обеспечение:
1. Иллюстрации, коллекции, фотоальбомы.
2.Методический инструментарий: картотека игр, конспекты .
3. Экологический уголок (эксперементирование, опыты)
4.Подборка художественной литературы.
5.Материал для художественного творчества.
6.Подборка дидактических игр.
7.Подборка музыкальных композиций.
8. Видеотека с собранием познавательного материала по теме проекта.
Список литературы:
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – ТЦ Сфера, 2007 г
- Баранов Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
- Горькова Л.г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
- Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
- Подборка журналов «Дошкольное воспитание».
- Материалы собранные совместно с родителями и воспитателями (стихи, сказки, потешки о воде).
Интернет-ресурсы:
LogoPortal.ru›
dohcolonoc.ru
https://урок.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебница вода"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ «Волшебница - вода» проект по окружающему миру (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)...