ПРОЕКТ « ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Щуцкая Татьяна Евгеньевна

Познавательно-игровой проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx191.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей

Приморского района  г.Санкт – Петербурга

ПРОЕКТ

« ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА»

Авторы проекта:

Воспитатель:  Щуцкая Т.Е.

Воспитатель: Шалыгина Н.В.

2018 учебный год

Вид проекта:  

По доминирующей деятельности:  познавательно-игровой, исследовательский

 Участники проекта:

  • дети младшей группы: участвуют в познавательной опытно - экспериментальной деятельности;
  • воспитатель: организует совместную опытно - экспериментальную деятельность, консультирование родителей о пользе игр с водой;
  • родители: совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, делают поделки на тему «Вода».

По продолжительности: краткосрочный  (2 недели)

1. Проблема:

Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода вызывает особый интерес у детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации. И еще вода есть всегда и везде.

2.Актуальность темы:

 В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение  к окружающей среде один из залогов дальнейшего существования планеты Земля. Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

3. Цель проекта: 

Рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где, в каком виде существует вода, о значении воды в нашей жизни, формируя  наблюдательность через  игры  с  водой, закладывая основы экологической культуры личности и воспитывая бережное отношение к воде.

4. Задачи проекта по участникам:

Дети:

  1. Дать детям понятие, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
  2. Стимулировать у детей процесс познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
  3. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная)
  4. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
  5. Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, рек…).
  6. Развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой;
  7. Освоение способов изображения воды и все, что с ней связано.
  8. Воспитывать бережное отношение к воде.

Педагоги:

  1. Составить единый план работы воспитателей и специалистов ГБДОУ по работе в проекте
  2. Подобрать дидактические материалы,  наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте. Обогатить развивающую среду по теме проекта.
  3. Познакомить детей опытным путем со свойствами воды. Убедиться в процессе экспериментирования.

  1. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
  2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом. Включать родителей в совместное изготовление поделок и работ.
  3. Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

  1. Повышение уровня речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью, экологической культуры личности.

Родители:

  1. Участвовать в совместной реализации проекта.
  2. Оказывать помощь детям в выполнении творческих заданий, в процессе эксперементирования и опытов с водой.
  3. Приобщать родителей к сотрудничеству с воспитателем и детьми через игры и занятия с водой;

5. Этапы проекта

5.1. Организационный этап.

1. Родительское собрание по ознакомлению с темой проекта и планирование работы по проекту.

2.Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта

из различных интернет-ресурсов, газет, журналов, энциклопедий:

картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта,  настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.

3.Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по темам, затрагиваемым  проектом.

4.Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления детьми творческих работ  и книжек  по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.

5. Оснащение развивающей среды:

-  организовать место для экспериментирования,  в котором детям обеспечена  возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения;

Образовательные

области

 

                 Виды детской деятельности

Физическое развитие.

Физминутки: « Дождик , лейся»,

«Над водой летят стрижи», 

Подвижная игра « Солнышко, дождик».

Пальчиковые игры: «Рыбки» 

Игровое упражнение: « Побродим по лужам»

Социально- коммуникативное развитие.

Игра –забава с водой «Здравствуй водичка»

«Рыбалка»

«Купание куклы»

« Мы стираем маме помогаем»

« Поймай пузырь на ладошку», игры с резиновыми игрушками, игра

«Покатай лягушонка на лодочке», «Что как плавает».

   Игры с мыльными

пузырями: «Чей пузырь больше», «Поймай пузырь на

ладошку».

Пальчиковые игры: «Вот бегут босые ножки прямо по

дорожке.», «Рыбки весело играют».

Дидактические игры: «Снежинки –

капельки», «И цветы хотят пить»

Художественно- эстетическое развитие

Нетрадиционная техника рисования :

» Ладошки – осьминожки» - рисование ладошкой 

«Дождик , дождик – кап, кап, кап» -

рисование пальчиками

Аппликация «Рыбки плавают в воде»;

пластилинография.

Слушание звуков «Шум ручья»,

Слушание музыкального произведения «Дождик»

игра «Дождик».

Речевое развитие

Речевые игры «На полянку, на лужок тихо падает снежок», «Дождик, дождик».

Беседа с детьми «Кто любит воду», «Правила безопасности при игре с водой».

Игра «Капитаны» (дуть на кораблик, оттягивая губы трубочкой).

Беседа на тему: «Опыты с водой»

Чтение Р.Н. С. « Снегурочка»

К. И. Чуковский « Мойдодыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

Потешки « Водичка, водичка».

« Ай лады , лады не боимся мы воды»

« Ах водичка хороша»

« Мы пойдем купаться»

Потешки«Водичка –водичка...», «Кран откройся», «Зайка начал умываться», «Ай лады, лады, лады, не

боимся мы воды», «Гуси –лебеди летели», «Ах, водичка хороша», «Мы пойдем купаться».

Познавательное развитие.

