Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дети заходят с поклоном и здороваются.

В: Здравствуйте, добры  молодцы и красны девицы!

Милости просим в гости в избу русскую, в светлую горницу! Размещайтесь поудобнее. Посидим рядком , поговорим ладком! Давайте знакомиться. Я , хозяйка этой избы , пригласила вас для того , чтобы узнать что вы знаете о русских традициях , быте , о предметах старины и о русском народе.

В: Ребята , входя  в избу вы все поклонились и поздоровались , что означает этот поклон?

Р: Входя в избу гость делал поклон. Поклоном русские люди всегда выражали своё уважение к хозяевам. В избах даже двери специально делали низкие, а порог делали высоким: когда входишь, хочешь или не хочешь , а обязательно хозяину поклонишься.

В: А что значит поздороваться?

Р: А здороваясь , гость желал хозяевам добра , чтобы все были здоровыми , никаких ссор в семье не было , чтобы никакие беды не приключались , чтобы в доме был мир и согласие.

В: Ребята , а в русской избе сколько было комнат ?

Р: В избе была одна комната и называлась она горницей.

В: Как вы думаете , что в избе было самое главное? Без чего в избе жить не возможно?

« Летом спит – зимой горит.

Пасть открывает , что дают- глотает.(печка)

Р: Это печка.

В: А где стояла печь в избе ?

Р: Печь стояла по середине горницы.

В: Какие вы знаете пословицы о печке ?

Р: «Печь – нам мать родная» , « без печи изба – не изба» , «печь- всему голова»

В: Как вы их понимаете?

Р:Печь не только обогревала избу , в ней и хлеб пекли , и всю еду для людей и животных готовили. На печи сушили одежду , обувь , грибы , ягоды , рыбу. На печи спали . Дети очень любили поваляться на тёплой печке долгими зимними вечерами , сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек , матерей и отцов.

В: На печи лежали старики и старухи , говорят , что печка лечила их от болезней , они считали её волшебным целителем. С печью был связан весь быт , вся жизнь русского человека. Недаром народ  наделял её волшебными свойствами , а образ печи стал традиционным для русских сказок.

В каких сказках встречались мы с печкой?

Р: «Гуси- лебеди» , « Волк и семеро козлят» , « Колобок» , «По-щучьему веленью» и др.

В: Молодцы! Ребята ,а расскажите , пожалуйста , на какие две части печь делит горницу?

Р: В правой половине стоял большой стол ,около него – длинные деревянные лавки и сундуки. На этой же стороне было окно , поэтому угол был самый светлый. Эта половина комнаты была самой нарядной , красивой и называли эту часть горницы-«красный угол».

В: А кто может объяснить почему его так называли?

Р:В «Красном углу» висели иконы ,которые своим ярким богатым убранством украшали избу. Иконы были самой большой ценностью в доме. В «Красном углу» за большим столом встречали гостей , подчивали чаем из самовара , решали все самые важные семейные вопросы.

В: А как называлась вторая часть горницы?

Р: Вторая половина горницы была женской. Её называли так потому, что здесь хозяйки вели домашние дела.( Готовили еду , мыли посуду , стирали).Женщину в старину называли баба , поэтому место за печкой называлось «бабий кут».Кут- означает угол : бабий угол или бабий кут.

В: Ребята ,расскажите ,пожалуйста , а что же находится в этом бабьем углу?

Р: В бабьем углу находилась посуда для приготовления еды.

В: Ребята , а какая посуда была в то время?

Р: Чугуны ,ковши ,глиняные и деревянные миски ,корзины ,и др.

В: Как вы думаете , где люди брали посуду ?

Р: Покупали на базарах , на ярмарках , а в некоторых деревнях были мастера , которые сами делали посуду из дерева и глины.

В: Интересно , как же чугун со щами или кашей в печь горячую ставили , а потом доставали и не обжигались? Были ли у хозяйки помощники. Отгадайте загадку:

Не бык , а с рогами

Не ест , а еду хватает.

Что схватит- отдаёт.
Сам в угол идёт.

Р: Ухват.

В: Что это за предмет и для чего он нужен?

Р: (ответ)

В:Ира , подойди ко мне. Парням сюда вход был воспрещён : у печки работали только женщины. Попробуй поднять чугунок ухватом и поставить его в печь. Если девушка справлялась , то это значит , по крестьянским понятиям , она доросла до того , чтобы участвовать в приготовлении еды. Такую девочку называли «большуха»- хозяйкина помощница.

Р: (пробует,хвалю)

В: А вот ещё загадка про одного помощника:

«Кривая собака в печку глядит»

Р: Кочерга.

В: Почему собака , как вы думаете ?

Р: Собака дом сторожит , а кочерга огонь. Кочерга  очень важный помощник , без неё не справиться с печкой.

В: Послушайте загадку ещё про одного помощника:

«Концами над водой висит, серединкой на плечах лежит».

Р: Коромысло.

В: Какую помощь он оказывал хозяйке?