Наблюдение за явлениями природы на прогулке; Беседа для чего нужна вода?«Тонет не тонет»,»Цветная вода»,« Горячая , теплая, холодная вода», «Вода жидкая ,она течет», «Лед–это твердая вода», «Превращение в воду»

5.2. Практическая часть проекта .  Деятельностный этап.

Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Познавательное развитие.

  • Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях.
  • Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; 
  • Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение; 
  • Обобщить сведенья детей о воде в природе. Воспитывать бережного отношения к воде.
  • Стимулировать интерес к играм с водой. 
  • Формировать элементарные исследовательские умения. 

Художественно-эстетическое развитие.

  • Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, стихами, загадками по теме «Вода».
  • Учить выполнять индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме.
  • Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, реки, ручейка, моря и т.п.  Прослушать детские песенки о дожде, реке, море.
  • Развивать начальные навыки детского творчества.
  • Прививать детям эстетический вкус ко всему красивому, что нас окружает.
  • Развивать интерес к музыке.
  • Развивать активность детей при подпевании и пении.
  • Побуждать выполнять простейшие танцевальные движения.

Речевое развитие.

  • Формировать умения отвечать на простейшие вопросы, вести диалог со взрослым.
  • Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные, коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
  • Расширять словарный запас детей, обогащать и активировать словарный запас по теме:
  • стимулирование зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения. 

Социально-коммуникативное развитие.

  • Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на воп-росы.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, общения. Желание заботиться о близких.
  • Развивать желание обыгрывать роли.
  • Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной исследовательской деятельности.
  • Развивать творчество и инициативу при выполнении поручений по желанию детей.

Физическое развитие.

  • Разучить подвижные игры, физминутки, динамические паузы под музыку  по теме “Вода”.
  • Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. 
  • Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье. Соблюдая личную гигиену.
  • Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами  и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. Познакомить с правилами поведения на воде.
  • Развивать двигательную активность. Умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать мелкую и крупную моторику.
  • Развивать координацию движений и двигательную активность детей.  

Методы, используемые педагогами:

  • Беседы.
  • Наблюдение .
  • Чтение сказок, детских рассказов, стихов.
  • Художественное творчество.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, потешек о воде.
  •  Занятия по оброзовательным облостям.
  •  Сюрпризные моменты.
  •  Сюжетные игры.
  •  Дидактические игры.
  • Подвижные игры и пальчиковые игры.
  • Прослушивание аудиозаписи  звуков воды в природе.
  •  Физминутки, динамические паузы под музыку.
  • Рассматривание иллюстраций и картинок.
  • Серия игр – эксперементов по ознакомлению со свойствами воды.
  • Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  • Печатная информация для родителей.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная:  отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры.

Восприятие художественной литературы: чтение и обсуждение рассказов и сказок, разгадывание загадок, слушание стихов, пословиц и поговорок.

Двигательная: речь с движением, физ. минутки,  дыхательная, пальчиковые игры,  подвижные игры по теме проекта.

Изобразительная: рисование, лепка, аппликация.

Конструирование: различные виды конструкторов и материалов.

Игровая: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры на основе готовых сюжетов.

Познавательно-исследовательская: наблюдения, опыты, эксперименты.

5.3. Заключительный этап.

 5.3.1. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  • Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах.
  • Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
  • Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
  • Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.

У педагогов:

  • Разработан практический  и  методический материал по проекту.
  • Пополнены картотеки дидактических игр, стихов,  загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.
  • Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.
  • Привлечены родители к совместной реализации проекта.

У родителей:

  • Привлечение родителей к жизни детского сада.
  • Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
  • Оказывать помощь детям в выполнении творческих заданий, в процессе эксперементирования и опытов с водой.
  • Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями

6.Рефлексия проекта (выводы):

Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов, пополнили словарный запас детей. Способствовали формированию у детей стремления к познанию. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воды, дети проявляли интерес. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

7. Продукт проекта:

Игровой досуг «Волшебница-Вода»

Настольная игра «Капельки воды»(камешки-Марблс)

8.Информационно-методическое обеспечение проекта:

Техническое обеспечение:

- Аудиоцентр

- DVD – плеер

- Ноутбук

- Телевизор

Ресурсное обеспечение:

1. Иллюстрации, коллекции, фотоальбомы.

2.Методический инструментарий: картотека игр, конспекты .

3. Экологический  уголок  (эксперементирование, опыты)

4.Подборка художественной литературы.

5.Материал для художественного творчества.

6.Подборка дидактических игр.

7.Подборка музыкальных композиций.

8. Видеотека с собранием познавательного материала по теме проекта.  

Список литературы:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.
  2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
  3. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – ТЦ Сфера, 2007 г
  4. Баранов Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
  5. Горькова Л.г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
  6. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
  7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание».
  8. Материалы собранные совместно с родителями и воспитателями (стихи, сказки, потешки о воде).

Интернет-ресурсы:

http://doshkolnik.ru/

nsportal.ru

LogoPortal.ru

ped-kopilka.ru

maam.ru

dohcolonoc.ru

https://урок.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебница вода"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...