Р: Раньше воды в домах не было. Женщины носили воду из колодцев и родников ведрами, а чтобы удобнее и легче нести было, брали коромысло.

В: Предлагаю девочке взять коромысло с вёдрами и пойти по воду на колодец, как это делали наши прабабушки.

Р:(демонстрирует)

В:Что-то мы ребята засиделись. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».

В: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в моей горнице. Обращаю внимание на прялку. Как вы думаете, что это?

Р: Прялка.

В: Для чего она предназначалась?

Р: Прялка нужна для того, чтобы прясть шерсть. Далее шерсть сматывали в клубки и вязали носки, варежки, шарфы.

В: Ребята, а что это за предмет?

Р: Это люлька, кроватка,колыбель для младенца.

В: Правильно.Мать,работая за прялкой, напевала колыбельную песенку и слегка покачивала младенца в люльке. Вот, посмотрите, как это было.

Я пряду, пряду кудель, я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди, мою Свету не буди.

Ты тянись, тянись мой лён, ты сойди на Свету сон.

Баю, баю,бай сонных глаз не размыкай.

В: Когда мать укладывала малышей спать,старшие любили играть в русские народные игры: горелки, лапту.Водили хороводы. Предлагаю и вам поиграть.

В: В то время, когда мать занималась хозяйством отец тоже работал дома. Какую работу мог выполнять отец или дедушка?

Р: Мужчины вырезали или вытачивали деревянную посуду: миски, ложки, ковши; плели лапти, корзины. Всё это они делали красиво и с любовью.

В: Сейчас я предлагаю нашим мальчикам изготовить своими руками какую-либо посуду из пластилина, а пока наши мальчики выполняют эту работу, девочки займутся рукоделием и сделают себе украшения на голову.

В: (оцениваем работу).

Д: Мальчики, оказались искусными мастерами, сделанную посуду можно нести на базар продавать.

Р: Наши девочки прекрасные рукодельницы. В таких головных украшениях можно идти на праздничные гуляния.

В: Вот, ребята, побывали вы у меня в гостях. Мне очень приятно, что вы столько знаете о русских традициях, быте, о русском народе и надеюсь, что этими знаниями вы поделитесь со своими друзьями, родителями. А напоследок я вам приготовила сюрприз. Встала я сегодня рано, затворила тесто, затопила печь и испекла вам печенье. Угощайтесь!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_izba.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познавательному развитию  в старшей группе «Изба»

Дети заходят с поклоном и здороваются.

В: Здравствуйте, добры  молодцы и красны девицы!

Милости просим в гости в избу русскую, в светлую горницу! Размещайтесь поудобнее. Посидим рядком , поговорим ладком! Давайте знакомиться. Я , хозяйка этой избы , пригласила вас для того , чтобы узнать что вы знаете о русских традициях , быте , о предметах старины и о русском народе.

В: Ребята , входя  в избу вы все поклонились и поздоровались , что означает этот поклон?

Р: Входя в избу гость делал поклон. Поклоном русские люди всегда выражали своё уважение к хозяевам. В избах даже двери специально делали низкие, а порог делали высоким: когда входишь, хочешь или не хочешь , а обязательно хозяину поклонишься.

В: А что значит поздороваться?

Р: А здороваясь , гость желал хозяевам добра , чтобы все были здоровыми , никаких ссор в семье не было , чтобы никакие беды не приключались , чтобы в доме был мир и согласие.

В: Ребята , а в русской избе сколько было комнат ?

Р: В избе была одна комната и называлась она горницей.

В: Как вы думаете , что в избе было самое главное? Без чего в избе жить не возможно?

« Летом спит – зимой горит.

Пасть открывает , что дают- глотает.(печка)

Р: Это печка.

В: А где стояла печь в избе ?

Р: Печь стояла по середине горницы.

В: Какие вы знаете пословицы о печке ?

Р: «Печь – нам мать родная» , « без печи изба – не изба» , «печь- всему голова»

В: Как вы их понимаете?

Р:Печь не только обогревала избу , в ней и хлеб пекли , и всю еду для людей и животных готовили. На печи сушили одежду , обувь , грибы , ягоды , рыбу. На печи спали . Дети очень любили поваляться на тёплой печке долгими зимними вечерами , сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек , матерей и отцов.

В: На печи лежали старики и старухи , говорят , что печка лечила их от болезней , они считали её волшебным целителем. С печью был связан весь быт , вся жизнь русского человека. Недаром народ  наделял её волшебными свойствами , а образ печи стал традиционным для русских сказок.

В каких сказках встречались мы с печкой?

Р: «Гуси- лебеди» , « Волк и семеро козлят» , « Колобок» , «По-щучьему веленью» и др.

В: Молодцы! Ребята ,а расскажите , пожалуйста , на какие две части печь делит горницу?

Р: В правой половине стоял большой стол ,около него – длинные деревянные лавки и сундуки. На этой же стороне было окно , поэтому угол был самый светлый. Эта половина комнаты была самой нарядной , красивой и называли эту часть горницы-«красный угол».

В: А кто может объяснить почему его так называли?

Р:В «Красном углу» висели иконы ,которые своим ярким богатым убранством украшали избу. Иконы были самой большой ценностью в доме. В «Красном углу» за большим столом встречали гостей , подчивали чаем из самовара , решали все самые важные семейные вопросы.

В: А как называлась вторая часть горницы?

Р: Вторая половина горницы была женской. Её называли так потому, что здесь хозяйки вели домашние дела.( Готовили еду , мыли посуду , стирали).Женщину в старину называли баба , поэтому место за печкой называлось «бабий кут».Кут- означает угол : бабий угол или бабий кут.

В: Ребята ,расскажите ,пожалуйста , а что же находится в этом бабьем углу?

Р: В бабьем углу находилась посуда для приготовления еды.

В: Ребята , а какая посуда была в то время?

Р: Чугуны ,ковши ,глиняные и деревянные миски ,корзины ,и др.

В: Как вы думаете , где люди брали посуду ?

Р: Покупали на базарах , на ярмарках , а в некоторых деревнях были мастера , которые сами делали посуду из дерева и глины.

В: Интересно , как же чугун со щами или кашей в печь горячую ставили , а потом доставали и не обжигались? Были ли у хозяйки помощники. Отгадайте загадку:

Не бык , а с рогами

Не ест , а еду хватает.

Что схватит- отдаёт.
Сам в угол идёт.

Р: Ухват.

В: Что это за предмет и для чего он нужен?

Р: (ответ)

В:Ира , подойди ко мне. Парням сюда вход был воспрещён : у печки работали только женщины. Попробуй поднять чугунок ухватом и поставить его в печь. Если девушка справлялась , то это значит , по крестьянским понятиям , она доросла до того , чтобы участвовать в приготовлении еды. Такую девочку называли «большуха»- хозяйкина помощница.

Р: (пробует,хвалю)

В: А вот ещё загадка про одного помощника:

«Кривая собака в печку глядит»

Р: Кочерга.

В: Почему собака , как вы думаете ?

Р: Собака дом сторожит , а кочерга огонь. Кочерга  очень важный помощник , без неё не справиться с печкой.

В: Послушайте загадку ещё про одного помощника:

«Концами над водой висит, серединкой на плечах лежит».

Р: Коромысло.

В: Какую помощь он оказывал хозяйке?

Р: Раньше воды в домах не было. Женщины носили воду из колодцев и родников ведрами, а чтобы удобнее и легче нести было, брали коромысло.

В: Предлагаю девочке взять коромысло с вёдрами и пойти по воду на колодец, как это делали наши прабабушки.

Р:(демонстрирует)

В:Что-то мы ребята засиделись. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».

В: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в моей горнице. Обращаю внимание на прялку. Как вы думаете, что это?

Р: Прялка.

В: Для чего она предназначалась?

Р: Прялка нужна для того, чтобы прясть шерсть. Далее шерсть сматывали в клубки и вязали носки, варежки, шарфы.

В: Ребята, а что это за предмет?

Р: Это люлька, кроватка,колыбель для младенца.

В: Правильно.Мать,работая за прялкой, напевала колыбельную песенку и слегка покачивала младенца в люльке. Вот, посмотрите, как это было.

Я пряду, пряду кудель, я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди, мою Свету не буди.

Ты тянись, тянись мой лён, ты сойди на Свету сон.

Баю, баю,бай сонных глаз не размыкай.

В: Когда мать укладывала малышей спать,старшие любили играть в русские народные игры: горелки, лапту.Водили хороводы. Предлагаю и вам поиграть.

В: В то время, когда мать занималась хозяйством отец тоже работал дома. Какую работу мог выполнять отец или дедушка?

Р: Мужчины вырезали или вытачивали деревянную посуду: миски, ложки, ковши; плели лапти, корзины. Всё это они делали красиво и с любовью.

В: Сейчас я предлагаю нашим мальчикам изготовить своими руками какую-либо посуду из пластилина, а пока наши мальчики выполняют эту работу, девочки займутся рукоделием и сделают себе украшения на голову.

В: (оцениваем работу).

Д: Мальчики, оказались искусными мастерами, сделанную посуду можно нести на базар продавать.

Р: Наши девочки прекрасные рукодельницы. В таких головных украшениях можно идти на праздничные гуляния.

В: Вот, ребята, побывали вы у меня в гостях. Мне очень приятно, что вы столько знаете о русских традициях, быте, о русском народе и надеюсь, что этими знаниями вы поделитесь со своими друзьями, родителями. А напоследок я вам приготовила сюрприз. Встала я сегодня рано, затворила тесто, затопила печь и испекла вам печенье. Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нравственно - познавательного занятия старшей группы «Правила на всю жизнь»

Конспект нравственно - познавательного  занятиястаршей  группы«Правила  на  всю  жизнь»...

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...

конспект занятия познавательное развитие старшая группа Одежда и обувь

конспект занятия познавательное развитие старшая группа Одежда и обувь...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

"По следам Осени"конспект занятия познавательное развитие старшая группа

Цель: Формировать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....